Правительство России утвердило окончательный вариант технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», из которого исключили пункт 8, запрещающий ввоз праворульных автомобилей.
Победа народных масс? Да, но в каком-то смысле Пиррова победа – возросший курс йены и пошлины «уронили» импорт подержанных «японцев» более чем в десять раз, так что актуальность запрета практически исчезла. В общем, Дальний Восток получил утешительный приз и толику возросшей самооценки.
А может быть, правительство всех перехитрило? За шумихой насчет запрета «правшей», в тени остались другие пункты регламента. Например, про обязательность русскоязычного интерфейса у автомобилей, как новых, так и подержанных. Причем, если машина уже имеет российское одобрение типа, то проверка русскоязычности откладывается до 2013 года, для остальных правило начинает действовать в сентябре 2011 года.
Интерфейс – это панель приборов, дисплеи бортового компьютера, магнитолы, климатической системы. Помимо интерфейса, русифицировать придется любые информационные и предупреждающие надписи, например о типе используемого топлива на лючке бензобака.
Для новых автомобилей, ввозимых в Россию официально, такое требование действовало и раньше. Уж если русифицировали инструкции от телевизоров и этикетки зеленого горошка, то с новыми машинами вопросов не было.
Однако, если вчитаться, регламент распространяется на все автомобили, «ввозимые на срок более шести месяцев на территорию РФ независимо от объема ввозимой партии и даты выпуска». То есть на «серые» иномарки в том числе.
Значит, перед поставкой подержанной японской, немецкой или американской машины российский представитель марки обязан русифицировать весь интерфейс, включая перевод миль в километры. Если вы не производитель автомобилей, – это сложная задача. Большинство иномарок для чужих рынков даже если имеют мультиязычный интерфейс, русский язык в списке доступных встречается редко, а значит, нужно лезть в электронные «мозги», менять ЖК-панели со стандартными надписями, модифицировать панель приборов. Даже если кто-нибудь заморочится на подобный шаг, результат может быть формальным: вместо Check engine вы увидите «Првр. двг-ль», а Load disk превратится в загадочное: «Реж.заг.», чем иногда грешат псевдорусские приборы.
В Минпромторге акцент делают на безопасность – дескать, в критический момент водитель скорее отреагирует на надпись по-русски. Но так ли часто в аварийных ситуациях вы разбираетесь, что именно написано на спидометре и вообще коммуницируете с автомобилем?
Короче говоря, технично и без особой помпы регламент де-факто ограничивает ввоз серых иномарок в Россию. Схема очень напоминает историю с «красными» поворотниками американских машин.
«Документа я еще не видел, но требование о русскоязычном интерфейсе на безопасность не влияет, значит, нас оно не касается, – говорит заместитель начальника отдела технического надзора УГИБДД по Челябинской области Виталий Скрынник. – Неверно считать, что техрегламент – это документ для госавтоинспекции. Мы имеем к нему отношение лишь в маленьком блоке, где говорится о том, что контроль за соответствием конструкций и техсостоянием автотранспорта лежит на Госатвоинспекции. В остальном он касается изготовления автотехники, ее сертификации, реализации и так далее».
«В требовании русскоязычного интерфейса ничего нового нет, оно было и раньше, – комментирует директор ООО «Центр сертификации», руководитель органа по сертификации продукции автомобилестроения Сергей Костяев. – Помимо национального языка, в обозначениях должны использоваться принятые законом официальные единицы измерения, то есть температура в градусах по Цельсию, а не по Фаренгейту, на спидометре – километры, а не мили».
Отличия лишь в том, что с 2013 года (или уже с 2011?) эти требования планируют распространить на все вводимые в эксплуатацию машины без исключения...
А еще интересно, что регламент обязывает иностранного производителя иметь в России лишь одного представителя, который и отвечает за соответствие машин и запасных частей нормам регламента. Другими словами, новые и подержанные «Тойоты», равно как и запасные части, будут проходить через единственную компанию. От нее будут зависеть цены и ассортимент продукции (ряд моделей, наверняка, сочтут нерентабельными).
Лидер ассоциации «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков высказался так: «Технический регламент должен оговаривать технические характеристики автомобилей, а он является экономическим регулятором, препятствующим выходу на рынок определенных товаров и фирм».