В ближайшие два-три года в России начнут дистанционно отслеживать пользование ремнём безопасности, и это далеко не единственная возможность платформы «Автодата», с помощью которой власти займутся сбором различных данных об автомобилистах.
Официальный представитель НП «ГЛОНАСС» и НТИ «Автонет» Ярослав Федосеев уверяет, что штрафы за езду без ремня выписывать не станут. По его словам, информация не будет содержать в себе персональных данных и сможет использоваться только для общего понимания того, соблюдаются ли нормы безопасности. При этом информация с камер видеофиксации также приходит в «обезличенном» виде, что не мешает выписывать штрафы на владельца автомобиля. Но Ярослав Федосеев настаивает, что такого функционала у системы «Автодата» не будет.
— Задачи создавать «большого брата» или «всевидящее око» не стоит, — рассказал он агентству ТАСС. — Система не будет знать, кто сидит в машине и кто её владелец. Будет лишь общая картина.
По словам Федосеева, данные о пользовании ремнями уже сегодня собирают автопроизводители, дилеры и нелегальные сервисы техобслуживания. Но куда они уходят и как используются, неизвестно.
Насколько полученная информация сможет быть полезной, сказать трудно. Даже если штрафы всё-таки станут выписывать, водителям ничто не помешает продолжить застёгивать ремень за спиной или использовать заглушки. Сейчас такие хитрости позволяют обманывать автомобили, у которых есть функция оповещения о непристёгнутом ремне.
Над проектом «Автодата» работают с 2019 года по поручению президента Владимира Путина. Помимо прочего, система будет собирать сведения о техническом состоянии автомобиля и его экологическом классе, а также обо всех передвижениях. Фиксировать и передавать данные поможет система «ЭРА-ГЛОНАСС», с 2017 года ставшая обязательной для всех новых машин. Кроме того, получать информацию можно будет на автосервисе при подключении через порт автодиагностики.
Полученные данные позволят улучшать взаимодействие транспортных средств с цифровой дорожной инфраструктурой (например, со светофорами) и проверять общее состояние автомобильного парка. Также можно будет отслеживать динамику загрязнения окружающей среды, загруженности дорог и соблюдение требований безопасности. В «Автонете» отмечают, что данные от транспортных средств — это колоссальный ресурс для экономического роста. Впрочем, ничто не мешает со временем использовать его и для карательных функций, ведь каждый модуль системы «ЭРА-ГЛОНАСС» содержит полную информацию об автомобиле.
Вы пристёгиваетесь в автомобиле?
На текущий момент штраф за непристёгнутый ремень безопасности составляет тысячу рублей. Возможно, наказание ужесточат с принятием нового КоАП.
А вот ликбез о правилах перевозки детей в автокреслах: некоторых подростков можно возить на заднем ряду без удерживающего устройства.
А скоро система «ЭРА-ГЛОНАСС» упростит оформление аварии без участия ГИБДД.
Есть что рассказать по этому поводу? Пишите нам на электронную почту, в группы во «ВКонтакте» и Facebook, а также во все мессенджеры по номеру +7–93–23–0000–74, делая пометку «Для Артема Краснова». Подписывайтесь на наш канал в YouTube.