«Меня увозили дважды за один месяц от бассейна у ЮУрГУ, – говорит владелец Cherry Amulet Роман Скворцов. – Привозил дочку на занятия. Места на парковке нет, даже нос сунуть некуда. А время поджимает, вот-вот сеанс начнется. Пришлось бросать под знаком. Выхожу – нету моей ласточки, улетела. Во второй раз так вообще на космической скорости исчезла. Я всего-то на пять минут ушел, выхожу – нет машины. В общей сложности за два раза я потерял 6500 рублей. Это штраф и оплата эвакуатора и стоянки».
Истории встреч горожан с эвакуаторщиками похожи друг на друга: заскочил на минутку в магазин, заехал за ребенком, завез документы и т. д. А машин с оранжевыми маячками на крыше сторонятся едва ли не как средневековых чумных докторов в птичьих масках. Autochel.ru провел несколько часов с командой эвакуаторщиков и узнал, как работает эта городская служба.
Принуждение к порядку
Зачем придумали принудительную эвакуацию, понимаешь, когда в вечерний час пик поворачиваешь с проспекта Ленина на улицу Красную в сторону ЧМЗ. С неудобного левого поворота выкатываешься на Красную, но вместо отмеренных разметкой трех полос оказываешься на одной. Ряд кроссоверов и внедорожников, припаркованных у школы, съедает больше половины проезжей части. Больше того, водители не ждут, когда цикл светофора на полминуты остановит поток и даст возможность выехать с импровизированной парковки, устроенной под запрещающим знаком и щитом с предупреждением. Джипы лихо сдают назад, выдавливая законных хозяев крайней левой полосы на встречку. Благо двойная сплошная разделительная линия в этом месте широкая и позволяет объехать препятствие без крэша. Страдают от этого маневра лишь нервы водителей из встречного потока. Этот аттракцион повторяется здесь каждый вечер.
И таких болевых точек, где безалаберная парковка съедает дефицитные метры дороги, масса. Лечится этот тромб городского трафика операцией по удалению. Вместе с бригадой «хирургов» выезжаю на проспект Ленина.
«Многие думают, что если под знаком рядом стоят «Жигули» и «Крузак», то мы увезем «Жигули», – говорит стропальщик Василий. – Это не так. Мы увезем ту машину, на которую нам укажет инспектор. Решение об эвакуации принимает полицейский, он составляет протокол, снимает на камеру, что машина стоит в неположенном месте. Наше дело ее погрузить и увезти на стоянку. И размер для нас значения не имеет. Даже самый большой внедорожник без проблем зацепляется и грузится на платформу. А для самых трудных случаев, когда нет удобного подъезда или машина действительно огромная, у нас есть эвакуатор на базе КАМАЗа. Он даже с микроавтобусом справится. Однажды мы увезли «Хаммер». Надо было видеть лицо хозяина, когда он его забирал со стоянки. Мужик был уверен, что его танк никто с места не сдвинет».
Еще один миф, что от эвакуации спасут специальные конструкции, которые крепятся на колесо. Но опытным путем доказано, что эти хитрости не работают.
Экипаж эвакуатора – два человека: водитель и стропальщик. Работу с погрузчиком доверяют только тем, кто прошел обучение и получил удостоверение. Вся операция погрузки нарушителя на платформу занимает пару минут, но жестких нормативов нет. Частый вопрос: если машину уже подцепили, и вдруг выбежал хозяин. Обязаны ее вернуть или нет? Тут важно не то, висит машина в воздухе или уже стоит на платформе. Важно, что инспектор уже составил протокол о принудительной эвакуации, а значит, обратной дороги на незаконную парковку у авто нет.
«Часто жалуются, что мы везем машину по длинному маршруту, поэтому суммы в квитанции выходят больше, – говорят эвакуаторщики. – Но законом маршруты не прописаны, и мы везем по самому быстрому пути. Иногда до штрафстоянки намного быстрее добраться через мост по Худякова и Университетскую набережную, чем прорываться через пробки в центре города. Но специально километраж мы не накручиваем: никто не повезет машину из центра на северо-запад через ЧМЗ».
Кладбище машин
На штрафной стоянке эвакуатор встречает сотрудник с камерой. Весь процесс разгрузки тщательно записывается.
«Это делается для того, чтобы исключить претензии, – говорят на стоянке. – У людей стресс, они недовольны. Уверяют, что этой вмятины не было, а эта царапина свежая. Мы знаем, что повреждения невозможны, так как с кузовом погрузчик не контактирует, только с колесами. Все оборудование сертифицировано и регулярно проверяется. Но чтобы снять все вопросы, ведется съемка процесса разгрузки».
Авто с мигающей аварийкой и умирающей сигналкой выставляют в ряд. И вереница эвакуаторов уезжает в следующий рейс.
Сама площадка больше похожа на кладбище автомобилей. В одном углу расположены битые авто, доставленные сюда после ДТП и забытые владельцами.
«Вот те самые Toyota и Lexus, что устроили аварию на Доватора, где погибли мать с дочерью, – говорят сотрудники. – Хозяева сидят, машины забрать некому. В этом «китайце» погибла девушка на ЧМЗ. И так далее. За некоторыми машинами не приходят месяцами. Есть проблемные авто. Вот этот внедорожник оказался в залоге. Мужчина его купил и попал. В итоге машина стоит у нас мертвым грузом, он потерял деньги и судится с прошлым владельцем. С такой же историей стоит дорогущий мотоцикл. Его даже чехлом накрыли, чтобы покрытие на солнце не портилось. Отдельная категория постояльцев – «пацанские» машины. Молодежь покупает их за копейки, на учет не ставит, летают по городу до первого инспектора».
В рамках закона
Недовольство водителей понять можно. Кто-то берет твою машину и увозит, ты теряешь нервы, деньги и время. Но все это по закону. До 2012 года эвакуация производилась за счет муниципалитетов. Тогда было золотое время для любителей встать под знак. Нарушитель приезжал на стоянку и бесплатно забирал свое авто. Да и рейды по эвакуации проводились крайне редко. Какой чиновник захочет тратить бюджетные деньги на, по сути, бесполезное дело? Воспитательный эффект от таких рейдов был крайне мал. Но потом власти пересмотрели подход и решили, что эвакуацию и хранение авто должен оплачивать нарушитель. В этот момент эвакуация и превратилась в тугой кнут в руках закона.
«Мы занимаемся перемещением и хранением задержанного транспорта с января 2013 года, – говорят в компании «Автоград», – работаем в рамках закона Челябинской области. Мы строго соблюдаем нормы при загрузке и выгрузке авто, а также технику безопасности. Все оборудование имеет сертификаты и регулярно проверяется. Долгое время в СМИ сообщалось, что мы работаем незаконно и нарушаем закон «О конкуренции». Больше года длился судебный спор между нами и УФАС. Но в апреле этого года в 18-м арбитражном апелляционном суде было принято решение в нашу пользу. Договор УМВД Челябинска с «Автоградом» не нарушает норм закона».
Большинство эвакуированных водителей не считает себя виноватыми.
«Ставить некуда, сделайте нам парковку и не будем нарушать», – таков ответ этих людей.
Но приспособить каждую улицу, каждый магазин или госучреждение под нужды сотен автомобилистов, которые туда приезжают, невозможно. Любому крупному городу тесно в своих рамках. Одному человеку проще подстроиться под ритм жизни в городе. Тем более в Челябинске есть альтернатива «запретным улицам», где можно без опаски оставить свое авто и заниматься делами.
Где без опаски оставить машину в центре города:
подземная парковка ТРК «КУБа»;
подземная парковка ТРК «Урал» (первые три часа бесплатно);
парковка у РК «Мегаполис»;
парковка у «Торгового центра»;
парковка у ТРК «Горки»;
парковка у офисного центра «Випр» (платная);
парковка у офисного центра «Челябинск-Сити» (платная).
Фото: Фото Александра ДЫБИНА