![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Никогда не ругайте Volkswagen Phaeton, потому что это грозит серьезными неприятностями. Вот что произошло 8 октября 2004 года во время американской презентации обновленного Audi A6. Глава американского представительства Audi Аксель Миз поговорил немного о новинке, а затем обрушился с критикой на флагмана фольксвагеновской линейки, модель Phaeton, продажи которой шли вяловато.
«Я думаю, Volkswagen недооценил слабость своего бренда с точки зрения люксового сегмента, – заявил господин Миз. – Vokswagen не готов представить успешный автомобиль в этом ценовом диапазоне, чтобы он ни делал. Это может быть лучший автомобиль в сегменте, но я все равно его не куплю, потому что он несет логотип Volkswagen. Фердинанд Пих (экс-глава VW) хотел доказать, что он в состоянии построить хорошую машину, но не учел маркетинговых аспектов».
Через девять дней Аксель Миз был уволен. В Вольфсбурге не скрывали, что решение исходило от Фердинанда Пиха, и оно ни коим образом не было связано с продажами Audi в США – Миза уволили лишь за то, что он раскритиковал любимое детище господина Пиха.
Кто был прав в том споре – резковатый Миз или экс-глава Volkswagen? Последующие годы доказали формальную правоту первого: несмотря на существенный демпинг цен по сравнению с Европой, продажи Phaeton в США падали, и в 2006 году VW принял решение убрать модель с американского рынка. В Европе, кстати, дела шли не лучше – продажи не дотягивали до половины запланированного уровня.
Но почему Phaeton был так важен для Фердинанда Пиха и всего Vokswagen? Почему убыточная модель до сих пор существует в линейке фирмы, более того, зачем ее обновили?
Да потому что под традиционным для VW кузовом скрывается действительно экстраординарный автомобиль.
База от Bentley, начинка от Audi
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Многие считают, что Phaeton построен на базе Audi A8, однако это не так. В отличие от алюминиевого кузова Audi, несущая часть Phaeton полностью стальная, и делит он ее с Bentley Continental GT и Flying Spur. Другими словами, если бы престижность автомобиля определялась престижностью платформы, Phaeton был бы на ступеньку выше Audi A8. К сожалению, покупатели не видели сквозь стены и не всегда понимали, почему VW просил за модель, напоминающую Passat, почти столько же, сколько за чистопородный люкс-автомобиль Audi A8.
Идеологически Phaeton похож на другое противоречивое детище Фердинанда Пиха – Bugatti Veyron. Как и в случае с суперкаром, при разработке концепции Phaeton Пих исходил не из требований рынка – скорее, он опирался на мечту об идеальном автомобиле. Например, одним из пунктов технического задания было довольно странное требование: «Системы охлаждения и кондиционирования автомобиля должны обеспечивать возможность двигаться на скорости 300 км/час в течение дня при температуре наружного воздуха +50 градусов Цельсия, поддерживая температуру в салоне на уровне 22 градуса Цельсия». Имеет ли это отношение к реальной жизни? Нет. Разве есть в районе Экватора идеальная дорога длиной три тысячи километров, по которой можно нестись целый день со скоростью самолета?
Тем не менее, вы можете вообразить уровень технического совершенства, заложенный в этот автомобиль. Как и в случае с Veyron, Phaeton предлагает владельцу больше возможностей, чем тот может использовать.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Специально для этого автомобиля VW запатентовал множество технических решений. Например, четырехзонный климат-контроль работает таким образом, чтобы полностью исключить сквозняки и риск постудиться для пассажиров. Кузов автомобиля прочнее и жестче, чем у прямых конкурентов из немецкой тройки, а крышка багажника открывается с помощью электромоторчика.
Все Phaeton оснащены полным приводом (правда, заимствованным у Audi) и линейкой двигателей концерна VAG, самый мощный из которых имеет W-образную конфигурацию, развивая 450 л.с. На выбор предлагаются автомобили с двумя вариантами длины колесной базы – обычная (2881 мм) и удлиненная (3001 мм).
Наконец, производится автомобиль в Дрездене на так называемой стеклянной мануфактуре, где будущий владелец Phaeton может наблюдать за процессом ручной сборки своего автомобиля. Некоторые клиенты заказывают автомобиль не у местного дилера, а приезжают прямо на дрезденский завод, где работает группа специально обученных менеджеров, которые помогут максимально индивидуализировать автомобиль. Впрочем, можно заказать и стандартную комплектацию у локального дилера, ожидая доставки машины в родном городе.
Без переплаты за бренд
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Обновленный Phaeton получил слегка видоизмененную внешность, которая, по замыслу создателей, должна придать машине эмоциональность. Вместе с тем революции не произошло, и автомобиль по-прежнему выглядит строже смокинга.
Из любопытных фишек можно отметить системы помощи водителю. Адаптивный круиз-контроль в случае необходимости применит экстренное торможение вплоть до полной остановки, система Front Assist предупредит водителя об опасности столкновения и приведет в боевую готовность тормозную систему, а Side Assist позволит обнаружить машину в слепой зоне при перестроении. Правда, ничего революционного в этих системах нет – адаптивный круиз-контроль есть, например, у Ford Mondeo, а ассистент смены полос у Vokswagen Touareg и Audi Q7, но все равно приятно. Комплектация Phaeton включает еще немало пунктов: есть и адаптивная пневмоподвеска, «умный» климат-контроль, большой люк, аудиосистема премиум-класса и т.д.
Продаются ли Phaeton в нашем городе, столь далеком от идеалов Фердинанда Пиха с его 300 км/час при 50 градусах Цельсия? Продаются.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
«В прошлом году клиенты приобрели два VW Phaeton, – сообщает руководитель службы продаж автомобилей ООО «Автоцентр Керг» Герман Байтингер. – Заказы на обновленную модель уже принимаются, демо-автомобиль представлен в салоне, а тестовые поездки начнутся в апреле. На этот раз мы будет позиционировать автомобиль по-другому, появится комплексный подход к продажам и обслуживанию автомобилей Phaeton. Сейчас покупателям доступен автомобиль с двигателем V8 (335 л.с.) по цене от 2,34 миллиона рублей. Кроме того, Phaeton может оснащаться моторами мощностью 241 л.с. и 450 л.с.»
Главный упор теперь делается на отсутствие переплаты за бренд, которая неизбежна при покупке люксовых автомобилей других марок. Это похоже на правду: близкий по характеристикам Audi A8 4.2 Quattro дороже на 1,2 миллиона (стоит более 3,5 миллионов).
А за 3,4 миллиона можно купить Phaeton с 450-сильным мотором, тогда как Audi A8 6.0 Quattro с таким же силовым агрегатом обойдется в 4,9 миллиона рублей.
Выгода, как видите, на лицо. И, тем не менее, продажи Audi A8 превосходят продажи Phaeton в десятки раз. Сила бренда, как и красота – это страшная сила.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Однако для Phaeton есть ниша, где его минусы превращаются в жирные плюсы. Например, он может приглянуться политикам. Им не к лицу выставлять роскошь напоказ, и «народный лимузин» позволит не только приблизится к народу, но и сэкономить часть бюджетных денег. Да и масса Phaeton (он на 350 кг тяжелее алюминиевого Audi A8) лишь придает покупке вес и солидность. Вместе с тем, если не шиковать, просторный, великолепно оснащенный пятиметровый лимузин можно купить всего за два миллиона рублей. За эти «жалкие» деньги Audi предлагает лишь модель A6, не тянущую на роль представительской машины.
И политики действительно покупают Phaeton. Например, в качестве «президентомобиля» его использовал бывший канцлер Германии Герхард Шредер, да и нынешний канцлер, Ангела Меркель, не гнушается изредка появляться в свете на Фольксвагене-лимузине. Выражаясь языком маркетологов Volkswagen, «Phaeton – это представительский автомобиль для тех, кто не нуждается в представлении».