Есть такая притча: когда академику Игорю Курчатову понадобилось сделать дорожки через институтский газон, он дал сотрудникам натоптать маршруты и распорядился положить асфальт по их следам, то есть естественным образом. Я всегда считал подобный принцип обязательным и при нанесении дорожной разметки, но челябинские дорожники игнорируют его уже не первый год.
Недавнее их достижение (и я говорю без иронии) — это отремонтированный участок улицы Братьев Кашириных в районе пересечения с улицей Косарева. Осенью здесь обновили покрытие и быстро нанесли разметку. А в эти дни поднимают ливневые решётки на уровень асфальта, превращая дорогу в без пяти минут идеал.
Но при нанесении разметки на сам перекрёсток с Косарева использовали популярное в Челябинске ноу-хау — нарисовали её по диагонали. Теперь при подъезде к нему по улице Кашириных в сторону северо-запада отчётливо видно, как «ломается» разметка, уводя поток левее его естественного хода. Зачем?
Логика дорожников понятна — левый ряд в этом месте отведён для поворота, поэтому соседние с ним полосы вроде бы логично увести левее. При этом остается крайне щедрый, в три машины, правый ряд, усугублённый местным уширением — остановкой.
Резкий излом застаёт некоторых водителей врасплох, поэтому они едут по старинке, незаметно для себя совершая перестроение и «фафакая» тем, кто пытается соблюдать разметку. Во время осадков разметку видно хуже, а процент тех, кто едет «на видимость», возрастает.
А самое любопытное, что недавний снегопад, наоборот, разрядил обстановку на перекрёстке: когда разметка исчезла полностью, водители накатали прежние траектории и ехали безо всяких проблем.
Я отправил запрос в управление дорожных работ Челябинска с просьбой объяснить схему движения. Ответ мало что дал, цитирую: когда разметка плохо видна, движение осуществляется по дорожным знакам типа 5.15.2 (направление движения по полосам). Впрочем, эти знаки не определяют траекторию движения на самом перекрёстке, поэтому как именно ориентироваться по ним — неясно.
Также в управлении отметили, что сами полосы нанесены так, чтобы автомобилисты не создавали помех друг другу. Что верно лишь отчасти, ведь в плохую погоду возникает дилемма: ехать по разметке или ехать с потоком?
В Челябинске такой способ нанесения разметки весьма популярен: «косые» полосы есть на перекрёстке Блюхера и Рылеева, на участке проспекта Победы около магазина «Юрюзань», на пересечении Воровского и Тимирязева. К этому можно добавить проблему исчезающих полос, как на Свердловском тракте около цинкового завода или на проспекте Ленина на пересечении с Артиллерийской.
Отчасти разметочная чехарда является следствием расширения дорог в последние годы: нарастить их по всей длине удалось не везде, поэтому то и дело встречаются узкие места и полосы, нанесённые со смещением.
Усугубляет ситуацию другая российская проблема: свободные нормативы на ширину полос. Поэтому на многих участках той же Братьев Кашириных при видимой разметке помешаются три-четыре ряда автомобилей, при её отсутствии — пять-шесть. И колеи по свежему снегу частенько не совпадают с предписаниями разметки, потому что она не кажется интуитивной.
Впрочем, запретов на такую разметку нет, равно как нет требований к её «естественности» с точки зрения водителей. Насколько я понимаю, дорожники действуют формально: берут нормативы, рисуют полосы до и после перекрёстка, а затем соединяют их наиболее удобным для них образом. Водители же потом сталкиваются если не лбами, то локтями.
А что вообще естественно? При плохой видимости разметки для автомобилистов естественно ехать параллельно краю проезжей части. Край проезжей части в идеале должен быть относительно ровным. Местные уширения должны быть явными. А пропадающие полосы нужно обозначать знаками.
Кстати, в Европе, с которой согласованы многие наши стандарты, разметка нередко имеет сложную форму, особенно в центрах исторических городов. Но в Центральной и Южной Европе не так часто бывают снегопады, а на севере материка дороги чистят лучше и быстрее. Плюс сама разметка, как правило, более явная, выпуклая или даже рельефная.
Для России же, где жизнь разметки едва длиннее, чем жизнь комара, «принцип Курчатова» должен стать обязательным. И если поток в своей массе едет вдоль некой линии, разметка не должна работать «дросселем», который его тормозит, рассеивает или отклоняет неочевидным образом. Хорошо бы дорожники проезжали проектируемый участок за рулём прежде, чем рисовать на нём ломаные линии и тупиковые полосы.
И порой жаль, что новые дороги в Челябинске с хорошей разметкой портят эти мелкие несогласованности, которые каждый день провоцируют если не аварии, то нервотрёпку. Кстати, в случае ДТП на участках с двусмысленной разметкой установить виновных весьма непросто.
В редакции 74.ru вопрос о «диагональной разметке» вызывал горячую дискуссию: многие посчитали, что она вполне допустима и ездить не мешает. Выскажите своё мнение в комментариях или с помощью опроса.
Считаете ли вы оправданными «диагональные» полосы на челябинских перекрёстках?
Челябинские перекрёстки, сужающиеся после пересечения, в изобилии появились после «дорожной революции» и ставят в тупик даже экспертов. Разбираемся, как преодолевать такие участки, чтобы не нарушить правила и не попасть в ДТП.
На проблемной трассе М-5 новый участок дороги заморозили на много лет.
Вот что делать, если вы попали в аварию по вине дорожных служб.
Власти тем временем обещают превратить Челябинск в транспортный рай.
Если вы столкнулись с некачественным ремонтом, встали в пробку или стали свидетелем ДТП на дорогах Челябинска и области, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Не забывайте подписываться на наш канал в Telegram.