Все новости
Все новости

Opel наш. Почти...

После месяцев непростых переговоров (и уговоров) концерн General Motors согласился продать большую часть компании Opel российско-канадскому альянсу Сбербанк+Magna. По условиям сделки новые владельцы получат 55% акций, 35%...

Поделиться

Поделиться

Послемесяцев непростых переговоров (иуговоров) концерн General Motors согласилсяпродать большую часть компании Opelроссийско-канадскому альянсуСбербанк+Magna. По условиям сделки новыевладельцы получат 55% акций, 35% остаетсяу GM, оставшиеся 10% отойдут сотрудникамOpel.

Переговорышли сложно из-за конфликта интересов.Для правительства Германии приоритетомбыло сохранение рабочих мест. Для GeneralMotors важнее защита технологий – понекоторой информации, концерн планируетсо временем выкупить свой главныйевропейский актив, поэтому крайне важно,чтобы за время отчуждения Opel не разбазарилсвой инженерно-производственныйпотенциал.

Помимо«Сбера» и «Магны» на Opel претендовалбельгийский инвестиционный фонд RHJ.Правительство Германии выступало противпередачи управления неавтомобильнойкомпании, для которой основным мериломуспешности является прибыльность.Угроза сокращений персонала и дроблениякомпании в этом случае была слишкомвысока.

GMв свою очередь препятствовал «российскому»варианту. Правительство России нескрывало намерений отжать из Opelтехнологические сливки на благо нашегоавтопрома. Долю Сбербанка (27,5%) со временемпланировалось передать группе ГАЗ, агенеральный план подразумевал организациюпроизводства разнообразных моделейOpel в России, в частности на невостребованныхмощностях группы ГАЗ в Нижнем Новгороде.GM опасалась, что Opel «растащат на цитаты»,и возвращать в свои ряды придетсяобескровленную компанию. Однакоальтернатив, похоже, не было: правительствоГермании оказало на американцев изрядноедавление.

Сделкаоценивается в 500 миллионов евро (22,5миллиарда рублей), что сравнительнонемного. К примеру, второй квартал 2009года подразделение GM Europe, основнойчастью которого и является Opel, закончилос прибылью в 217 миллионов долларов, чтостало лучшим результатом за последние11 лет. Правда, цифры не вполне показательные– в первой половине 2009 года спрос намашины в Германии, Франции, Италии,Испании и ряде других стран подстегнулиправительственные компенсации заавтохлам, тогда как в будущем аналитикиожидают сильную рецессию европейскогорынка. Поскольку одним из условий сделкиявляется увольнение не более чем 3000сотрудников Opel (из 25 тысяч), резкоепадение спроса может обернуться изряднымиубытками. Впрочем, Сбербанк и правительствоРоссии, судя по всему, не ставят цельюнажиться на Opel напрямую.

Главное– обеспечить технологиями обветшалыйроссийский автором. Однако и здесь невсе гладко: GM поставило ряд неудобныхусловий. Так, использовать существующиенаработки Opel бесплатно не получится, иза любую технологию, внедренную до«сберовской эры», придется платить3,5-5% от оборота. К примеру, если группаГАЗ решит выпустить 300 тысяч Opel Astra втечение пяти лет, роялити составят210-300 миллионов долларов. Для сравнения,примерно в эту же сумму АвтоВАЗу обошласьпокупка двух платформ Renault (Logan и Megane),так что в этом смысле эффект от сделкине вполне очевиден.

Однако«наши» смогут беспрепятственнопользоваться новыми разработками Opel.В контексте борьбы за развитиеотечественного автопрома – это позитивнаяперспектива, но не стоит питать чрезмерныхиллюзий. Во-первых, ни одна современнаямашина не создается по щелчку пальцевс чистого листа – под новым кузовомможет скрываться прежняя подвеска,силовой агрегат или электрика, запользование которыми нужно платить.Во-вторых, разработка платформы можетстоить миллиарды евро, которые нужногде-то брать. Отчасти поможет правительствоГермании, пообещавшее госгарантии на4,5 миллиарда евро. Однако, если резкоепадение спроса в Европе произойдет,львиная доля этих денег может уйти навыживание.

Ситуация усугубляетсяи тем, что GM заблокировала доступ Opel накрупнейшие рынки мира – в США, ЮжнуюКорею и Китай. Более того, любойстратегический шаг Opel должен согласовыватьсясо своеобразным советом директоровJoint Product Board, в который войдут представителиGM, поэтому американская сторона всегдаимеет возможность наложить вето нанеудобные инициативы. Более того, GMтребует, чтобы из восьми членов советадиректоров Opel четыре места занималипредставители GM.

Дляразвития российского автопрома неудобени пункт, запрещающий увольнения рабочихв Германии. Из-за дорогой рабочей силыи растущего евро себестоимость машинв Западной Европе высока, и России былобы выгодно перенести часть производствана наши заводы, чтобы экспортироватьOpel в европейские страны. Пока же, судяпо всему, основным рынком сбыта российскихOpel останется сама Россия.

Всев совокупности ограничивает свободудействий. Успех или провал операции«Опель» во многом зависит от талантаменеджеров, которые будут координироватьвзаимодействие российских предприятийс немецкой стороной. Краеугольныхвопросов масса: на какую модель сделатьакцент, где ее выпускать, как обеспечитьконтроль качества и локализациюпроизводства? Если «рулить» будутвременные топы, жаждущие личной наживыи укрепления связей во власти, проектбесславно заглохнет. Может быть,правильной кандидатурой является новыйтоп-менеджер «Группы ГАЗ» Бо Андерссон,пришедший прямиком из GM? Может быть...

Главаавтомобильного департамента МинпромторгаАлексей Рахманов в своем блогенеожиданно признался: «Смею вас уверить,что даже если сделка состоится, тобольшого влияния на российский автопромона не окажет. Так уж она структурирована.Боюсь, донора для проекта "обновленныйроссийский автопром" нам нужно будетискать дополнительно». Заметим, чтораньше господин Рахманов высказывалсяо затее с куда большим оптимизмом.

Некоторыеаналитики пока отказываются откомментариев: «Говорить о том, что сделкасостоялась, еще рано, – уверенисполнительный директор ассоциациичелябинских дилеров Александр Рулевский.– То, что немецкая сторона «за», малочто значит – они были «за» с октябряпрошлого года. А сейчас грядут выборыв Германии, и неизвестно, чем онизакончатся. Бельгийский инвестиционныйфонд еще «пободается» за право купитьOpel. Плюс многое будет зависеть от решениясовета Евросоюза, который вполне можетзаблокировать сделку. На моей памятибыл прецедент, когда Volvo должна былапоглотить Scania, и все были вроде бы «за»,но Евросоюз сделку не одобрил, и ничегоне получилось».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter