В первые минуты я так стараюсь, что каждое торможение кажется чересчур резким и даже собственное дыхание чересчур громким. На моём автомобиле стоит телематическое устройство компании «АСКО-СТРАХОВАНИЕ», которое отслеживает стиль вождения и учитывает эти данные при расчете стоимости страховки каско. Впрочем, чрезмерная осторожность быстро уходит: в конце концов, пытаясь сэкономить, не нужно выходить за рамки разумного.
Как работает телематика
Миниатюрный блок устанавливается под капот автомобиля бесплатно, а текущие оценки можно посмотреть в личном кабинете. Эти оценки определяют размер скидки по программе «СМАРТ-КАСКО», которые в пределе достигают 50% от второй части платежа.
Телематика оценивает стиль вождения в основном по частоте резких маневров: торможений, разгонов, поворотов. Кроме того, учитываются периоды использования автомобиля и его «ареал» — город или трасса. Если не лезть в дебри, система поощряет плавный и предсказуемый стиль вождения.
Обмануть систему
Конечно, нагрузившись этой информацией, хочется обмануть систему и ездить так, чтобы она осталась тебе ещё и должна. Но поскольку оценка стиля длится несколько месяцев, нужно рассчитывать силы. Один день в году можно поездить в режиме курсанта автошколы, но надолго вас, скорее всего, не хватит. То есть стиль вождения всё равно должен оставаться естественным.
Экспериментальным путём я быстро понял, что система не наказывает за езду в ритме потока и не требует ехать ниже лимитов. Баллы снимаются за очевидно грубые маневры, которые хорошо заметны на фоне остального потока. Однажды в Чурилово я поздно заметил выбоину и продавил тормоз до срабатывания АБС: система предсказуемо зафиксировала резкое торможение.
Есть ли шанс набрать высший балл
Тут хочется пуститься в самооправдания: мол, у нас такие дороги и такие водители (все, кроме нас), что какой бы ты гений ни был, всё равно будешь совершать резкие маневры вынужденно. На самом деле, набрать высший бал возможно: достаточно лишь следить за скоростью. Если ехать в пределах правил, необходимость маневрировать резко исчезнет сама собой. Ведь 99% внезапных торможений и поворотов являются следствием неадекватно быстрой езды.
Но это не значит, что ездить нужно скромнее троллейбуса: нет, я держал скорость потока, а время поездки сокращал за счёт выбора рядов — на знакомых маршрутах это несложно. Есть даже определенный азарт в том, чтобы научиться ездить плавно без потери средней скорости.
Сколько баллов удалось набрать
И вот что получилось: за контрольные полгода (с февраля по июль) мой балл колебался в диапазоне 86–92%, остановившись на отметке 90%. Там образом, скидка по страховке каско составила около четверти общей суммы или 7 тысяч рублей. Это принесло удовлетворение, потому что вышла не банальная скидка, а что-то вроде награды за аккуратность.
В августе и сентябре, уже рассчитавшись со страховой, я расслабился. Балл понизился до 76%, то есть самодисциплина добавляла рейтингу 14 процентных пунктов. Впрочем, с наступлением холодов он опять превысил 90% из-за снижения общей скорости потока.
Я посмотрел расшифровку стиля вождения, и оказалось, что резких перестроений я не совершаю вообще, торможу и разгоняюсь агрессивно в среднем 2–3 раза на 100 километров, но люблю заложить в повороте: например, в августе на каждую сотню километров пришлось 15 резких поворотов.
Телематика должна стать нормой
Сам принцип, при котором стиль вождения влияет на цену страховки, показался абсолютно здравым и справедливым. Можно спорить о нюансах алгоритма, но помимо экономии на страховке он позволяет критически оценить собственную манеру езды. Коль скоро за каждой аварией стоит чья-то резкость, подобная терапия решает проблему в корне: не просто компенсирует ущерб от аварии, но снижает саму её вероятность.
Одно время обсуждалось применение такого подхода для полисов ОСАГО — отличный путь, на мой взгляд. В конце концов, почему бы страховым компаниям в самом деле не поощрять водителей, которые уже наигрались? В западных странах страховые компании вносят чуть ли не больший вклад в безопасность, чем полиция, потому что заинтересованы в предотвращении аварий. И в этом смысле телематика куда эффективнее камер фотовидеофиксации.
Кстати, развею сомнения тех, кто боится «жучков» под капотом: да, телематическая система фиксирует положение автомобиля и передает данные в процессинговый центр. Но лично мне плевать: гораздо больше обо мне расскажет сотовый телефон, поэтому, если уж параноить по-настоящему, нужно переходить на проводную связь и голубиную почту. И отписываться от всех соцсетей.
Пара полезных дополнений
У телематики есть ещё пара полезных функций. Так, она фиксирует статистику поездок, например за ноябрь я накатал 439,18 км в 79 поездках. Средняя скорость оказалось велосипедной — всего 18 км/час: просто на своей машине я езжу по городу и в час пик.
Но важнее другая функция: в случае ДТП система автоматически уведомит страховую компанию о происшествии, что позволяет оперативно связаться с клиентом и проинструктировать его о дальнейших действиях. Мелкие аварии, вроде наезда на препятствие, можно оформить по упрощённой схеме без вызова ГИБДД. В спорных ситуациях телематическое устройство станет вашим «свидетелем», позволяя восстановить картину ДТП. Кроме того, оно облегчает оформление аварий по европротоколу.
Честно говоря, мне жаль, что телематические системы в России пока используются лишь считаными страховыми, как «АСКО-СТРАХОВАНИЕ». Это удобно, наглядно и прозрачно, а главное, искореняет саму причину убыточности того же ОСАГО — высокую аварийность россиян.
Подробнее о программе «СМАРТ-КАСКО».
Страховая компания «АСКО-СТРАХОВАНИЕ»,
ул. Красная, 4;
тел.: 8-800-2222-734, (351) 265-27-35;
office@acko.ru.