Читатель прислал на 74.RU запись конфликта водителей маршрутного ПАЗ № 85 и ВАЗ-2113. Инцидент случился 8 февраля недалеко от Комсомольской площади. Мнения относительно провокатора ссоры разошлись даже внутри нашей редакции: посмотрите видео и напишите в комментариях, что думаете?
Конфликт начался у остановки «Комсомольская площадь» на улице Горького. «Лада» поворачивала налево через трамвайные пути, объезжая вереницу вставших маршруток, когда из ее середины начал выворачивать пазик (госномер В167УР174). «Ладе» пришлось уворачиваться, и в отместку ее водитель притормозил автобус, чем, видимо, вызвал агрессию оппонента. И тот продемонстрировал манеру езды, которая попадает под определение «опасного вождения» в ПДД.
Маршрутчик настиг оппонента на пересечении улиц Горького и Первой Пятилетки, устроил перепалку и, судя по жестам, угрожал его избить.
Но кто был инициатором конфликта? Вообще правила требуют от автомобилистов уступать дорогу водителям автобусов: напомним точную формулировку из ПДД.
Пункт 18.3 ПДД. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.
Но сначала другой вопрос: а является ли такой пазик автобусом с точки зрения ПДД? Автоэксперт Юрий Панченко отмечает, что, хотя в народе прижился термин «маршрутка», юридически это понятие не значимо. Пазики, как на видео, относятся к полноценным маршрутным автобусам и имеют равные с ними права.
— Если машина принадлежит компании, которая имеет контракт с администрацией города на обслуживание маршрута с четко обозначенными остановками, пазик считается точно таким же автобусом, — говорит юрист. — И у прочих водителей есть обязанность выпускать его от остановок. И совершенно не важно, что автобус пытается выехать в левый ряд, если в правом ряду, например, стоит аварийный автомобиль. Всё равно водители обязаны его пропускать.
Но, подчеркивает эксперт, для получения преимущества автобус должен остановиться именно на остановке, а не просто где-то поблизости.
— Как водители легковушек должны догадываться, есть здесь остановка или нет? — задается вопросом Юрий Панченко. — Для этого существует знак «Остановка маршрутного транспорта», который ставится в начале посадочной площадки. Чтобы он оставался видимым, у водителя автобуса есть обязанность встать так, чтобы задний борт машины помещался за знаком. Если же маршрутчик просто стоял где-то перед остановкой, тем более далеко от края тротуара, обязанности пропускать его при перестроении влево нет.
Судя по видео, пазик даже не высаживал пассажиров, а просто застрял позади автобуса, не подъезжая вплотную к остановке и потому не имея приоритета. Кроме того, водители в принципе не видели знака «Остановка маршрутного транспорта» из-за столпотворения самих маршруток.
Но и попытка «учить» автобус на заснеженной дороге не выглядит следствием высокого интеллекта: внезапная остановка «Лады» могла спровоцировать цепную реакцию и травмы пассажиров пазика — они уязвимы к резким торможениям.
Последующие действия маршрутчика также не делают чести водителю общественного транспорта. Кстати, кратковременное «перемирие» в середине ролика вызвано, судя по всему, лишь остановкой маршрутчика ради высадки пассажиров вне остановки.
По данным управления транспортом в Челябинске, маршрут № 85 эксплуатирует компания ООО «Урал-Дом», директором которой является Альфия Даутова. Мы позвонили по номеру, указанному в регистрационных данных. Женский голос ответил:
— Нет, я комментировать не буду, ролик я не видела и неизвестно, когда открою. Потому что меня нет в городе и я не буду ничего смотреть, а значит, не буду и комментировать.
— Кто-то из ваших помощников мог бы прокомментировать?
— Никто не будет кроме меня комментировать.
— Хорошо, у вас какие-то взыскания применяются к маршрутчикам?
— Обязательно. Давайте так: меня нет в городе, мне не очень удобно разговаривать.
На этом разговор прервался. И это печально, потому что мы сталкиваемся с безразличием к проблеме маршрутчиков постоянно. Например, вот экипаж ДПС игнорирует проезд микроавтобуса на красный свет. А на улице Труда маршрутки в ежедневном режиме срезают путь через парковки. Недалеко на улице Кашириных они массово ездят по пешеходным аллеям. В нашу хронику маршрутчики регулярно попадают из-за пожаров и ДТП.
Кто, на ваш взгляд, больше виноват в этом конфликте?
Губернатор Челябинской области Алексей Текслер планирует победить маршруточную проблему за счет новых автобусов на газомоторном топливе — очередная партия прибыла в город в декабре. Но дело идет не быстро: в 2020 году в город поступило 29 новых автобусов против 66 годом ранее. При этом, по оценкам губернатора, для ликвидации маршруточного «гнезда» нужно порядка 300 машин, тогда как сейчас в Челябинске работают немногим более сотни автобусов большого класса. А челябинцы замечают на улицах старые автобусы, якобы выходящие на замену в момент обслуживания новых.
Весной ожидается подорожание проезда в маршрутках.