В наступившем году автомобилистов ожидает целый пакет изменений и нововведений. Что-то уже вступило в силу, что-то только ожидается, другое пока только висит в воздухе безмолвной угрозой. Подробнее о том, к чему готовиться водителям – в нашем материале.
Уже не избежать
С начала января в силу вступили сразу несколько поправок, которые могут значительно усложнить жизнь недобросовестным гражданам. Так, остаться без транспортного средства уже с 15 января могут должники.
Разжалование в пешеходы за долги
Речь идет о лицах, накопивших неоплаченных штрафов, просроченных платежей по алиментам или не возместивших причиненный вред здоровью на сумму от 10 000 рублей. В отношении таких водителей будет выноситься решение о временном ограничении на управление транспортным средством. Избежать такого наказания смогут только инвалиды, автомобилисты-профессионалы (чей доход напрямую зависит от пользования машиной), а также лица, которые не могут иначе, кроме как на личном транспорте, добираться до дома, работы или места учебы.
Если должник, которого ограничили в правах, все-таки сядет за руль и попадется сотрудникам ГИБДД, его ждет еще более суровое наказание. А именно – лишение водительского удостоверения на год или направление на обязательные работы на срок до 50 часов.
Но если до этого не доводить, проявить сознательность и погасить долги, временное ограничение на управление ТС будет снято. Отметим, что по данным Федеральной службы судебных приставов, остаться без прав рискуют порядка 300 000 граждан, чьи долги превышают пороговую сумму в 10 000 рублей.
Скидки на штрафы
Но не только кнуты ждут автомобилистов. Пряник в виде скидки в 50% на штраф подготовили законотворцы для водителей, вовремя оплачивающих свои нарушения. Все, что для этого нужно – внести сумму в течение 20 дней с момента вынесения постановления. Однако добавим, что скидка не будет распространяться на грубые нарушения правил дорожного движения: управление ТС в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, отказ от прохождения медицинского освидетельствования. Не видать дисконта и тем, кто учинил ДТП с пострадавшими. Полную сумму придется оплатить и тем, кто не в первый раз за год игнорирует сигналы светофора, серьезно превышает скорость (более чем на 40 км/ч), выезжает на встречку или катается на машине, не зарегистрированной в установленном порядке. Штрафы с суммой, не превышающей 500 рублей, также урезаться не будут.
Подробнее о том, как получить скидку на штраф – читайте здесь.
Может появиться
Сразу несколько законопроектов готовятся к рассмотрению в первом чтении уже в этом январе. В случае их принятия автомобилистов ждет ряд ужесточений.
Извечный тонировочный вопрос
Не первый год депутаты предлагают серьезно ужесточить наказание для затонированных автомобилистов. От идеи лишать прав за глухую пленку на стеклах на один-три месяца законотворцы отказались, однако повышение штрафов считают необходимым шагом. Вскоре Госдума рассмотрит законопроект, повышающий денежное наказание за тонировку с 500 до 1500 рублей, а в случае повторного нарушения и до 5000 рублей.
«Мы дорабатываем текст законопроекта и поставим его на первое пленарное заседание в январе, – сообщил на страницах «Газеты.ru» первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков. – Ужесточение ответственности за тонировку не вызовет резонанса, поскольку водители сознательно нарушают этот пункт ПДД и должны осознавать, на что идут. В числе прочего мы уберем из КоАП ответственность для тех, кто непосредственно осуществляет тонировку, потому что таких нарушителей на практике невозможно выявить и норма просто не работает».
Бесправного водителя – на исправительные работы
Серьезное наказание в случае принятия поправок может ожидать автомобилистов, никогда не получавших прав, но все-таки позволяющих себе сесть за руль. Если человек не проходил обучения в автошколе и не сдавал экзамен на права, но был пойман сотрудником ГИБДД за баранкой, ему придется заплатить от 5000 до 15 000 рублей штрафа. Повторный «залет» обернется еще более суровым наказанием – исправительными работами.
Бой с автопьянством в самом разгаре
Речь идет о законопроекте, предлагающим отправлять пьяных водителей на принудительное лечение с изъятием транспортного средства. Не исключено, что реабилитация может грозить и тем, кто отказался от прохождения медицинского освидетельствования. Автором инициативы выступило Министерство здравоохранения Российской Федерации. Как подчеркивают в ведомстве, «принудительное лечение граждан, лишенных прав за вождение в нетрезвом виде, а также внедрение нормы, позволяющей изымать транспортное средство за пьяную езду до судебного заседания, является одной из наиболее важных мер по обеспечению дорожной безопасности».
Сюда же можно отнести предложение по упрощению процедуры медосвидетельствования. Сегодня сотрудник полиции оценивает состояние автомобилиста по таким признакам, как нарушение речи и координации движения, а также по наличию характерного запаха и покраснения кожных покровов. Предлагается добавить данный в перечень еще один признак – «показания технических средств индикации на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе». Экспресс-тест не покажет количество алкоголя в вдыхаемом возрасте, но поможет определить его наличие или отсутствие. При этом для такой «продувки» не обязательно будет составлять протокол, привлекать понятых и вести видеосъемку. Практиковаться такой быстрый способ выявления автопьяниц можно будет только во время специальных рейдов ГИБДД. Законопроект будет внесен на рассмотрение в Госдуму в течение текущего года.
Дорогое ОСАГО для водителей-нарушителей
В декабре 2015 года Российский союз автостраховщиков завершил исследование, согласно которому удалось проследить четкую связь между частотой наступления страхового случая и нарушениями правил дорожного движения. Анализ проводился на данных ГУОБДД МВД России по аварийности за 10 месяцев 2015 года среди водителей, имеющих пять и более нарушений, и на основе материалов по убыткам страховых компаний и данных базы АИС РСА. В итоге вышло, что именно автомобилисты-нарушители чаще всего попадают в ДТП. Для них РСА предлагает ввести дополнительный повышающий коэффициент к тарифу ОСАГО. По предварительным подсчетам, он может составить 1,86. Для водителей, имеющих за год 10 и более нарушений, полис обязательного страхования может подорожать в 2-3 раза.
Предшествовать возможному введению повышающего коэффициента будет аналогичное декабрьскому исследование, но уже за весь календарный год. Глава РСА Игорь Юргенс заверил, что большинства автомобилистов это не коснется – по данным автостраховщиков, 94,5% водителей нарушают ПДД не более четырех раз в год, а значит повышение стоимости полиса им не грозит.
«Вилами по воде»
Тот самый момент, когда самого законопроекта еще нет, но идеи уже горячо обсуждаются и муссируются в СМИ. Не обошлось без подобного и в 2016 году.
За три нарушения разжалуют в пешеходы?
Всколыхнуло общественность предложение лишать прав за систематическое нарушение правил дорожного движения. При этом «системой» называют три и более «косяков» в течение одного года. Лишиться прав на год можно будет за превышение скорости, пренебрежение поворотниками при перестроении, проезд на красный и прочие нарушения. Инициатива разработана, но подробности не известны. Когда ее внесут на рассмотрение в Госдуму – тоже не понятно. При этом сами автомобилисты, едва заслышав о таком предложении, поспешили возмутиться – слишком уж сурово, по их мнению, вешать ярлык злостного нарушителя за три автопроступка.
Фото: Фото Олега Каргаполова