Провалом дорожного полотна на улице Братьев Кашириных в районе ЧелГУ заинтересовались следователи: они определяют «причастность» ямы к гибели мотоциклиста 21 июня. Ответственные организации между тем перекладывают вину друг на друга, а саму яму уже несколько месяцев никто не ремонтирует.
По словам очевидцев, после наезда на провал 34-летнего байкера начало раскачивать, и он вылетел на газон — улица Братьев Кашириных в этом месте делает изгиб. Мотоциклист скончался в больнице. После инцидента на место приехали сотрудники «Южуралмоста» и поставили водоналивные ограждения. Полноценно участок огородили 12 июня, спустя три недели после происшествия.
В день трагедии представители «Южуралмоста» переложили ответственность на МУП ПОВВ — по их версии, компания проводила работы, связанные с устранением провала вследствие аварии на сетях, и должна была обеспечить безопасность.
В МУП ПОВВ повторили свой комментарий трёхнедельной давности, заявив, что провал возник не в результате работ предприятия.
В управлении дорожных работ Челябинска рассказали предысторию проблемы. В прошлом году на участке улицы Братьев Кашириных провели средний ремонт по программе «Безопасные и качественные дороги», и в апреле этого года специальная комиссия подтвердила его качество. Но уже в мае сотрудники управления зафиксировали просадку проезжей части. 24 мая 2018 года межведомственная комиссия предписала МУП ПОВВ обследовать сети на данном участке, а «Южуралмосту» — установить заграждения, что и было сделано (по нашим данным, на момент аварии заграждений не было). 19 и 20 июня МУП ПОВВ проводило ремонтные работы, связанные со вскрытием полотна. После провал образовался по всей ширине дороги, поэтому сейчас управление дорожных работ инициирует повторное обследование участка с представителями как дорожных организаций, так и СМЭУ ГАИ, ГИБДД, МУП ПОВВ и ещё ряда компаний. В ближайшее время специалисты вскроют полотно для установления причин провала, а затем его ремонта.
Из ответа чиновников остается неясным, кто все-таки несёт ответственность за инцидент. В любом случае, теперь это должны решить следственные органы.
В конце июня материалы о ДТП поступили в следствие, но конкретных решений о возбуждении уголовного дела пока не принято.
— Доследственная проверка по факту этого ДТП продлена с 10 до 30 суток, назначена экспертиза по состоянию дорожного покрытия, его соответствию ГОСТам, — рассказал заместитель прокурора Челябинска Данил Бояринов. — Если эксперты придут к выводу о наличии причинно-следственной связи произошедшего с качеством дорожного полотна, то материалы будут направлены для расследования в органы Следственного комитета.
Если эксперты посчитают, что мотоциклист погиб именно из-за ямы, речь пойдёт о должностном преступлении. Процессуальное решение по традиционной для ДТП статье 264 УК (нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть) официально также ещё не вынесено, но с большой вероятностью по этому составу последует отказ в возбуждении уголовного дела, поскольку других участников аварии, а значит, и виновников, не было.
Кстати, версия о том, что провал появился из-за работ накануне аварии, пока вызывает сомнения. Читатели сообщают нам, что яма в этом месте была уже несколько недель. На записи, сделанной 1 июня, за три недели до аварии, видно, как автомобили высекают искры, подскакивая на асфальтовой «волне».
Практику расследования подобных дел объяснил автоюрист Лев Воропаев:
— Судя по всему, назначена техническая экспертиза, которая в том числе установит, есть ли вина самого мотоциклиста в произошедшем. Ключевую роль играет пункт 10.1 ПДД: эксперты постараются установить, имел ли мотоциклист техническую возможность избежать аварии. Важным фактором будет даже не сам по себе факт превышения скорости, если он имел место, а наличия у мотоциклиста возможности заметить дефект и принять меры.
Пункт 10.1 ПДД обязывает водителя выбирать скорость сообразно условиям (видимость, состояние полотна и так далее), а при возникновении опасности, которую он способен обнаружить, принять меры к торможению вплоть до полной остановки.
Оценят эксперты и сам дефект: в России, кстати, есть нормативы даже на дорожные ямы. Так, по новому ГОСТ Р 50597–2017 обособленная выбоина или провал не должны иметь длину более 15 см, глубину — более 5 см, а общую площадь — более 600 квадратных сантиметров. Раньше, кстати, требования были мягче: допускались ямы размером 15х60 см (до 900 квадратных сантиметров). По грубым оценкам, яма на Кашириных превышает эти значения. Срок устранения таких дефектов — не более 20 суток.
— В подобных случаях обычно возбуждают уголовное дело по статье 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности» в отношении руководителя организации, которой принадлежит дорога или которая отвечает за её состояние, — объясняет Лев Воропаев. — Если есть внутренние документы, которые назначают ответственным другое лицо, например, начальника какого-нибудь отдела, то дело могут возбудить против него, но чаще всё-таки этим лицом является руководитель. Поскольку происшествие связано с неисполнением должностным лицом обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, по части 2 статьи 109 УК РФ ему может грозить наказание вплоть до лишения свободы на срок до трех лет.
Прецеденты уже были: так, в 2014 году многометровый провал на дороге в Крыму привел к тяжёлому с ДТП с несколькими погибшими — уголовное дело было возбуждено против руководителей дорожных и проектировочных служб по части 3 статьи 109 УК РФ.
Что касается спора между «Южуралмостом» и МУП ПОВВ, юрист считает, что в первую очередь вину возложат на компанию, которая непосредственно отвечает за дорогу.
— Я думаю, будет ещё одна экспертиза, которая установит причину появления дефекта. Теоретически могут привлечь руководителей обеих организаций, но всё-таки всегда есть конкретная компания, которая должна следить за состоянием дороги. Даже если дефект возник по вине стороннего предприятия, его нужно обозначить и принять меры к устранению. Поэтому следствию предстоит разобраться, когда и по чьей вине появился этот провал и какие меры приняты, чтобы обезопасить участок.
На месте происшествия видно, что яма действительно находится у края дорожной заплатки. В МУП ПОВВ ранее подтвердили проведение работ в этом месте:
— Ночью на 20 июня наши сотрудники проводили земляные работы на крайней левой полосе проезжей части на Братьев Кашириных, 102 в сторону центра города. ДТП произошло на другой стороне дороги по направлению от Молодогвардейцев в сторону 40-летия Победы, — сообщила тогда пресс-секретарь МУП ПОВВ Алевтина Шестакова.
По сути, заплатка действительно находится на левой полосе в направлении центра города, захватывая разделительную полосу. Но провал хоть и набряк на противоположной стороне проезжей части, примыкает к заплатке вплотную. Впрочем, окончательные выводы должны сделать эксперты.
Конфликт между дорожниками и сетевиками длится уже не первый год. Так, весной во время плановой инспекции дорог министр дорожного хозяйства и транспорта Дмитрий Микулик заявил следующее:
— Я хочу, чтобы нас услышали: очень часто покрытие портится не из-за низкого качества, а коммунальных ремонтов. Да, плановые работы коммунальных сетей согласуются, но всегда есть оговорки насчёт аварийных ситуаций, которые, к сожалению, происходят регулярно. И получается, что только что отремонтированное полотно раскапывают, а затем ставят заплатку, но совсем не того качества, как основной асфальтобетон: в нём другое содержание щебня, другие битумы, другие технологии. Но критика обрушивается на дорожные службы, даже если исходное покрытие не имело проблем.
Но и это не отменяет необходимости вовремя обозначать проблемные участки, если они представляют опасность для движения.
Например, на днях автомобилисты остались недовольны оставленными на краю проезжей части кучами срезанного асфальта.
Мы уже подробно разбирали, что делать, если вы заметили опасный дефект полотна. При аварии из-за дорожных проблем, не забывайте шесть простых правил и обязательно вызывайте сотрудников ГИБДД на место происшествия. И, кстати, с июня этого года в России действует новый ГОСТ на дороги.
Артём Краснов, Мария Шраменко