Только половина россиян используют ремни безопасности, не зависимо от того, на каком сидении в автомобиле они находятся. Опросы, которые проводит ГИБДД по всей стране, показали: многие решают, пристегиваться или нет в зависимости от ситуации. Часть пассажиров не считают нужным пристегиваться вообще, а кто-то игнорирует ремни только на заднем сидении автомобиля.
С начала года на сайте ГИБДД проводятся социальные опросы, посвященные ремням безопасности. И один из них показал, что половина россиян, которые передвигаются на автомобилях, могут пренебречь этим средством безопасности. Из их числа 23% опрошенных считают, что использовать ремни не обязательно, если едешь на заднем ряду. 17% респондентов решают по ситуации, пристегиваться или нет. Например, в зависимости от того, едешь ли по трассе или в городе. А 10% публики не считают нужным пользоваться ремнями в принципе.
В ГИБДД объясняют, что в момент ДТП происходит три «столкновения»: непосредственный удар машин, контакт человека с элементами конструкции салона и внутренние удары органов о скелет в организме человека. Именно второе «столкновение» чаще всего оборачивается смертельным исходом или серьезными травмами. Избежать их или снизить серьезность последствий позволяют ремни безопасности и детские автокресла.
Установлено, что использование ремней почти на 50% снижает вероятность гибели для водителей и пассажиров на передних сидениях и на 25% – для пассажиров на задних.
«Ученые доказали, что при столкновении автомобиля с неподвижным препятствием на скорости 50 км/ч на организм взрослого человека весом 80 кг воздействует удар силой две тонны. В этом случае на ребенка приходится удар силой в 500 килограммов. Для сидящих сзади пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, лобовое столкновение также опасно. В момент удара о потолок и стойки кузова они могут получить смертельные травмы головы. А средний пассажир при фронтальном ударе может даже вылететь через лобовое стекло, – поясняют в челябинской Госавтоинспекции. – Также получают серьезные травмы и те, кто неправильно размещает ремни на теле и не регулирует их натяжение (если нет автоматических натяжителей). Большому риску подвергаются любители сидеть в автомобиле в полулежащем положении. В момент столкновения они съезжают на пол салона, получая при этом травмы позвоночника и головы. Более того, в этом случае ремень может врезаться в горло и задушить сидящего».
Несмотря на эти аргументы, почти четверть участников опроса не уверены, что на заднем ряду есть какая-то польза от пристегивания. И уверенность в этом подвергает опасности не только самих пассажиров задних кресел, но и их соседей спереди: «Возможность гибели пассажира, сидящего спереди, во время ДТП увеличивается в пять раз, если пассажиры сзади не пристегнуты, – это показал анализ более 100 000 ДТП, – утверждают в пресс-службе ГИБДД МВД России. – Почти 80% пассажиров передних сидений могли бы выжить, если бы задние пассажиры были пристегнуты».
На тему ремней безопасности снято много социальных роликов, и один из них гласит: «Небеса подождут. Пристегнись».
Напомним, что ответственность за пассажиров несет водитель транспортного средства, поэтому он обязан следить за тем, что делается в салоне. Если он не пристегивается сам, получит штраф в 500 рублей. Точно такой же штраф ему выпишут, если кто-то из пассажиров пренебрежет ремнями. Сам пассажир-нарушитель при этом может «попасть» на 200 рублей.
В ГИБДД решили узнать из первых уст, следят ли водители за своими пассажирами? И в этом опросе выяснилось, что 38% автомобилистов всегда просят пристегнуться, не зависимо от того, на каком ряду находится пассажир. 12% водителей абсолютно все равно, используют ли в его машине ремни или нет, и 21% следит только за передними пассажирами.
Пассажиры признаются самой уязвимой категорией участников дорожного движения, ведь в машине они полностью зависят от водителя. Но, как видим, многие автомобилисты просто не осознают свою ответственность. В том числе родители, которые перевозят своих чад не пристегнутыми, без использования детских кресел. И если взрослый на месте пассажира может включить голову и решить за себя сам, то за ребенка должен думать родитель.
«В 2012 году инспекторами выявлено более 8000 нарушений правил перевозки детей, – сообщил начальник отделения пропаганды ГИБДД Челябинска Алексей Горшков. – За тот же период 77 несовершеннолетних пассажиров автомобилей пострадали в ДТП, 13 из них перевозились без специальных удерживающих устройств. Хочется еще раз напомнить родителям, что безопасность детей – в их руках. Цифры говорят сами за себя: детское автокресло снижает риск гибели младенцев в аварии на 71%, а например, для детей в возрасте от одного до четырех лет – на 54%».
Также в ГИБДД города сообщают, что по статистике дети на штатных сиденьях, пристегнутые обычными трехточечными ремнями безопасности, получают травмы в пять раз чаще, чем те, кто совершает поездки в детских сиденьях, подобранных по росту и комплекции: «Детские шейные позвонки еще не окрепли и при столкновении не способны удержать голову, поэтому исходом аварии является перелом позвоночника. Чтобы снизить такие травмы, детей до 12 лет нужно перевозить в автомобиле с использованием детского удерживающего устройства, – поясняют в пресс-службе ГИБДД. – Держать детей на руках тоже опасно, так как при столкновении даже на скорости около 40 км/ч ребенок весом в 5,5 кг оказывает нагрузку на руки держащего, равноценную 110 килограммам. Удержать такой вес женщине вряд ли удастся. А самых маленьких детей (малышей в возрасте до 18 месяцев) лучше всего перевозить в детском сидении, установленном сзади спинкой вперед. При столкновении обеспечивается хорошая защита затылка и спины. Кроме того, детские сиденья для детей весом 9-18 кг должны оборудоваться ремнями с пятью точками крепления. Такая схема позволяет распределить ударную нагрузку при столкновении по большей поверхности тела ребенка, чем снижается вероятность получения тяжелых травм».
Несмотря на постоянные предупреждения водителей и пассажиров об опасности ездить не пристегнутыми, в прошлом году южноуральцы еще больше пренебрегали этим правилом. По данным областного управления ГИБДД Челябинской области, за год инспекторы составили 6165 протоколов за управление автомобилем и перевозку пассажиров без использования ремней. В то время как в 2011 году таких нарушений было выявлено почти на тысячу меньше (5198 протоколов).
Примечательно, что после всех этих опросов на сайте ГИБДД запущено еще одно голосование о способах, которые могут простимулировать граждан всегда пользоваться ремнями безопасности. И в качестве одного из вариантов приводится ужесточение наказания. За этот вариант проголосовали 13% респондентов, в то время как больше половины участников опроса считают: пристегиваться начнут, только когда осознают значимость этого для собственной безопасности.
Между тем увеличение штрафа за непристегнутый ремень до 1000 рублей уже одобрено Госдумой в первом чтении, а ко второму – в законопроект предлагают внести поправки, которые увеличат штраф за перевозку детей без удерживающих устройств до пяти тысяч.
А вы всегда пристегиваетесь ремнями безопасности? Участвуйте в нашем опросе.
Фото: Видео Youtube.com, пользователь Gavri1a