«Не повторять! Опасно для жизни. Выполнено профессиональными каскадерами», – вот так я, наверно, и должна была бы начать рассказ о путешествии на машине в страну своих предков, дорогую Сакартвелу. Но, увы, я – не каскадер, и все происходило самым наилучшим для нас образом – даже пробитое колесо и слегка покоцанный на родной карабашской ямине диск, и, как положено, – энд хэппи. И чтобы уж совсем не занимать внимание той части читателей, для которых это принципиально, скажу сразу: за рулем всегда были только женщины.
Ну, вот теперь можно и о хорошем! В июле этого года я и две мои сестры совершили автовояж в Грузию. За 23 дня мы проехали 6698 км: Башкирия, Татарстан, Саратовская и Волгоградская области, Ставрополье, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Осетия, Чечня, ну и Грузия – Военно-Грузинская дорога, Кахетия и марш-бросок до Батума, Аджария. Прошли все блок-посты благодаря нашей шайтан-машине Мусечке (но об этом отдельно). Выпили несчитанное количество вкуснейшего вина и живой воды, осчастливили свои желудки отборными шедеврами грузинской кухни. По самую макушечку окунулись в непростую историю этой великой многострадальной и благословенной земли, очень радушного, миролюбивого и гостеприимного, трудолюбивого и веселого народа, в его быт, традиции, уклад жизни. Оставили там, в горах и у моря, свое сердце. Потратили примерно 140 000 рублей на троих на все, облазили весь Тбилиси и Батуми, «мыли ноги» в Черном море и навестили практически всю свою многочисленную родню. И полные впечатлений, гигабайтов фотографий, подарков и контрабанды вернулись обратно.
Глаза боятся, а руки делают
Когда мы только задумали это приключение, нас даже никто не отговаривал, потому что просто никто не верил, что мы решимся на него. Да и теперь, когда это восхитительное событие нашей жизни уже кануло в историю, мне трудно найти объяснение многим вещам. Потому что, видимо, так было угодно богу. Нам осталось только повиноваться.
Собственно в самом по себе путешествии на машине по Грузии нет ничего удивительного. Найдется в интернете немало рассказов-отчетов с хорошими фотографиями о каждом шаге на этом пути. И спасибо им за это огромное! Готовясь к поездке, я все это тщательно изучала, читала, сравнивала, думала, считала. Подступиться к планированию мне помогли мои друзья, заядлые путешественники, у которых за плечами, вернее, на спидометре уже колоссальный километраж всяческих дорог. А для меня и моих сестер это был первый опыт. И большое спасибо, дорогие мои Паша и Оля, за вашу поддержку и помощь. Мы потратили не один день, чтобы проложить маршрут по карте в Интернете – найти оптимальный вариант, рассчитать километры, разделить на бензин и умножить на стоимость. (Кстати сказать, в Грузии бензин гораздо дороже, чем в России – порядка 50 рублей за литр. Это надо учитывать при планировании). Мы узнавали, как и когда лучше переходить границу и где какие нужны документы, есть ли какие-то пошлины, особые условия и так далее. Потом уже самостоятельно я искала гостиницы и в Тбилиси, и в Батуми, и по дороге, где можно было остановиться просто на ночлег и на длительное проживание. Наверно, для меня как для идейного вдохновителя и «генерального директора» сама поездка началась именно в тот момент подготовки. Например, чтобы выбрать из двух вариантов гостиниц один, я изучала карту города, чтобы понять, куда мы будем по нему передвигаться. В Батуми я выбрала – и удачно! – ту, которая была ближе к морю, а в Тбилиси – к Старому городу и прочим достопримечательностям. Это позволило экономить на транспорте и времени передвижения.
Грузия гостеприимна, и это не просто рекламная фраза. И в Тбилиси, и в Батуми в самом центре города мы нашли информационные центры (они так и называются, обозначаются большой буквой i), в которых нас снабдили совершенно бесплатно картами города, буклетами с основными достопримечательностями и записали нас на автобусные экскурсии. Это отличная возможность начать знакомство со страной, с городом с каких-то общих сведений, чтобы понимать, чего ожидать и что стоит посмотреть на новом месте. В Тбилиси это были две большие поездки – по основным историческим местам, в том числе в Цминда Самеба, главный храм Грузии, построенный на средства самих жителей, в Мцхету, старинную столицу Грузии, и по ночному городу. Потом мы уже самостоятельно забрались на Мцацминду, на которой расположен парк и Пантеон грузинских писателей, где похоронена мама Сталина, Важа Пшавели и Грибоедов с женой, Ниной Чавчавадзе. (Это мы отдавали дань своим детским впечатлениям). Покорили крепость Нарекала, которая высится над городом, катались на фуникулере и на канатной дороге (ночной Тбилиси еще прекраснее мириадами огней, словно драгоценные камни рассыпанных по черному бархату спящих гор). Бродили кривыми улочками Старого города – нашли и отреставрированную часть, своим новодельным боком чем-то напоминающую старушку Европу, и совсем заброшенную и гибнущую, свидетельницу былого великолепия и фонтанирующей архитектуры, богатства, роскоши и тонкого художественного вкуса ее владельцев.
Батуми открывался нам пешими прогулками по Старому бульвару вдоль морского прибоя, тропическими ливнями, в которые мы попадали аж трижды, изумительной красоты как старыми, так и новыми постройками. На экскурсии мы отправились на водопады, в винные дома Кхареба и Мурани, в крепость Гония Апсарос, в Батумский ботанический сад и, конечно, дельфинарий.
Рекомендую все! Особенно дельфинарий и ботанический сад: кроме того, что он просто красив – на берегу моря, в горах, открываются шикарные виды на бухту; полон изобилия всякого рода деревьев, разнообразных травочек-муравочек, кустиков-цветочков со всех стран, континентов и климатических зон – только успевай поворачивать и запрокидывать голову, любуясь секвойями, грабами, соснами, кленами, цитрусовыми и прочими пальмами и эвкалиптами. Так там еще такой восхитительный воздух! Его можно дегустировать как отличное вино: около эвкалиптов он такой пряный, нежный, ближе к хвойным – смолянистый, густой, терпкий, у суккулентов – сухой, острый. Благодать, одно слово! Мы гуляли по саду весь день со спуском к морю и купанием, окарали с едой (не оказалось кафешки в саду, а мы на нее очень рассчитывали), устали и оголодали, но уходить оттуда даже поздно вечером совсем не хотелось!
Пойти на представление в дельфинарий у нас нашлось две причины: во-первых, мы и так уже были мокрые, потому что с утра зарядил дождь, и заняться чем-то другим было невозможно, а, во-вторых, сестра сказала: «Ну это же дельфины!», и мы пошли. И спасибо всем большое: арена была полной такими же туристами, как мы – семьи с детьми, молодежь и просто любопытные взрослые, как мы. Нам достались самые лучшие и мокрые места. Такого счастливого детского восторга я давно уже не испытывала! Щедрый подарок той маленькой девочке Лиечке, которая вдруг так легко дала о себе знать! Эти очаровательные доброжелательные животные заражают своим оптимизмом, доверчивостью, игривостью! Как же здорово они играли и в мяч, и в салочки, и танцевали. Даже сейчас, когда пишу эти строки, в душе включается счастливая улыбка тех впечатлений. Спасибо, дельфины!
Плюс – едва мы въехали на территорию Грузии в Степанцминду, переночевали, а утром полезли в Гергети, Храм Святой Троицы, знаковое место для многих паломников, которые, кстати сказать, 28 августа будут совершать туда свое восхождение, некоторые даже босиком. А мы с сестрой – на конях! (Траты – ну вот еще по штуке за «транспорт»). О том, что мы произвели фурор своим появлением на центральной площади этого тихого и мирного высокогорного городка, я умолчу...
Граница
Проходить таможенный и пограничный контроль для русских – легко, а вот самих грузин в Россию не выпускают. Нужны очень веские основания покинуть страну, даже на время. Туда мы одолели все формальности за три часа, а обратно – всего за час. Никаких дополнительных выплат не требуется. Особого шмона тоже нет. Из Грузии есть ограничение на вывоз вина – не более двух литров на человека. Мы везли больше, значительно больше (мы ж от родни ехали…) Оставили на виду только пакеты из Duty Free, остальное убрали подальше с глаз. Благо багажник у машины позволяет спрятать хоть слона. Но это особо и не требовалось: когда видели, что в машине сидят три девчонки, то, сами понимаете, желание их обижать не появлялось вообще. Наоборот, все помогали и защищали, например, от торопыг, которые норовили прошмыгнуть мимо нас без очереди.
Эх, дороги…
Как ни прискорбно признавать, но самые отвратительные дороги – у нас и в Волгограде. Сначала я опасалась Военно-Грузинской дороги с ее серпантинами, селями и прочими «радостями», но она показалась мне игрушечной по сравнению с тем, в какую чехарду мы попали, едва въехали на обратном пути в родную Челябинскую область. Сначала двенадцатикилометровую пробку собрал славный город Сим с его вечно неремонтируемым мостом, а потом случилась авария, и фуру развернуло поперек и без того узкого полотна. К тому же она еще и задымилась. Легковушки пустили по встречке через Усть-Катав, а бедным фурам пришлось ночевать на обочине. И вся эта беда растянулась еще на 17 км. Специально считала.
Дороги приходят в негодность везде, и их ремонтируют, видимо, кто как любит свое население. Но меня искренне восхищает неистребимая жажда путешествовать в моих соотечественниках! По цифрам на номерах можно изучить всю страну, бесконечную и огромную Россию – нам даже как-то хабаровский номер попался! Правда, так далеко, как мы до Батуми на машине, никто не забрался. Во всяком случае нам не попадались там «конные» южноуральцы.
Военно-Грузинская дорога хороша! Конечно, она требует от водителя повышенного внимания и собранности, петляет между гор, упорно лезет вверх, потом так же стремительно юлит вниз. К тому же все эти зигзаги для долинного обывателя – нечто тревожное, а для своего брата-джигита – дело обычное. Как они носятся на своих «рэзвых» мэрсах и бэхах, срезая повороты и меняя полосы как душе угодно, это вам скажу, отдельное представление! При этом каких-то серьезных, да даже и несерьезных аварий, мы не видели. Однако на второй день путешествия по Грузии и мы научились и дорогу переходить как местные – поперек, как вздумалось, и обгоняла, и бибикала (это особенное искусство: так нажать на клаксон, чтобы попросить вежливо и деликатно, а не наорать, чтобы «прапусты, да!»), и сновала по этим вертким и узким дорогам и улочкам я уже совсем как своя!
А пейзажи, которые открывались из окна автомобиля – это один вдохновенный вдох и замершее от восторга дыхание! Такая красота! Эти многоплановые многоуровневые горы-великаны, виноградники, поля, крепости и храмы, которых в Грузии огромное количество. Эти речки и ручейки – Терек, Арагви, Кура, Чароке, Аджаросцхали, облака, которые пришвартовываются где-то у тебя за спиной, когда мы забирались и на Главный Кавказский хребет, и даже когда ездили на Аджарские водопады. Эти нависающие над дорогой скалы! Мои девчонки только и вскрикивали ах да ох, а мне отвлекаться строгим голосом не велели – или фоткали на ходу, или потом в красках рассказывали, или я улучала минутку, сбавляла скорость и любовалась, и впитывала всю эту красоту…
Шайтан-машина
О, это чудо техники и геолокации стало практически членом экипажа! Столько с ним связано смешных и дурацких историй, что на него уже и сердиться не могу. А если серьезно, то теперь я точно знаю, как надо прокладывать маршрут и строго ему следовать. Кроме навигатора нужно с собой взять еще две важные вещи – атлас дорог того региона, куда вы едете, и распечатку со специальных сайтов, которые помогают проложить именно маршрут, а не кратчайшее расстояние от точки А в точку Б. Тогда исходя из этих данных, есть шанс благополучно добраться до места и нигде не заблудиться.
Наша Мусечка норовила нас регулярно увести куда-нибудь «в кукурузу» с девственно-чистого асфальтового полотна в какие-то дебри : «Поверните налево… Поверните налево… Через 200 метров поверните налево». Собственно, так мы и попали и в Чечню, и в Ингушетию, и во Владикавказ зашли какими-то такими козьими тропами, где проходили по целине одни КАМАЗы и мы. Карабкались на какие-то разбитые перевалы, отметились на всех блок-постах на границах республик, где серьезные юноши, с ног до головы упакованные в черный камуфляж, с автоматами наперевес, скрупулёзно переписывали наши паспортные данные в какие-то свои талмуды и никак не могли взять в толк, почему мы едем в Грузию здесь?! Только потом, разговаривая со своим братом-водителем дальнобоя или большого автобуса, я поняла, что вредная техника посмеялась над нами, воспользовалась нашей топографической неопытностью и завела в такие...
Ну, тут можно только исконно русскую речь использовать для полноты ощущений! Она умудрялась находить какие-то старые грунтовые дороги, а новые, широкие асфальтовые игнорировала в упор. Конечно, мы плутали, и плутали безбожно, но! Понимали мы это только тогда, когда уже оказывались в нужном месте. Вот поэтому я и говорю, что все для нас складывалось самым благополучным образом, но повторять наши ошибки никому не советую!
На заметку будущему путешественнику
Бензин – порядка 24 000 рублей.
Заправлялись в основном на «Лукойле» по принципу «видим – коня кормим», чтобы в бензобаке всегда было не меньше 15-20 литров. («Лукойл» есть и в Грузии, хоть и бензин на нем дороже, но гарантировано качественный. На самой заправке, как правило, всегда есть чистый туалет, кофе вареный, какая-нибудь еда (куриная кулебяка была особенно хороша!) К тому же мы заранее запаслись скидочной картой, и поэтому «удорожание» почти не сказывалось на бюджете поездки).
Жилье – 26 500 рублей.
На комфорте по дороге мы не экономили: останавливались ночевать в хороших гостиничках или мотелях, никаких съемных квартир и прочих рисков. (Правда, на обратном пути ночевали «в бане» – отдельно стоящее здание на огромной парковке, три душевых комнаты, два туалета, парилка и комната отдыха на троих. Выспались за милую душу! Еще и накормили вкусно!) Жилье в самой Грузии можно снять очень экономно: в Тбилиси приличный двухместный номер со всеми удобствами в такой крохотной домашней гостиничке с настоящим грузинским двориком и балкончиком в сад обошелся на 4 дня в 6 600р., а в Батуме трехместный (в трех минутах от танцующих фонтанов, в пяти – от моря, в десяти от центра города) на пять дней – 10 000р.
Еда
Обед в ресторане на троих – 1000-1500 рублей
Трудно посчитать, сколько мы потратили в общей сложности на еду. Одно скажу определенно: в Грузии, как, впрочем, и повсюду, можно найти места, где накормят дорого и невкусно. А мы просто наслаждались едой и атмосферой грузинских ресторанчиков! Поскольку компания наша была исключительно женской, то завтраками и ужинами мы особо не заморачивались: йогурты, кофе или чай, сок, фрукты (персики, абрикосы, яблоки, арбуз), мюсли, хачапури. Зато обедали мы всегда в ресторане, посвящая этому приятному занятию не менее двух-трех часов.
Как правило, обед был уже поздний, часов в пять-семь вечера. Мы заказывали только грузинские блюда и наслаждались свежайшими, приготовленными с такой любовью и мастерством и овощами, и мясом, и выпечкой, что от одних только воспоминаний у меня начинает течь слюнка! Только послушайте, как звучит: оджахури, чихиртма, аджапсандали, кучмачи на кеци, чахохбили… Одних только хачапури мы видов, наверно, не менее десяти попробовали! Ммм, сказка! Все с пылу-с жару, все благоухает ароматами трав и соусов, а пара кувшинчиков домашнего разливного белого или красного сухого вина украшают этот пир живота нашего еще и невообразимым умиротворением и блаженством. А какая там пахлава, а козинаки, а чурчхели, ммм... Кстати, в Тбилиси мы пили и грузинское пиво нататхари. Его делают на воде из местного одноименного источника. Как человек, спокойно относящийся к пиву, признаюсь – это было очень вкусным!
Маршрут туриста
Экскурсия – в среднем 8-35 лари (160-700 рублей) на человека. Итого – чуть больше 10 000 рублей на троих.
Вместо послесловия
Сами понимаете, что уложить впечатления и события 23 счастливых дней в рамки этого текста невозможно. Все получается галопом. Я покидала славный Батум со слезами на глазах – там, где-то у кромочки моря, в перекатывающейся от буйной волны гальке, застряло мое сердце. На пограничном контроле меня не покидало недоумение – куда это я собралась, куда поехала-то?! Это значит, что я вернусь, я приеду еще. Я привезу туда моих детей. Тем более что самое ценное, что случилось в этой поездке, – я нашла, я вернула себе себя.