Продолжаем рассказ об автомобильном туре по Закавказью, на который решились педагоги из Челябинска Ирина и Сергей Рожковы. Путешественники проехали на Renault Logan 10 тысяч километров, посетив пять стран. В этой части вы узнаете о путешествии по Нагорному Карабаху, который до сих пор остается зоной боевых действий.
Берегись мин и снайперов
Заехали челябинцы и в эту опасную зону. По словам местных жителей, здесь до сих пор продолжают стрелять. Многие населенные пункты покинуты, вокруг минные поля и остовы сгоревших бронетранспортеров.
Вглубь Карабаха в поисках ночлега мы ехали по крутому серпантину, – говорит Ирина, – не больше 100 метров от поворота до поворота. И мы, и малыш сильно устали, к тому же ничего не было видно вокруг. Так мы постепенно подползли к городу Шуши. На въезде в город увидели полицейский экипаж. Сотрудники сделали пару телефонных звонков, и с мигалками проводили до отеля, директор которого был другом полицейского. За скромную сумму в 1500 рублей нам дали огромный номер с двумя кондиционерами и двумя панорамными балконами.
Утром Шуша предстала перед нами со всеми следами военного конфликта между Арменией и Азербайджаном. Из окон шикарного отеля стало видно разрушенные до основания многоэтажки и поврежденные административные здания. Почти каждый дом в городе хранит на себе следы военных действий. Местами встречается брошенная и ржавеющая техника. Если остановиться и начать что-то фотографировать, то появляются военные и просят уйти. Во многих местах видна закамуфлированная бронетехника или средства связи.
Галерея Карабах
Проезжали полностью разрушенный город Агдам. Хотя он кажется пустым лишь на первый взгляд. Из него сделали настоящую полосу препятствий для противника. Весь город заминирован, а когда мы уже дома рассматривали фото, то на горизонте видели радары. На многих деревьях замечали красные платочки. Но не надо подходить и повязывать свой, чтобы вернуться сюда в будущем. Этот знак означает, что рядом заминировано.
По пути вдоль дороги тянулись противотанковые рвы и окопы. То здесь, то там встречались ДЗОТы. И ни одного населенного пункта. Где-то вдалеке видно пасущийся скот и засеянные поля, но ни одного живого человека. У нас заканчивался бензин, и было страшно застрять здесь с ребенком. Но вскоре попался захудалый населенный пункт Мортуни с заправкой. Трасса Агдам–Мортуни, на которой дыр больше, чем асфальта, находится на действующей линии фронта. На самой трассе работают снайперы, случаются регулярные перестрелки, и раз в месяц гибнет хотя бы один солдат. Уже дома при увеличении фотографий разглядели азербайджанские окопы.