По совету читателей 74.RU побывал с утра на перекрестке Косарева и Братьев Кашириных, и наш журналист Артём Краснов увидел сразу все транспортные проблемы Челябинска в одном месте: тут и дураки, и дороги, и управленческое бессилие... И еще много диких маршруток.
Я предусмотрительно оставил машину в квартале от перекрестка, потому что после «рестайлинга» светофора зимние пробки здесь просто завораживают — этакий транспортный Мордор в красноватых тонах стоп-сигналов. Но меня интересовал даже не сам перекресток (мы о нем писали), а окрестные дворы, по газонам которых маршрутки проложили зимник для объезда пробки.
Не проходит и минуты, как мне в лоб выезжает пазик (маршрут № 22, госномер а 887 хс 174), огибающий пробку на Кашириных по «дублеру», который тянется по тротуарам и проездам от остановки «Улица Северо-Крымская» — это почти 600 метров. Я стою неподвижно, маршрутка останавливается, и водитель южных кровей с досадой восклицает:
— Э-э-э, брат, отойди!
— Куда ты по тротуару-то едешь?
— Э-э-э, я иначе из графика выбьюсь. Брат, пусти, опаздываю!
Он огибает меня, выезжая с тротуара на газон.
Мужчина, ведущий за руку маленькую дочь, останавливает следующую маршрутку и переругивается с ее водителем. Но аргументация у того не отличается: пусти, мол, не нарушу — не успею. Отец девочки уступает дорогу, маршрутка, плюясь паром, проезжает мимо. Мужчина говорит мне:
— Пусть едет. Этот вроде нормальный.
Я больше скажу: все маршрутчики нормальные. Но они играют по лукавым правилам, которые установил им собственник, а если брать шире — наша доблестная городская власть. Несмотря на красивые слова, весь KPI маршрутчика — эта сумма дневной выручки, которая зависит от средней скорости движения и его борзоты. Борзота маршрутчика возведена в ранг профессиональных качеств. И они, пусть косноязычно, нам это объясняют.
А куда деваться маршрутчику с улицы Кашириных, на которой зачем-то изменили регулировку светофора, усугубив и без того некислые пробки? Куда ему деваться от графика, от переработок, от сдачи, от нервных пассажиров? Нет, я не идеализирую маршрутчика, потому что он тоже ошибается, нарушает, а временами и грубит. Но сделаем скидку на его профдеформацию. Посади меня за руль пазика — дня через три стану таким же. Ни национальность, ни опыт тут ни при чём. Это столкновение лбами запрограммировано.
В городской администрации изменение светофорного режима обосновали требованиями ГИБДД, связанными с безопасностью пешеходов. Что ж, я действительно перешел Кашириных в зеленую фазу, когда движение разрешено только пешеходам. Правда, из-за пробок на Кашириных машины через перекресток тащатся медленно — еще секунд пять-десять после включения зеленого пешеходам. На переход отводится 25 секунд, что для столь широкой улицы впритык, и по факту ощущения безопасности нет все равно: сначала пропускаешь хвост машин, потом бежишь вприпрыжку.
Но главное, озаботившись безопасностью на самом перекрестке, ГИБДД и городские власти почему-то вывели за скобки их безопасность в его окрестностях, равно как и комфорт жителей домов. После изменения регулировки светофора нам посыпались жалобы на автомобили, которые срезают путь с Университетской Набережной на Кашириных через дворы, создавая там пробки и не больно-то уступая пешеходам. К этому добавляются машины, которые едут по тротуарам вдоль самой улицы Кашириных. Разве так безопаснее?
Я даже не спрашиваю, почему на месте нет ни одного экипажа ГИБДД. Зачем? Они будут лишь кошмарить маршрутчиков и пассажиров, ничего не меняя по существу, потому что проблема — исключительно в организации движения. Впрочем, в зону ответственности ГИБДД входит обнаружение подобных мест и ликвидация проблем, так что экипаж здесь все-таки нужен: только выписывать он должен не штрафы, а предписания дорожникам. И не только выписывать, но и добиваться их исполнения. Здесь нужны ограждения, нужен иной режим работы светофора, может быть, преграды во дворах, чтобы осложнить сквозной проезд...
Тем временем выезд из дворов около дома № 89 затыкается полностью. Ситуация в своей безобразности даже прекрасна. Хвост машин, состоящий из жителей двора и тех, кто объезжает пробку на Университетской Набережной, растянулся метров на сто. Эту пробку по встречной полосе пытается объехать таксист, который упирается в маршрутку, выезжающую с газона тоже на встречную полосу. Но по этой полосе вдруг едет встречный транспорт (так иногда бывает). Проезд встает намертво. Маршрутчик пятится. Сзади подпирают. Коллеги объезжают его левее. Автомобилисты — еще левее.
Я же думаю, что и ГИБДД тут вроде как ни при чём. Да, они могут встать на этом пятачке, а толку? Маршрутчики споют им про суровый график работы, получат свои постановления и поедут нарушать дальше, мысленно вычтя штраф из дневного заработка и став еще злее. Проблемы это не решит. У ГИБДД нет полномочий хозяина-шерифа, который способен, например, своими силами поставить заборчики или даже изменить регулировку светофора. Инспекторы могут лишь поджечь отсыревший бикфордов шнур командной цепи, надеясь, что сигнал не затухнет или не подожжет еще какой-нибудь склад чиновничьего маразма по принципу «хотели как лучше».
Вся проблема — в этой несуразной раздробленности полномочий. Злосчастный светофор с новой стрелкой установило и настроило АО «СМЭУ», сотрудники которого не были согласны с новой схемой, но как исполнители вынуждены были подчиниться. Требование пришло от заказчика — комитета дорожного хозяйства, а тот в свою очередь лишь услышал призывы ГИБДД ликвидировать очаг аварийности. Здесь действительно сбивали пешеходов (вот разбор одной из аварий), хотя связано ли это с регулировкой светофора — вопрос отдельный. ГИБДД хоть и стала инициатором изменений, тоже не имела в виду плохого. Просто ГИБДД, как и ее антипод, маршрутчики, играет по установленным правилам, мыслит очагами аварийности, страдает от дефицита сотрудников, действует формально. Но так в России заведено, ибо за неформальность у нас спрашивают строже, чем за хорошо оформленные ляпы.
Но если настройка светофора — это поправимая частность, то маршруточный беспредел — проблема системная. Ее корни тоже очевидны: восстановление полноценного городского транспорта — это большие вложения, а главное — большой геморрой для чиновников. Маршрутки же — не только бесплатное и беззаботное решение проблемы, но еще и кое-какой плюс сразу в кармане, если вы понимаете, о чём я. Поэтому нас до скончания века будут кормить завтраками о невозможности избавиться от маршруток, а если мы начнем упорствовать, показательно запретят какой-нибудь маршрут, чтобы сами пассажиры потребовали вернуть как было. Это же прекрасная формула: если у людей нет альтернативы плохому, они будут выбирать плохое вроде как добровольно.
Но хватит: за десять минут съемки я надышался выхлопными газами, которые висят над тротуаром, и уже плоховато соображаю. Не завидую, кстати, жителям домов на Кашириных. Но об экологии — в другой раз.
Согласны с автором?
Впрочем, есть и хорошие новости: первые пять экоавтобусов приехали в Челябинск. В администрации Челябинска заявили о приобретении 34 автобусов еще в августе и обещали запустить их уже в сентябре.
Тем временем в городе лепят тросовые ограждения посреди дорог, но инициатива идет не совсем от наших властей.
В следующем году в Челябинске должен появиться новый автовокзал, но пока его «как бы нет». Вокзал же у «Юности» закрывают.