Челябинец Михаил на своей KIA влетел в провал на недавно отремонтированной улице Энгельса, да так сильно, что у автомобиля сработали фронтальные подушки безопасности. Он стал как минимум третьим пострадавшим в тот вечер и не успел выйти из машины, как в яму приземлился ещё один автомобиль, пробив колёса. Кто ответит за инцидент? Разбирался 74.ru.
Другие примеры
Происшествия такого рода в Челябинске не редкость: например, накануне в утопленный в землю колодец попала автомобилистка Дарья:
— Это случилось в Центральном районе за ТК «Куба» — на перекрёстке улицы Советской и Карла Маркса. Я ехала не быстро по правой полосе по неосвещённой дороге и попала в яму. Порвала новое колесо — восстановлению оно не подлежит. Края у ямы безумно острые!
На улице Советской, судя по всему, поверх колодца положили заплатку, но затем вскрыли люк, из-за чего возникла глубокая выбоина. В управлении дорожных работ администрации Челябинска сообщили, что «устали бороться с сетевиками», то есть компаниями, отвечающими за коммунальные сети. Кто именно проводил вскрытие люка, пока неизвестно.
Хотели как лучше
На улице Труда ситуация похожая: судя по всему, дорожные рабочие хотели сделать как лучше и подготовили ливневую решётку к выравниванию с асфальтом, вот только не огородили как следует место. Как и в случае с гибелью мотоциклиста на Братьев Кашириных, знаки спешно выставили уже после инцидента. Кстати, в сентябре суд Калининского района прекратил административное производство против АО «ЮжУралМост» по поводу этой трагедии.
— Яма очень глубокая — 20–30 сантиметров, — рассказывает Михаил. — От удара пробило оба колеса, помяло порог, ударило бампер, плюс сработали подушки. Ограждение лежало на газоне, там же знак. Мы поставили их на место, но ограждение было дырявое и пустое, без воды, поэтому его легко сдувало ветром. Тогда мы положили его плашмя.
Были вызваны сотрудники ГИБДД, но перед этим по стечению обстоятельств приехали дорожники и выставили ограждения.
— Когда прибыл экипаж ДПС, складывалось впечатление, что ограждение сразу было на месте, а мы его снесли, хотя характерных повреждений от удара об ограждение ни у одной из машин не было.
По словам Михаила, инспекторы не помогли ему составить схему, а главное, не стали описывать повреждения автомобиля. Они замерили глубину ямы и выдали акт выявленных недостатков дорожного полотна — это, кстати, очень важно.
После этого пострадавшие вызвали за свой счет аварийного комиссара, который составил схему и всё подробно сфотографировал. Автомобиль Михаила увёз на стоянку эвакуатор. Затем пострадавший явился в отделение ГИБДД для оформления инцидента, где дежурный инспектор потребовал... доставить автомобиль, чтобы оценить повреждения.
— Я говорю: «Ваши сотрудники были на месте, могли описать повреждения, но даже не посмотрели на машины, а теперь вы предлагаете мне оплатить эвакуатор?» — рассказывает Михаил. — Похоже, он понял, что дело может получиться громким, из-за этого хотел убедиться в наличии повреждений лично. Когда я отказался везти машину, он сказал, что достаточно будет фотографий.
На следующую неделю назначено дознание, и Михаила это также тревожит.
— Опытные люди сказали, что раз назначено дознание, будут обвинять в происшествии нас, мол, не выбрали нужную скорость.
Не гнать и тормозить
Опасения автомобилиста понятны — в подобных ситуациях водителям нередко вменяют нарушение пункта 10.1 ПДД, который предписывает выбирать скорость с учётом состояния дорожного полотна, видимости, погоды и т. д., а в случае опасности — тормозить вплоть до полной остановки. Например, суд признал виновным водителя, который налетел на отогнутый рельс безопасности.
Этот пункт отнюдь не бесполезен — он требует от водителя принять меры для предотвращения ДТП, даже если на дороге возникло «незаконное» препятствие, будь то шлакоблок, яма или пьяный пешеход. Для детального разбора обычно требуется автотехническая экспертиза, которая устанавливает, в какой момент водитель обнаружил опасность, когда и с какой интенсивностью начал торможение и так далее.
Впрочем, на только что отремонтированной и ровной улице Энгельса предвидеть появление дыры на асфальте действительно сложно, поэтому у Михаила есть шанс добиться компенсации.
— Да, ГИБДД может вменить нарушение пункта 10.1 ПДД, но даже если это случится, необходимо обратиться в гражданский суд и там отстаивать свою правоту. В целом при наличии явных дефектов полотна суды занимают сторону водителей, — считает юрист группы «Форлекс» Николай Попов.
Автоюрист Лев Воропаев настроен менее оптимистично:
— Если автомобилистам вменят нарушение пункта 10.1 ПДД, выиграть гражданский суд будет непросто. Это как минимум потребует проведения автотехнической экспертизы, которая в большинстве случаев делается за счёт пострадавшего и стоит порядка 15 тысяч рублей и выше. Если её результаты будут не в пользу человека, ему откажут в иске.
Наиболее выигрышная тактика, по мнению Льва Воропаева, доказывать свою невиновность ещё на стадии разбирательств в ГИБДД.
— Думаю, водителям могут вынести определение о нарушении пункта 10.1 ПДД, и тогда есть смысл написать жалобу на имя начальника ГИБДД и отстаивать свою правоту, — считает эксперт. — Нужно иметь в виду, что срок давности по таким делам — два месяца, поэтому обращение в суд с жалобой в рамках дела об административном правонарушении лишено смысла. Обычно суды не успевают в эти сроки рассмотреть жалобу и проверить доводы пострадавшего по существу.
Также желательно добиться, чтобы ГИБДД возбудила административные дела по статье 12.34 КоАП против организации, которая осуществляла ремонт дороги, за невыполнение требований по обеспечению безопасности при проведении работ.
— При наличии такого постановления шансы на победу в гражданском суде будут очень высоки, — считает Лев Воропаев.
На кого подавать в суд?
В общем случае — на собственника дороги. Поскольку в данном случае речь об улицах городской сети, юристы считают, что ответчиком станет администрация Челябинска.
— Может выясниться, что дорогу ремонтировала некий подрядчик, но компенсацию пострадавшим всё равно должна администрация, которая имеет право затем взыскать сумму с подрядчика в порядке регресса, — говорит Николай Попов.
Правда, если обслуживанием дорог по контракту занимается сторонняя организация, Лев Воропаев советует привлекать её в качестве соответчика. Идеальный вариант для пострадавших — это получение компенсации в досудебном порядке, но это бывает нечасто.
В управлении дорожных работ администрации Челябинска сказали, что ответственность за этот инцидент лежит на подрядной организации:
— Улица Энгельса в этом году ремонтировалась по программе «Безопасные и качественные дороги», и у администрации города есть договорные отношения с подрядной организацией, АО «ЮжУралМост», — сообщила представитель управления Нина Леонтьева. — Мы несём ответственность за состояние проезжей части того или иного участка улично-дорожной сети до и после завершения всех работ, в том числе после работ по выравниванию люков колодцев подземных коммуникаций и ливневых решёток на один уровень с новым дорожным полотном согласно нормативам. Ответственность по обеспечению безопасности дорожного движения в период проведения работ лежит на исполнителе контракта.
В компании «ЮжУралМост» ответили, что подобные вопросы решаются в судебном порядке.
— Мы никогда не отказываемся исполнять судебные решения, — заявила пресс-секретарь АО «ЮжУралМост» Анна Колонтаева. — После того как к нам поступает претензия и оценка ущерба, заявитель подаёт иск в судебные органы, и там совместно с нашими юристами решается этот вопрос.
Попутно представители «ЮжУралМоста» акцентируют внимание на видео, которое мы получили от читателя чуть раньше: на нём видны последствия ДТП в этом же месте, причём знак и пластиковые блоки явно снесены автомобилем. Видимо, после этого расстроенный водитель сбросил их на обочину и оставил место без какого-либо обозначения. Этот момент может существенно осложнить взыскание ущерба для Михаила и его товарищей по несчастью. Принципиальным вопросом будет — вызывались ли сотрудники ГИБДД на место инцидента и позаботились ли они о том, чтобы восстановить ограждения или уведомить АО «ЮжУралМост» о проблеме.
О том, куда обращаться с жалобами на дорожный провал, и что делать, если вы повредили в нём автомобиль, читайте в инструкции 74.ru. Сообщения о дырах на челябинских дорогах принимает диспетчерская служба городского управления дорожного хозяйства. Телефон 727-46-26 работает круглосуточно.
При этом нельзя игнорировать и впечатляющее качество асфальта, который положили на главные улицы Челябинска после нынешнего сезона ремонта: и покрытие ровное, и разметку наносят быстро. Впечатление портят разве что утопленные ливневые решётки. Собственно, на улице Энгельса и проводятся работы по их подъёму.
В Челябинской области уже были случаи, когда удавалось отсудить крупную сумму у дорожных служб. А вообще даже по ровным дорогам Челябинска нужно ездить осмотрительно: серьёзные аварии происходят в том числе из-за падающего груза.
Если вы попали в аварию из-за качества дорог, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7-93-23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74. У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона.