![«Нивка» ягодка опять. Тестируем обновленный внедорожник в местах, которые помнят его молодость За все 25 лет ее жизни столь заметного обновления у Niva не было | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/d3/5d/89/d35d89fedd52842230daae04fa3a2528/656x440_1:5723_493a9aad798b40fdedd3acf68ffff90a@1280x857_0x1Wlfo3uz_4535850946850393742.jpg.webp)
Lada Niva — это один из трех мамонтов нашего автопрома. Из серийных моделей старше только уазовская «Буханка» и, собственно, кириллическая «Нива» ВАЗ-21213. Модель же с латинским названием Niva дебютировала еще в 1996 году, а массовый выпуск стартовал пять лет спустя, так что в этом году у автомобиля двойной юбилей. За это время она выпускалась под маркой Lada (в 2001 году), потом Chevrolet, а с 2020 года снова Lada. Чтобы мы не запутались окончательно, АВТОВАЗ переформатировал ее внешность и присвоил модели новое название — Lada Niva Travel. Изменился ли ее характер?
![На фронтальных видах ее просто не узнать — мне она напоминает стилистику Mitsubishi | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/61/ff/c1/61ffc122c7594be19c70cac9514d1ad0/656x440_1:5723_5a220fdd5e8563805a19caa0cd8bec46@1280x857_0xEpQdLnl9_9960209584827764938.jpg.webp)
Подтяжку лица делали люди, не лишенные азарта. «Нивино» лицо они тянули, пока оно не встало вровень с приподнятым капотом, который продолжает подоконную линию автомобиля. Фары теперь пристальны, как взгляд следователя, а черная решетка радиатора в иных ракурсах напоминает о стилистике Mitsubishi. Вкупе с увеличенными накладками колесных арок автомобиль кажется чем угодно, но не привычной старушкой-«Нивой».
![Модель теперь называется Lada Niva Travel, а «старая» «Нива» — Niva Legend | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/07/be/35/07be350a05ef5f98f62bad2f06655851/656x369_1:5723_d451543887dfbf1be095e1eac26d9507@1280x720_0xfWfJ7fIj_8822689249339966584.jpg.webp)
![Сзади отличить новинку можно по форме светодиодных фонарей и чуть измененному бамперу, но в остальном — всё по-прежнему | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/49/b9/a5/49b9a52f4a1059710e86ba2a3f9d608c/656x369_1:5723_e77baaa9638b720a2cbc651f2ef1bd71@1280x720_0xZhmLkbmw_2635815723101535499.jpg.webp)
Правда, образ высоколобого внедорожника размывается при виде в три четверти: потяжелевший передок визуально перетягивает среднюю часть, а корма скромностью форм по-прежнему напоминает замерзшую собачку. Фронтон Niva Travel в изолированном виде прямо-таки неплох — типичный фейс современного внедорожника. Но поскольку стилистам не дали порезвиться вволю, результат получился компромиссным, и бывший дизайнер АВТОВАЗа Валерий Сёмушкин даже обрушился на модель с критикой, заявив «Ежедневному автомобильному журналу»:
— Не сочетается дизайн передней части с характером всего автомобиля. Наломанные углы, черное пятно, полностью перекрывающее передок. Я хотел бы, чтобы автомобиль был более цельным. Кузов не соответствует биодизайну, который был в девяностых годах. Тогда он имел самостоятельную пластику, сейчас же этого не получилось.
![Длина автомобиля выросла на 43 миллиметра, но исключительно за счет переднего бампера | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/ad/30/94/ad3094e3727a713b8acb34043f12f93c/656x440_1:5723_94b15d512ae4ea439b6a0895c65fc8c9@1280x857_0xkH8G9yii_4384124480804825175.jpg.webp)
Впрочем, дизайнеры всегда хотят неограниченной свободы (и столь же неограниченных бюджетов), но реальность расходится с нашими хотелками. Рестайлинг был вынужденной мерой, чтобы Niva продержалась еще минимум три года до выхода новой модели уже на французской платформе. И сдается мне, клиентам, не очень отличающим стилистику биодизайна от, допустим, баухауса, обновленная Niva придется по душе просто потому, что она кажется крупнее и солиднее. А соседям вообще можно сказать, что это новая модель.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a2/1a/d5/a21ad514ec0c67deb42f2dd390008904/1280x857_0x26PPkp44_8214352756799532396.jpg)
Нравится ли вам обновленный дизайн Lada Niva?
А за рулем главным следствием нового дизайна является хорошо видимый капот, который солидно вздыхает на косогорах и обозначает предел возможного при попытках протиснуться между деревьев.
![Капот теперь хорошо видим | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/a3/ae/c5/a3aec58b2f50e6e276be0721fb5eb5f9/656x440_1:5723_5b583a682507b64a5ac23e2f23314e11@1280x857_0xRPgv25cu_7033572389768929550.jpg.webp)
Кроме того, буксировочных проушин теперь две — слева и справа. Они и сделаны лучше: раньше приходилось цепляться за утопленную в бампере петлю (иногда через промежуточное звено), теперь же скобы более открытые и удобные.
![А так выглядят буксировочные проушины | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/59/0c/52/590c523bb97b87536eed220a461a20f3/656x440_1:5723_7fda33bca61b0e0995c516ed5329b2a6@1280x857_0xv4J01x9F_6515179038908978236.jpg.webp)
К сожалению, рестайлинг не коснулся салона от слова «совсем». Даже нарост мультимедийного экрана по верху центральной консоли появился еще на прежней Chevrolet Niva в 2019 году.
![Интерьер остался без изменений, но не отталкивает: всё вполне функционально | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/18/04/46/1804466e3c196a27e863454eb3f6d96c/656x369_1:5723_2af2e5469cee31c22187407c2c10d637@1280x720_0xQDtkjwjO_1371105770462018238.jpg.webp)
И дело даже не в старомодном дизайне, который смотрелся свежо еще в допутинскую эпоху. И даже не в эргономике — с поправкой на возраст она вполне целесообразна: подумаешь, настройка зеркал вынесена в нижнюю часть центральной консоли, а руль не регулируется по вылету. Скорее, настроение снижает ощущение пластмассовой хлипкости салона с его дышащими кнопками, строптивым рычажком рециркуляции, плохо читаемыми приборами. Но логика здесь та же, что и с дизайном: новый интерьер — это большие вложения, которые на фоне беднеющего покупателя и валютных интриг просто неоправданны. Niva ведь берут не ради эргономического совершенства.
![Косящие рычаги коробки и раздатки | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/89/0d/33/890d3344738284e0b23c9f525ad2cbb3/656x440_1:5723_708d18768650719fb737ab8957360fa1@1280x857_0xribNtD6e_2952188647714889244.jpg.webp)
![Камерой заднего вида сегодня не удивишь, но Niva сумела, потому что... | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/51/d7/39/51d7390f60278194527d5a656ece8868/656x440_1:5723_cb0120a547b5a714979b6430d6b464fb@1280x857_0xnVxZs39l_5971024418268834123.jpg.webp)
![...камера имеет персональный омыватель. Он активируется вместе с «брызгалкой» задних стекол | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/16/7f/7d/167f7ddc6392929e717720144338d403/656x440_1:5723_97c5df971c6f5dbf9be6239ee4c2116c@1280x857_0xm15RzKv0_9824088695809503380.jpg.webp)
![Подлокотник — решение спорное: в городской суете он мешает пользоваться куцеватым ручником | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/19/52/8c/19528c7c960ca7991bf72969c2bac059/656x440_1:5723_ddc1acb101fbddbd1c4f4f4d3f2084e7@1280x857_0xQ2j7d65Z_4442530373426426860.jpg.webp)
К сожалению, технических изменений не последовало — это именно рестайлинг, а не попытка апгрейда модели. Все недостатки, включая тесный салон и недостаточно тяговитый мотор, остались при ней вместе с «рюкзаком» запаски на задней двери, которая требует осторожности при парковке.
![Двигатель ВАЗ-2123 объемом 1,7 литра (80 л.с.) — потомок моторов для вазовской «классики» с увеличенным диаметром цилиндра | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/19/f6/4a/19f64a69e9c03fcb5bef4e8ee7bc50e1/656x440_1:5723_45cb1cfeba6283771e4c6481ace46b12@1280x857_0xBs1h6Wwd_3708229923888425329.jpg.webp)
![Niva хоть и добавила внешней стати, осталась машиной компактной — она на 20 сантиметров короче Hyundai Creta. Места на задних сиденьях впритык | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/6c/e1/ba/6ce1ba5236663d705a566f7149a7c659/656x440_1:5723_bedaeee8abff881a0d3d8d276155739b@1280x857_0xVyEQLDkQ_5225927026194542891.jpg.webp)
![Не слишком удобен и багажник объемом 320 литров. Размашистую заднюю дверь не открыть в тесноте | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/08/92/9d/08929d35a61499fc06700d55c4366a77/656x440_1:5723_63d3c7f16a097570b546e7bc5099cbb5@1280x857_0xiS7NIYA0_8565716490952070752.jpg.webp)
Сохранились и ездовые впечатления: если вы катались на Chevrolet Niva, ничего нового вы не узнаете. Из-за маломощного двигателя и шумности Niva кажется машиной более громоздкой, чем есть на самом деле, и после тех же кроссоверов едет натужно. На трассе ощущается дефицит «лошадей»: ленивый двигатель нужно как следует крутить, а динамика на 4-й и 5-й передачах валидольная.
![На скользких покрытиях нужно быть аккуратнее: полный привод не спасает от неприятных скольжений | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/9b/b6/64/9bb6647f881b4182724a8183ea45f049/656x369_1:5723_5b8e8ff7df66ef5c53a3927c5a806d6d@1280x720_0xvBrpu6i0_1290300413645386258.jpg.webp)
Впрочем, чего-то критичного в ее повадках нет. Да, она погуливает в полосе, усилитель руля гудит на больших углах, а мягковатая педаль тормоза требует решительных нажатий. Но со временем привыкаешь и перестаешь обращать внимание. Зато у Niva почти безупречная обзорность, в том числе по зеркалам, что несколько символично, потому что модель и является своеобразным взглядом назад.
![На плохих дорогах «Ниве» хорошеет | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/fc/6c/80/fc6c80da881fcc7b6ac0d85e402fd5f8/656x440_1:5723_6424e2fba58477a068e9b04924a2e724@1280x857_0x9JSPdkVp_1535523238899078810.jpg.webp)
А еще она покоряет подвеской, которая создана для штурма самых выматывающих дорог. Энергоемкость сочетается с известным комфортом, и если обычно выезд на грейдер или полевую дорогу вызывает тревогу и уныние, то в случае с Niva — почти ликование. Разминая сайлент-блоки, она с аппетитом поедает разнокалиберные ухабы и при этом не донимает качкой. В классе компактных проходимцев подобную отрешенность демонстрирует разве что Renault Duster.
![Характер остался прежним — Niva расцветает на умеренном бездорожье | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/73/be/dd/73bedd502d652b87b0e1c4847a216379/656x369_1:5723_b1784d7ce813a8d9146eab44b4a4a77c@1280x720_0xEZa5Jczx_6493275539153552514.jpg.webp)
Системы стабилизации нет даже в качестве опции, хотя в некоторых режимах Niva склонна к заносу — например, при резком маневрировании после торможения. С другой стороны, в сравнении с короткими «Нивами» она менее вертлява, а если въехать в поворот слишком быстро, просто плужит носом, расширяя радиус. Niva вообще не любит спешки и нервозности и склоняет, скорее, к вдумчивой (если не задумчивой) езде. При этом полный привод придает ей некоторый запас устойчивости в заносе, если водитель имеет навыки езды с такими трансмиссиями.
![На сомнительных покрытиях лучше включать понижающую передачу заранее, потому что в верхнем диапазоне раздатки Niva не шибко вынослива — глохнет | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/e5/0d/47/e50d47dce6ebb3aa8a5b225e6d98e800/656x440_1:5723_f74ab63f67caa0c64e70f436d844d6da@1280x857_0xpsNv29wr_5670255039888759713.jpg.webp)
И, конечно, машине многое прощаешь, едва появляется случай оценить ее полный привод с понижающей передачей и блокировкой центрального дифференциала. Niva Travel осталась честным внедорожником и даже после застревания продолжает упрямо и неспешно бороться с рельефом, мало-помалу выползая к спасению. Ей, конечно, не хватает всё того же тяговитого мотора — первые метры в снегу я частенько глох. Проблему решило включение пониженной передачи: с ней Niva уже прет с флегматичностью танка, а если и зарывается, то не намертво. Вперед, назад, снова вперед... Эх, еще бы задняя передача включалась помягче, но такова Niva — отступать она не любит.
![Просвет автомобиля даже вырос с 200 до 220 миллиметров, так что более пышные бамперы не должны сказаться на проходимости | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/7d/67/b4/7d67b430e83414b1a73470059eca1ff4/656x440_1:5723_740340c820dfae8d0a0025cef6f9d757@1280x857_0xZePv6E2N_7176798744027441216.jpg.webp)
![Стальная защита картера улыбается хэллоуинской гримасой | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/ed/04/e9/ed04e907ee6b7c7ec98f907de5bb997c/656x440_1:5723_859a4302ac50851065ac78ada5554032@1280x857_0xjHhw80yp_7043212387987226322.jpg.webp)
![Задняя подвеска — мост с тягой Панара, из-за которой машину слегка переставляет на ухабах | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/f9/a3/7c/f9a37cff94118e3b1fdd1df71c77ec5f/656x440_1:5723_f52ae7baa8c3c40aa7a86b019f984687@1280x857_0xC3p9ScNx_8029896172154494868.jpg.webp)
Одним словом, это привычная нам Niva со всеми ее плюсами и минусами. А мотив для ее обновления понятен: если в 2018 году Chevrolet Niva и Lada 4x4 продавались почти одинаковыми тиражами на уровне 30 тысяч автомобилей в год, то по итогам 2020 года младшая модель сохранила темп, а вот спрос на Niva сократился раза в полтора. Отчасти это объяснялось пересменкой брендов (модель переехала из салонов Chevrolet к дилерам Lada), но наверняка сказывается и моральное устаревание — уж больно примелькалась «Шнива» с ее обмылочным дизайном. И, приделав ей новый лик, АВТОВАЗ надеется всколыхнуть интерес к модели.
![Модель останется в строю минимум до 2024 года | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/96/b0/10/96b0107dd7d5be2e80975ce7133775ae/656x369_1:5723_dcf2c32b268d47abb8ca8d55ea59f60b@1280x720_0xttzAGqAh_1946129678093839672.jpg.webp)
Что потом? Определенности нет, но АВТОВАЗ отказывается от собственных платформ в пользу технологий Renault, и следующая Niva получит французскую тележку CMF-B — запуск планируется на 2024 год. Разработка нового внедорожника в планы АВТОВАЗ (точнее, материнской компании Renault) явно не вписывается, что, впрочем, не мешает выпускать классические Niva Travel и Niva Legend после 2024 года. Вопрос, скорее всего, будет решаться ситуативно: будет спрос — останутся «Нивы».
![Приставка Travel подчеркивает целевое назначение машины — путешествия. Хотя именно для затяжных туров машина подходит едва ли. А вот вылазки к местным красотам — ее стихия | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/cd/3f/f0/cd3ff0b9d3f3d6a931e6fcd241765db9/656x440_1:5723_69fe7796c1baa8abc444ce56a73d2cc6@1280x857_0xcUa4qvqV_7176888581829384765.jpg.webp)
Цены после обновления выросли на 10–25 тысяч рублей в зависимости от комплектации, но дело тут не только в рестайлинге, но и в общем подорожании автомобилей. Базовая Lada Niva Travel в комплектации Classic стоит 748 тысяч рублей (+10 тысяч в сравнении с дорестайлинговой машиной). Версия Comfort с магнитолой, кондиционером и легкосплавными колесами обойдется в 805 тысяч (+17 тысяч), при этом сразу имеет подогрев сидений — раньше он полагался только топовой комплектации. В версии Luxe за 891 тысячу (+20 тысяч) появляются пассажирская подушка безопасности, парктроник, камера, обогрев лобового стекла, мультимедийная система, регулировка водительского сиденья по высоте, противотуманные фары, 16-дюймовые колеса и замок с дистанционным управлением.
![Комплектация Off-Road | Источник: АВТОВАЗ](https://n1s1.hsmedia.ru/02/82/01/028201b97c19141bce7286d6b0f1d912/656x369_1_1ee27d5b2a6444c2211645cde8da34ff@1920x1080_0xttVcUvB0_7343974097808230510.jpg.webp)
Есть еще версии Comfort Off-Road и Luxe Off-Road, но отличия, скорее, имиджевые. Они заметны благодаря черному обвесу и шноркелю для преодоления бродов глубиной до полуметра. Доплата за такие версии составляет 15–40 тысяч рублей. Итого самая дорогая Niva Travel стоит 906 тысяч рублей.
![Пятидверная Lada Niva Legend при прочих равных примерно на 70 тысяч рублей дешевле | Источник: АВТОВАЗ](https://n1s1.hsmedia.ru/b5/88/8e/b5888e8d4dbc5fdd591e6d8fbd768c93/656x438_1_1c74da6b37753e6727c4b18b3630fd48@1280x853_0x5k6G4ReE_8254308014580954040.jpg.webp)
Дорого? Да, но с другой стороны Niva Travel может себе позволить ценовой волюнтаризм, ведь конкурентов почти нет. Пятидверная Lada Niva Legend стоит в диапазоне 645–730 тысяч рублей и ориентирована, скорее, на жителей села. Более крупный «УАЗ-Патриот» обойдется минимум в 939 тысяч рублей. А иностранные внедорожники и того хлеще: даже за малыша Suzuki Jimny сегодня просят от 1,7 миллиона рублей — две топовых Niva.
![Минимальная цена — около 750 тысяч рублей | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/10/ef/93/10ef934417b4284f7df529c48f45b50b/656x410_1:5723_f3f2e609f7c4acc9bacd18e19c87d70e@1280x800_0xcEPBAglD_2584872125919453936.jpg.webp)
Таким образом, АВТОВАЗ при минимальных затратах умело создал иллюзию, будто перед нами чуть ли не новая модель. И цель достигнута: «Нивка» ягодка опять.
![Один из мегалитов урочища Большие Аллаки | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/11/ad/bb/11adbbf860a8b2462973fd4adc9eb9fc/656x440_1:5723_c6fd170f4660fe98cc9c0aba746ade04@1280x857_0xbFMzilrJ_3590116763917612891.jpg.webp)
Кстати, целью нашего «тревела» было святилище Большие Аллаки в Челябинской области: ансамбль скальных глыб весьма причудливой формы, которые, по мнению ученых, считались святым местом древних людей. Жили они в этих краях якобы с эпохи верхнего палеолита (более 40 тысяч лет назад), и причины их ветхозаветного восторга в общем очевидны — в камнях можно увидеть очертания слонов, черепах, летающих тарелок и палачей в масках. На камнях есть древние рисунки, сделанные охрой, которые, к сожалению, очень пострадали от вандалов, красящих поверх дурные надписи.
![Когда-то здесь совершались ритуалы | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/4b/78/ff/4b78fffab2c3162f1512a7d2819a55fd/656x440_1:5723_4bade45bc08bb9bc697be06ef0f457d7@1280x857_0xzKd0U8DE_3639347851046028101.jpg.webp)
АВТОВАЗ в ближайшие годы объединится с румынской компанией Dacia.
Разработка российских автомобилей окончательно поставлена на паузу: работы прекратили и АВТОВАЗ, и УАЗ.
А Renault на днях во всех подробностях показала новый Duster второго поколения.
Благодарим автоцентр «Сатурн» за помощь в подготовке материалов.