RU74
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Челябинске

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

4 м/c,

ю-в.

748мм 71%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Авто ФАС атакует дилеров

ФАС атакует дилеров

Федеральная антимонопольная служба заинтересовалась вопросом гарантийного обслуживания автомобилей. В адрес ведомства поступает много жалоб на стоимость сервисных услуг у официальных дилеров и невозможность...

Федеральная антимонопольная служба заинтересовалась вопросом гарантийного обслуживания автомобилей. В адрес ведомства поступает много жалоб на стоимость сервисных услуг у официальных дилеров и невозможность проходить те же процедуры в обычных мастерских, где могли бы сделать не хуже, но подешевле. Мультибрендовые сервисы в свою очередь недовольны тем, что дистрибьюторы отказываются поставлять им оригинальные запасные части. В ближайший месяц при ФАС будет создан экспертный совет по этим вопросам.

Но уже сейчас участники рынка не видят перспектив данного направления: дистрибьюторы не будут создавать дополнительную конкуренцию дилерам, а автосервисы просто не потянут условия аккредитации для работ по гарантии.

Замначальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Михаил Федоренко на прошлой неделе заявил, что число жалоб автомобилистов на завышение стоимости гарантийных услуг и запчастей достигло критических значений. Поэтому ведомство предлагает допустить к гарантийному обслуживанию компании, которые не являются официальными дилерами.

Таким образом станет возможным отдельно получить дилерство по реализации машин и дилерство на оказание сервисных услуг. И второе направление смогут взять на вооружение автомастерские, чтобы включить в свою клиентуру владельцев гарантийных автомобилей.

Разумеется, первой встречной компании такую работу не доверят, поэтому мастерской для начала придется пройти аккредитацию, которая, скорее всего, мало чем будет отличаться по условиям от требований дилерского соглашения. Чтобы решить вопрос с оригинальными запчастями, ФАС предлагает ввести запрет на ограничение продаж этого товара неофициальным сервисам.

«А потянут ли автосервисы? Допустим, идет кампания по отзыву машин из-за неисправности двигателей. Смогут ли мастерские за свой счет исправить дефекты на миллионы рублей и только потом получить возмещение от дистрибьютора? Или например, дилеров обязывают утилизировать масло, фильтры; что делают с этим мастерские, как вы думаете?

Также необходимо обеспечить склад запчастей, обучение персонала и еще множество условий для того, чтобы компании дали официальное разрешение на гарантийное обслуживание, – говорит директор компании «Авто-М» Сергей Барыкин. – Сейчас одним из первых условий получения дилерства является наличие авторизованного сервиса с соответствующим оборудованием, площадями, квалификацией специалистов, в общем, учитывая все эти факторы, мало кто из автосервисов сможет выполнить все требования. И если закладывать все эти расходы в услуги, вряд ли работы в автомастерской будут дешевле, чем у дилеров».

Итак, прежде чем получить разрешение на новые услуги, придется выполнять ряд условий, которые далеко не каждой компании будут по карману. И если все их заложить в стоимость работ, вряд ли прайс будет сильно отличаться от дилерского.

«Стоимость работ ТО у дилера несколько выше, чем в обычных мастерских, но это связано с тем, что дилер несет полные гарантийные обязательства перед клиентом. Если появятся новые аккредитованные сервисные центры, то цены у них будут такими же, поскольку тоже придется нести ответственность, – говорит директор по маркетингу и рекламе компании «АВС-Моторс» Артем Харжанович. – Создает ФАС дополнительную конкуренцию, вводя новых игроков на рынок сервисного обслуживания. Это, возможно, и приведет к снижению цен, а дальше?

Оно потянет за собой снижение прибыли, это в свою очередь приведет к выбору: либо уходить с рынка, либо вводить другие бренды в аккредитацию. В итоге появятся мультибрендовые сервисы, которые не смогут держать полный объем запчастей на все обслуживаемые модели. И люди опять вернутся к дилеру: он продал – он и обслуживает».

Кстати, даже сейчас в крупных неавторизованных сервисах цены не настолько ниже, чтобы жертвовать гарантией, а все кроется опять же в затратах на бизнес. Те, кто сегодня составляет конкуренцию дилерам, берут небольшой разницей: «Пока машина была на гарантии, я обращался к официальному дилеру, потом решил попробовать неофициалов. Удивило, что разница в цене получилась не слишком заметной: дилерский центр просил 7200 за ТО, неофициалы – 5000 рублей, – рассказывает автомобилист Иван Растеряев. – В случае с дилером напрягала даже не цена, а некоторая необязательность при приемке машины: записываешься на 10 утра и ждешь еще час, потому что менеджеры бегают с деловыми лицами и говорят «подождите еще минуточку». О качестве работ судить сложно: внутрь двигателя не заглянешь».

Кроме конкурентных цен на ремонт и выбора мест обслуживания водителям может понравиться удешевление добровольного страхования, которое последует за ценой работ: «Если появятся компании, которые могут осуществлять гарантийный ремонт, не являясь дилерами, это скажется на стоимости полиса каско. Если клиент выберет их как место ремонта, цена может упасть до 20-30%. В этом плане появление подобных сервисов может заинтересовать автомобилистов. И, на мой взгляд, это будет средний ценовой проект. То есть можно будет выбирать не только среди дилерских центров, которые расцениваются как самый дорогой вариант, но и обычных мастерских с самой доступной стоимостью», – считает директор «Центра страхования» Кирилл Смолин.

Но кроме денежных и организационных вопросов возникают споры о качестве. С одной стороны, посещение официального дилера не гарантирует идеального исполнения работ – как и в обычном сервисе. С другой – официалы отвечают за свои услуги и к ним можно предъявить претензии. А мастерская сегодня есть, завтра за углом уже другие ремонтники.

«Мой приятель на днях ездил на ТО к официалам, так вот, отдал он за него 8000 рублей. При этом мастера умудрились поставить тормозные колодки задом наперед. Стоило ему только выехать из сервиса – дикий скрежет, – рассказывает челябинка Ирина. – Доехал до дома, думал, что колодка новая – притрется. Вышел из машины у дома и ужаснулся – на тормозном диске глубокая борозда. Поехал обратно к дилерам, там обнаружили, что колесо пробито. Конечно, все поменяли, исправили, в том числе и диск, подарили всяких карточек, но, на мой взгляд, случай показательный – где контроль, где мастерство профессионалов, о котором так много говорят дилерские центры?»

Несмотря на промелькнувший шанс оторвать кусок от заработка дилеров, сами автосервисы сомневаются в эффективности замысла – все равно его смогут реализовать лишь единицы, которые не создадут мощной конкуренции официалам.

«Это будет интересно клиентам при выполнении работ на должном уровне, а готов ли каждый автосервис найти и подготовить таких специалистов? Ведь не секрет, что успех во многом зависит от «рук». А в России, по сравнению с европейским качеством, сервисное направление, мягко говоря, отстает. Да, у дилеров все достойно оформлено, все чисто, есть оборудование, но не от всего этого зависит качество, – говорит директор «Автоцентра «Формула» Василий Пыхно. – Безусловно, не всякий автосервис потянет этот уровень, да и насколько самим импортерам будет интересно давать доступ к своим базам и работать с мультибрендовыми сервисами. В конце концов, не будут же они обижать своих дилеров, создавая им конкуренцию в лице мастерских.

Опять же при большом количестве компаний, допущенных к гарантийному обслуживанию, дистрибьюторам сложнее будет разбирать спорные ситуации, держать всю эту систему под контролем. А что касается оригинальных запчастей, то я вообще не вижу никакой проблемы с ними: у дилеров нет монополии на их приобретение, можно работать напрямую с поставщиками, с московскими складами, с заводами-изготовителями».

Итак, на первый взгляд, инициатива ФАС в интересах автомобилистов: и цены могут быть ниже, и качество проверенное, и сопутствующие услуги подешевеют, но сама схема реализации проекта пока сомнительна. Аккредитация все равно свяжет сервисы по рукам и ногам, и заменять несколько брендов, которые они могут ремонтировать после конца гарантии, на один, да еще такими усилиями – вряд ли получится полноценная конкуренция дилерам. А если учитывать, что российский автопарк стареющий, да и многие просто спрыгивают с гарантии с самого начала, то работы у мастерских и сейчас немало.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления