В аварии с участием маршрутки на перекрестке улиц Доватора и Шаумяна пострадали четыре человека, один из которых ехал в микроавтобусе, остальные — в «Ладе-Калине». Виновник ДТП, на первый взгляд, достаточно очевиден: поворачивая налево, девушка за рулем легковушки не уступила дорогу Peugeot Boxer, ехавшему прямо. Но многие читатели задались вопросом: сделал ли маршрутчик всё возможное, чтобы не допустить столкновения?
Вопросов два: на какой сигнал светофора ехал водитель микроавтобуса и с какой скоростью? Поскольку в ДТП есть пострадавшие, его разбор будет зависеть в том числе от характера травм. При тяжелом вреде здоровью может быть возбуждено уголовное дело, и в этом случае, скорее всего, будет назначена автотехническая экспертиза, которая ответит на подобные вопросы. Пока мы можем оценить ситуацию лишь приблизительно.
Есть ли доля вины водителя маршрутки в этом ДТП?
Скоростной вопрос
С момента появления маршрутчика в кадре и до его въезда на перекресток прошло 2,5 секунды. Расстояние, рассчитанное по стоп-кадру в пропорции к размерам автомобилей, по нашим прикидкам, составляет около 50 метров. Значит, скорость маршрутчика могла быть в районе 72 км/ч. Хотя в России штрафуют только за превышение скорости на 20 и более км/ч, при разборе ДТП учитывается фактический лимит скорости, и в городе он составляет 60 км/ч.
— Многое зависит от объяснений, которые дал водитель маршрутки. Если он указал, что ехал 60 км/ч, и это подтвердится, то вопросов к нему быть не может, — рассуждает автоюрист ООО «Страховая выплата» Владимир Новгородов. — Если же он указал, что ехал, например, 80, возникает необходимость в назначении автотехнической экспертизы, которой поставят вопрос: мог ли водитель маршрутки при заявленных обстоятельствах и скорости движения, как фактической, так и допустимой по ПДД, в момент возникновения опасности применить экстренное торможение и избежать столкновения?
Далее, объясняет юрист, всё зависит от выводов эксперта. Если он заключит, что избежать столкновения на 80 км/ч маршрутка не могла, но это было возможно при соблюдении ей скоростного режима, то в гражданском суде виновность могут разделить между водителями в определенной пропорции, например 50/50, или любой другой. Это же обстоятельство может быть учтено судом в случае, если дойдет до уголовного дела.
Летел на желтый?
Сигнал светофора, на который маршрутка въехала на перекресток, на видеозаписи неразличим. До момента включения красно-желтого сигнала поперечному направлению, по нашим оценкам, прошло 3,2–3,6 секунды, что не позволяет сделать однозначный вывод о том, какой именно свет горел маршрутчику. Обычно на крупных перекрестках Челябинска желтый (или его комбинация с красным) горит 2–3 секунды, при этом возможно смещение при включении сигналов, когда поперечному направлению желтый, а потом красный зажигается на 1–2 секунды раньше, чем гаснет запрещающий сигнал в продольном направлении. По нашим оценкам, маршрутчик ехал или на мигающий зеленый, или на ранний желтый.
— Это тонкий момент: где находилась маршрутка в момент смены сигналов: от этого будет зависеть, имел ли он право приоритетного проезда, — считает Владимир Новгородов. — Если в момент включения желтого он не мог остановиться перед стоп-линией, то он имел право продолжить движение, если же это было возможно без экстренного торможения, это будет фактором против маршрутчика.
Три года назад Верховный суд внес ясность в вопрос, кто виноват в ДТП, когда один из участников имел формальный приоритет, но грубо нарушал. Пленум суда постановил, что нарушитель лишается приоритета, но мы уже рассказывали, что речь идет о бесспорных ситуациях, например когда кто-то проскакивает на запрещающий сигнал или объезжает пробку по обочине, вылетая на перекресток в неожиданной манере. Проезд на желтый при определенных условиях допустим, поэтому «автоматической» вины на водителя маршрутки не накладывает.
Пункт 6.14 ПДД. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.
Без запаса на ошибку
Судя по обратной связи читателей, эта ситуация выходила за рамки сугубо ПДД: многие задаются вопросом, могут ли водители маршрутного транспорта ездить в таком пограничном режиме, не оставляя запаса на ошибку? Несколько лет назад мы запускали проект «Лови маршрутку», в котором собраны сотни примеров грубых и откровенных нарушений в исполнении водителей автобусов. И читатели продолжают присылать нам подобные ролики: ниже — один из последних.
А вот еще несколько красноречивых видео из наших прошлых коллекций, которые иллюстрируют суть проблемы: маршрутчики не воспринимают ПДД как нечто обязательное к исполнению.
Проблемы маршруток запрограммированы: главным критерием для их водителей является дневная выручка, которая пропорциональна скорости движения и количеству запрещающий сигналов, на которые удалось проскочить. В условиях острейшего дефицита водителей для больших автобусов владельцы маршруток сажают за руль в буквальном смысле кого попало: во время рейдов с ГИБДД нам встречались водители, с трудом разговаривающие по-русски и воспринимающие правила как формальную рекомендацию.
Справиться с проблемой Челябинск планирует за счет постепенного вытеснения маршруток большими автобусами. Так, по словам заместителя главы регионального Минтранса Александра Егорова, до 2024 года количество малогабаритных автобусов сократится почти втрое — с 700 единиц до 250. За последние три года для Челябинска закуплены 259 новых автобусов, из которых 157 — в 2021-м. Тогда же заработал первый участок выделенных полос на Комсомольском проспекте, и эти работы продолжатся в наступившем году: планируется добавить еще около 40 километров выделенок на улицах Чичерина, Братьев Кашириных, Северо-Крымской, Труда, Энгельса, проспекте Ленина. Это, по замыслу, облегчит маршрутному транспорту соблюдение графика, а он, в свою очередь, исключит систематическую потребность в нарушениях. Сработает ли этот план — узнаем в ближайшие годы.
Большие проблемы в Челябинске и с электротранспортом. Решать их предполагается в ближайшие два года с помощью концессии.
Еще один крайне амбициозный проект — метротрам. Его обсуждение идет в настоящий момент. В 2022 году в город поставят 30 новых трамваев общей стоимостью почти 2 миллиарда рублей.