Все новости
Все новости

День без автомобиля Челябинск поддержал пробками

22 сентября во всем мире проводится День без автомобиля: каждый, кто озабочен проблемами экологии, в этот день пересаживается...

Поделиться

Поделиться

22 сентября во всем мире проводится День без автомобиля: каждый, кто озабочен проблемами экологии, в этот день пересаживается на велосипед, общественный транспорт, ходит пешком. Если на Западе это оформилось в традицию, в России об этом дне вообще мало кто слышал. Доказательство тому – видеоопрос сайта AutoChel.ru и сегодняшние пробки в городе. Хотя местные приверженцы «зеленой темы» посвятили целую неделю вопросам экологии и в день отказа от автомобиля будут передвигаться исключительно на велосипедах.

Главная цифра, которая приводится экологами в качестве аргумента, – ежедневная гибель 3000 человек из-за грязной окружающей среды. Пусть это сказывается опосредованно – через всяческие заболевания, но причина берет начало в дурной обстановке, считают идейные вдохновители. Отказавшись от машин, мотоциклов и прочих источников вредных выхлопов, каждый внесет свой малый вклад в общее дело.

Как показал нынешний день, автомобилей на челябинских дорогах меньше не стало. Почему – объясняют сами автовладельцы.

«Да если бы День без автомобиля приходился на выходные и лето, я бы, конечно, оставил машину на стоянке и прогулялся, а еще лучше – уехал бы за город заранее и там отдыхал на чистом воздухе, – говорит автомобилист Валерий Незаймов. – А посмотреть на сегодняшнюю погоду и заторы: честно говоря, не хочу ехать в непонятной позе в маршрутке через весь город по пробкам – одной машиной больше, одной меньше. Так что я сегодня, как обычно, на своем транспорте».

«У меня нет своей машины, но на работу на Троицкий тракт меня возит служебный транспорт. Если бы этого не было, я ни за что от машины не отказалась бы. Потому что ни утром, ни вечером оттуда не доберешься домой. Думаю, метро – это выход», – говорит челябинка Елена.

«Да, автомобиль обходится гораздо дороже в перерасчете на день, чем поездки на общественном транспорте. Но есть и оборотная сторона – комфорт и удовольствие от вождения. И от них я мог бы отказаться, но вступает в силу третья причина – гигиена. В своем автомобиле на меня никто не чихнет. А в маршрутке, автобусе, трамвае подхватить заразу можно запросто», – говорит автомобилист Юрий.

«Я думаю, если бы снизили стоимость общественного транспорта, то многие студенты пересели бы на него со своих автомобилей. Даже если сравнить автобусы и маршрутки: проезд стоит почти одинаково, поэтому многие предпочитают маршрутные такси. Но я как бюджетник езжу за 4 рубля в троллейбусах, и для меня даже не встает вопрос менять привычку. Если сделать низкую стоимость для всех студентов в троллейбусах, автобусах, трамваях, на них начнут ездить вместо машин – хотя бы в университет», – считает студентка ЮУрГУ Мария Казакова.

22 сентября – World Carfree Day. Подобные акции спонтанно возникали в разных городах с началом нефтяного кризиса 1973 года. Первыми странами, где прошли Дни без автомобилей, стали Исландия, Франция и Великобритания. В 2000 году эти дни стали проводиться по всему миру.

Итак, если отбросить нюансы, люди не хотят отказываться от автомобилей, потому что достойных альтернатив нет. Общественный транспорт после личного авто не устраивает ни по комфорту, ни по скорости, ни по маршрутной сетке. Сказываются привычка и чувство солидарности: «почему все на машинах, а я нет?» Однако не все так безнадежно – есть водители, которые легко бы оставили машину дома, но просто не посмотрели на календарь.

«Я сегодня на машине, но я просто забыл, какой сегодня день. Если бы вспомнил, приехал бы на работу на велосипеде – это несложно. Я часто так езжу по городу, – говорит автомобилист Денис. – Просто я сторонник теории малых дел. Если каждый сделает по чуть-чуть для улучшения окружающего мира – это лучше и эффективнее, чем один-два героя положат жизнь за то же самое. В конце концов, можно к знакомым в машину попроситься, потому что заставить себя добровольно сесть в маршрутку в часы пик – это просто гражданский подвиг. А вообще, у нас многие думают: все ставят машины на газон, а я что – особенный? Результат: все газоны вытоптаны в пыль. Все бросают обертки на тротуар, значит, и мой мусор как бы не нарушение. А потом ворчим, что в гадкой стране живем».

К нашему удивлению, нашлись и «безлошадные» по собственной воле, правда, причина кроется в принципах по отношению к ценам на топливо, а не в экологической теме: «Я сегодня не пользуюсь своим автомобилем, хотя причины не столько в сегодняшней дате и традициях. Это своеобразный знак протеста: с тех пор, как подорожал газ, я принципиально не стал заправлять им машину, а три дня назад вообще решил отказаться от вождения на некоторое время. Что касается традиции Дня без автомобиля, на мой взгляд, она может прижиться в студенческих кругах: молодежь у нас прогрессивная, может, с ними она и пойдет в будущие поколения. А закоренелые водители вряд ли знают об этом дне и не готовы оставить авто на стоянке. А вообще, чтобы как-то повлиять на экологию, таких дней в году должно быть больше», – считает глава общественный организации «Зеленый мир» Максим Юхачев.

В России «безавтомобильная» акция поддерживается в Москве с 2008 года. Также на нее откликались в Питере, Курске, Уфе. Сегодня в Москве на улицах появятся дополнительные единицы транспорта, а проезд станет дешевле. В Уфе намечен велопробег. В Челябинске все в стандартном режиме: транспорт ходит по прежнему расписанию и тарифы в нем неизменны.

Помимо скептиков, в Челябинске есть активная группа, которая несколько дней посвятила вопросам экологии: с 20 по 25 сентября в городе проходят велофестивали, организован сбор макулатуры, будут показывать фильм о байках, увенчается эта тема велоэкскурсией по архитектурным памятникам города и велопробегом. Программа мероприятий – здесь.

Активному продвижению велокультуры в городе препятствует отсутствие инфраструктуры, считают организаторы акции: «Сам не езжу на автомобиле уже три года, пересел на велосипед, – рассказывает организатор акций движения «Мусора больше нет. Челябинск» и убежденный велосипедист Сергей Ганеев. – И это действительно удобно. Во-первых, можно быстрее добраться до места, чем люди на своем транспорте. Не стоишь в пробках – едешь в объезд. Во-вторых, это избавляет человека от груды проблем: не надо нервничать в дороге, не надо беспокоиться за стоянку машины, за ее ремонт – без нее спокойнее. Ведь основная масса автомобилистов – это те, кто ездит от дома до работы. Конечно, в городе проблемы с инфраструктурой для велосипедистов: нет велосипедных дорожек, но мы надеемся, что в рамках экологического развития Челябинска их запланируют и оборудуют».

«По инфраструктуре еще могу добавить, что, помимо отсутствия велосипедных дорожек, в городе нет и велопарковок, и это даже сложнее, чем ситуация с автомобилями, ведь, кроме площадки, еще нужно что-то, куда велосипед крепится, – добавляет художественный директор «Галереи 10'06», координатор проекта «Зеленая тема» Полина Ляпустина. – Многие велосипедисты предпочитают ездить по проезжей части, поскольку по тротуарам с их высоченными бордюрами просто некомфортно передвигаться. И если говорить про отношения велосипедистов и автомобилистов на дороге, то все вопросы могут решить именно велодорожки – они разграничат участников движения. Хотя тут может возникнуть другая проблема – болезнь городов, где уже есть такое благо: на дорожках паркуют автомобили. Все приходит с опытом и временем – и велосипедисты учитывают особенности дорожной обстановки, и велосипеды сейчас многоскоростные, так что особо напрягать кого-то не приходится. А вообще, замечаю, что водители грузовиков и легковушек достаточно уважительно относятся к велосипедистам, больше напрягает общественный транспорт».

Напомним, что еще в прошлом году велся разговор о создании велодорожек в районе Шершней и проспекте Ленина, но и в ходе дорожной революции им не нашлось место на городских проспектах.

Итак, в Челябинске 22 сентября оказалось особенным днем лишь для малой толики горожан – большинство автомобилистов предпочло доехать на работу привычным способом. Для массовых акций мы пока не доросли, но даже нишевые проявления интереса к «зеленым» вопросам могут дать искру для будущего пламени

Фото: Видео Павла ВАСИЛЬЕВА, монтаж Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter