С 21 июня Госавтоинспекция Челябинской области проводит мероприятие «Талон-Конструкция», направленное на выявление технических неисправностей транспорта. Диагностическими приборами служат газоанализатор, дымомер, тоник и люфтомер. Срок окончания профилактической акции – 26 июня. Уже в первый день работы стало ясно, что проверка организована не зря: в среднем инспекторы выявляли 15 нарушителей в час.
«Технические неисправности обнаруживались как у легковых автомобилей, так и грузовиков, и пассажирских «Газелей», – комментирует старший инспектор по пропаганде ГИБДД Челябинска Виталий Мордовин. – Самая распространенная – нарушение правил светопропускания лобового и передних боковых стекол. Один грузовик имел неисправность люфта рулевого колеса, другой – превысил нормы токсичности выхлопных газов. Оба транспортных средства были запрещены к эксплуатации путем снятия номеров. Что касается пассажирских «Газелей», были зарегистрированы случаи переоборудования салона с добавлением сидений, заблокированные задние двери, а также перенос баллона газа на место бензобака».
Напомним, такая масштабная плановая проверка проходит два раза в год, не считая ежедневных технических проверок пассажирского транспорта перед выездом на линию.
Почему же тогда на дорогах Челябинска и области присутствует столько автомобилей с техническими недочетами? Намек на возможное прохождение техосмотра за деньги в Госавтоинспекции опровергают. Сотрудники ГИБДД объясняют сложившуюся ситуацию тем, что водители попросту снимают все лишнее перед процедурой техосмотра, а потом снова вносят свои изменения.
У автомобилистов данное утверждение вызывает усмешку. «Лично мне проще пройти техосмотр не совсем честным способом, чем заморачиваться на снятии тонировки. Хотя некоторые водители так и делают: каждый год убирают тонировку и «кенгурятник», а потом одевают вновь, – говорит водитель ВАЗ-2112 Павел. – Поэтому на дорогах часто можно заметить дорогие и не очень автомобили с наглухо затонированной задней частью и «аквариумом» впереди. Сразу видно: эти автовладельцы недавно прошли техосмотр».
По данным Движения автомобилистов России, талон техосмотра с помощью связей или взяток получают более 60% автовладельцев России.
Причина купить техосмотр вполне объяснима: коррекция всех технических несоответствий может быть экономически не выгодна, да еще и занимает много времени. Места и люди, которые занимаются «серым техосмотром» из уст в уста передаются в водительском фольклоре. «Стоимость техосмотра колеблется от полутора до пяти тысяч рублей в зависимости от услуги. Например, осмотр с нарушениями по фарам и другими мелочами уложится в 1500 рублей. А если сюда добавятся тонировка и «кенгурятник», да еще и услуга не привозить автомобиль вовсе – тогда придется более 5000 рублей выложить», – откровенно признается владелец внедорожника Алексей.
Конечно, контрольно-профилактический отдел официально следит за соблюдением автоинспекторами законодательства, отправляет с проверкой своих лиц на пункты технического осмотра и даже выявляют нечестных механиков. Однако пока существует повышенный спрос на такие услуги, покупка техосмотра для некоторых водителей была и остается вполне обычным делом.
Один из способов борьбы с незаконной продажей талонов – активно обсуждаемая сейчас передача прав государственного технического осмотра частным компаниям. Возможно тогда частники, осознавая свою ответственность и дорожа репутацией, не станут закрывать глаза на технические несоответствия транспортных средств.
С этой позицией соглашаются общественники, прогнозируя повышение качества техосмотра. «Техосмотр в нынешнем виде не выполняет ни одну из задач, которые на него возложены: безопасность от этого больше не становится, и техническое состояние машин не улучшается», – заявил в одном из интервью руководитель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. По мнению правозащитников, главное, чтобы после введения данной меры не появилась коммерческая составляющая в отношениях между частными центрами техосмотра и ГИБДД.