В Челябинске полгода назад заработал первый сервис каршеринга — краткосрочной аренды автомобилей. Сайт 74.ru отправился испытать новую услугу, и в момент, когда по клику смартфона замки шерингового Lifan X50 щелкнули и открылись, возникло ощущение чуда — да неужели? Впрочем, и без казусов не обошлось. Если вы всё ещё не рискнули протестировать каршеринг, то эта статья для вас.
Каршериг — это нечто среднее между сервисом такси и полноценной арендой автомобиля: чтобы взять его в прокат, достаточно иметь смартфон с установленным приложением и одобренной единожды заявкой. Мы уже рассказывали о технологии каршеринга и стоимости услуг.
Перед тестом компания-оператор Uramobil предложила подогнать шеринговую машину поближе к нашему офису на Российской, но я попросил не делать ничего специально, чтобы эксперимент был чистым. И когда дошло до дела, я выбрал ближайшую ко мне машину на Советской, 24, чтобы обнаружить у нее лишь 5% топлива в баке.
При каршеринге топливо входит в стоимость услуги, но если его мало, придется ехать на АЗС. Оператор потом компенсирует расходы на заправку 20 литров и пришлет 100 бонусов награды, но мне не хотелось тратить свои 900 рублей вот так сразу. Поэтому я нашел другой автомобиль на улице Сони Кривой, 43а, но у него было 4% топлива. И третья машина тоже стояла почти пустой: по странной причине вокруг нашего офиса сконцентрировались сплошь «сухие» Lifan.
Автомобиль с половиной бака стоял на Энгельса, 95, но коль скоро добираться туда все равно удобнее на своей машине, я выбрал автомобиль, запаркованный на Лесопарковой, 6а, около нашего прежнего офиса. В Челябинске пока работает 40 автомобилей, поэтому географическая доступность остается одним из главных препятствий. Но это — на первых порах: если дело пойдет, парк машин будет расти довольно быстро.
Приложение позволяет забронировать автомобиль: после этого у вас 20 минут, чтобы добраться до места, но если не уложились — не страшно. Можно продлить бронь по тарифу 2,5 рубля за минуту.
Оранжево-серый Lifan X50 мы нашли на большой парковке около отеля «ПаркСити», осмотрели его, не обнаружили ничего критичного и нажали ту самую заветную кнопку «Арендовать», которая открыла замки.
Пока автомобили совершенно новые, состояние у них идеальное. Со временем, понятно, появятся дефекты. В компании Uramobil меня заверили, что обращать внимание на сколы, следы от чужих дверей и прочую мелочевку не нужно: главное, убедиться в отсутствии серьезных проблем, вроде стесанных бамперов или, допустим, выбитого стекла. Если дефект застарелый, компания или устраняет его, или помечает стикером. Если же вы нашли что-то новое — нужно сфотографировать и послать снимок оператору, сняв с себя ответственность.
Внутри автомобиля мы обнаружили полис ОСАГО, свидетельство о регистрации и знак аварийной остановки. Но запаски, огнетушителя, аптечки не было, видимо, во избежании соблазна. А вообще каршеринг — это проверка Челябинска на вшивость.
Что касается проколотых колес и прочих неприятностей, то при любых проблемах нужно связаться с оператором и следовать инструкциям. Как я понимаю, в большинстве случаев вам скажут или оставить автомобиль, или подгонят другой. В случае ДТП алгоритм действий обычный: аварийка, знак, звонок в ГИБДД, звонок в компанию, оформление…
Кстати, сервисы каршеринга обычно предлагают тарифы со страховкой «по кругу»: в нашем случае вместо «Стандарт» (7 рублей за минуту) можно выбрать «Стандарт+» (8 рублей за минуту) с включенным каско.
Ключ с вынутым из него чипом был уже в машине — мы завелись да поехали. Я не тестировал Lifan X50 раньше, но, по беглым впечатлениям, для каршеринга автомобиль вполне подходит. Пусть у него не идеальная эргономика (руль хочется поднять повыше), маломощный мотор (103 л. с.) и не всегда понятная работа усилителя руля, зато есть автоматическая трансмиссия, кондиционер, парктроник, магнитола. По размеру Lifan X50 близок к универсалу Lada Kalina, и его салон вполне подходит для городских поездок вчетвером. Что касается дальних путешествий, то компания предлагает поездки в Екатеринбург за 2500 рублей, например в аэропорт Кольцово.
Оплата начинается с момента, когда вы нажали кнопку «Арендовать», и пока я разглагольствовал на камеру, накапало рублей сорок. Зимой клиент будет оплачивать время, которое нужно для очистки машины от снега и прогрев.
Я не оплачивал каршеринг — оператор прислал нам 300 бонусов для теста. Но если бы деньги были мои, наверное, возросла бы нервозность из-за любых заминок в дороге, будь то пробка или просто медленный водитель впереди. Вообще для использования каршеринга нужна известная дисциплина: если нервничать из-за каждой минуты опоздания, гонять и нарушать, рано или поздно расплатишься штрафами (а они за счет виновника) или аварией.
Для интереса от Лесопарковой мы доехали до улицы Энтузиастов и пересели в другую шеринговую машину, чтобы вернуться обратно. За счет светло-оранжевой раскраски их видно издалека, а при желании можно попросить машину поморгать аварийкой. Но основной ориентир, конечно, карта — точность позиционирования не стопроцентная, но вполне достаточная.
Кстати, пока вы не заглушили мотор или не нажали кнопку разблокировки, открыть двери изнутри невозможно. В критической ситуации это может быть опасно: растерявшийся водитель не сразу сообразит, почему двери не поддаются.
Тариф «Стандартный» позволяет ездить по всему Челябинску, но оставить шеринговую машину можно не везде. Во-первых, стоянка не должна противоречить ПДД, во-вторых, в зоне покрытия сотовой связи, в-третьих, запрещается ставить на закрытых территориях (за воротами и шлагбаумами, доступ к которым есть только у вас). Впрочем, всё это понятно. Важнее четвертое ограничение: чтобы машины не растащили по всему мегаполису, оператор выбрал так называемые зоны завершения аренды, обозначенные на карте фиолетовым цветом — оставлять машину можно только в этих пределах. Они охватывают практически весь центр города: проспект Ленина, ЮУрГУ, улица Труда, Воровского и так далее. Но в других районах есть лишь «анклавы» с конкретными местами для парковки.
Например, на улице Лесопарковой фиолетовым была обозначена парковка около гостиницы «ПаркСити», куда я и вернулся на втором «Лифане», оставив его в трех метрах от места парковки первого «Лифана», который брал за полчаса до этого. И вот чудо — программа не дала завершить аренду, утверждая, что нахожусь вне разрешенной зоны. Маркер на экране действительно отстоял от фиолетового прямоугольника. Я переставил в другое место, и сделать это на забитой парковке было не так-то просто. И снова тот же результат. Тогда я перегнал машину уже ближе к зданию гостиницы, и уже тогда всё получилось. Как я понимаю, оператору нужно чуть расширить зоны-анклавы, чтобы клиенты могли использовать такие парковки целиком. На троекратное маневрирование я потратил лишние пять минут, то есть рублей 35.
Перед завершением аренды программа предлагает сфотографировать автомобиль. Сделать это желательно два раза: спереди и сзади. Проводить детальную съемку не требуется, главное, на фотографии должно быть видно общее состояние машины и место парковки, чтобы избежать споров в случае штрафа или эвакуации.
Попутно приложение советует убедиться, что стекла закрыты, ручник затянут, селектор в положении P, а фары выключены. От себя добавлю — не забывайте в прокатных машинах вещи. С тестовыми автомобилями у нас случилось похоронить в бардачке шапку или забыть наушники в подлокотнике.
Если вы хотите отлучиться на 5–10 минут, например в магазин, автомобиль можно поставить на паузу — стоит это 2,5 рубля в минуту.
Делать калькуляцию наших расходов я не буду: мы потратили чуть более 300 рублей за две поездки, но большую часть этого времени заняли съемки. Фиксированный тариф 7 рублей за минуту позволяет вам прикинуть расходы на свой маршрут: в день без пробок они примерно сопоставимы со стоимостью такси, но заторы могут увеличить их непредсказуемо. Помимо «минутных» тарифов, есть также дневной (2000 рублей в сутки) и междугородний (2500 рублей) — последний дает 300 минут и 300 километров пробега.
Плюсы и минусы каршеринга
Приложение удобное, технология интуитивно понятная, машины вполне приличные, цена кажется адекватной. Но доступность машин пока далека от идеала, а зоны завершения парковки ограничены, что делает каршеринг чем-то похожим на общественный транспорт: доехать прямо до дома можно далеко не везде. Плюс элемент нервозности из-за состояния машины.
Впрочем, основные минусы связаны, скорее, с молодостью технологии: по расчетам экспертов, для полноценного каршеринга в городе-миллионнике нужно 1000 машин. И когда дойдет до таких значений, проблема доступности решится сама собой.
Мы уже писали об основных принципах каршеринга в Челябинске и сравнивали с Екатеринбургом. Другой интересной технологией будущего является такси с автопилотом. А очистить город от нынешних водителей-нарушителей позволит наш проект «Лови маршрутку».
Планируете ли вы пользоваться каршерингом в Челябинске?
Артём Краснов