Зачем Ferrari FF полный привод? В том числе чтобы лучше продаваться в странах вроде России. FF станет первым полноприводным автомобилем итальянской марки, и его трансмиссия поражает воображение красотой технических решений.
FF – это переднемоторный суперкар, который станет заменой четырехместному 612 Scaglietti. Проблема в том, что для лучшей развесовки коробка передач у FF расположена в задней части машины. Если автомобиль заднеприводный, особых проблем нет: коробка передач объединяется в один блок с задним дифференциалом, который распределяет момент между колесами.
А теперь представьте, что от задней коробки передач нужно привести в движение передние колеса. Какое самое очевидное решение? «Прокинуть» вперед еще один приводной вал, и тогда в сумме их получится два: один – от двигателя к коробке, второй – от коробки к переднему дифференциалу или муфте. Именно такое решение использовано в Nissan GT-R, но вся проблема в массе и инерционности такой конструкции.
В Ferrari подошли к вопросу креативно и обошлись без второго вала. Гипотетически можно «запитать» передние колеса напрямую от коленчатого вала через муфту, но в этом случае скорость вращения приводного вала и колес будет разниться чересчур сильно, и проку от такого решения не будет.
Поэтому у Ferrari FF две коробки передач, одна семиступенчатая основная (задняя), а вторая двухскоростная установлена в передней части автомобиля и получает крутящий момент напрямую от коленчатого вала. Наличие дополнительной коробки передач позволяет хотя бы отчасти выровнять скорости вращения коленчатого вала и колес.
Передаточные числа «передней» коробки соответствуют третьей и седьмой передачам основной коробки передач, то есть система не может работать как постоянный полный привод. Передние колеса получают момент импульсно, когда это необходимо для стабилизации автомобиля в повороте или в периоды интенсивных ускорений. Причем электроника заранее решает, какую из двух передач в передней коробке выбрать.
Разумеется, чтобы система работала, связь между передней коробкой и колесами не может быть жесткой. Роль буфера играют две электромагнитные муфты, и в этом еще одно ноу-хау Ferrari. Каждая из муфт отвечает за левое и правое колеса автомобиля, таким образом, появляется возможность делить момент не поровну, а фактически в любой пропорции в зависимости от условий. Это необходимо для силового подруливания автомобиля за счет разницы крутящего момента на колесах левой и правой сторон. Подобные по функционалу системы известны не первый год, и родоначальником их серийного внедрения стала Mitsubishi (Lancer Evo), доказав изрядную эффективность подхода, после чего его взяли на вооружение многие именитые фирмы, BMW, Porsche и Audi в частности. Однако конструктивно привод Ferrari изрядно отличается от «эвиковского».
Кстати, забавно, но отчасти привод новой Ferrari FF напоминает трансмиссию... Nissan Juke, который появится в России уже в этом году. У него пара задних колес также получает крутящий момент от приводных валов через две электромагнитные муфты. Во многих областях японцы действительно впереди планеты всей.
Но у Ferrari свои ценности. Помимо невероятной точности и быстродействия, новый привод будет еще и интеллектуально развит: например, он будет получать информацию об изменении интенсивности дождя от датчиков, которыми «пользуются» стеклоочистители автомобиля. Таким образом, полный привод заранее будет готов к изменению уровня сцепления после начала или усиления ливня.
Ferrari FF позиционируется как самый практичный автомобиль марки за все время ее существования. В список ценностей Ferrari теперь добавился не только полный привод, но и багажник объемом 450 литров.
Фото: Артем КРАСНОВ