Если концессионное соглашение с «Синара — ГТР Челябинск» будет заключено, ожидается, что в следующем году город получит 40 новых троллейбусов. В Министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области рассказали 74.RU, как намерены развивать троллейбусное движение, сколько будет стоить проездной, и выразили уверенность, что качество перевозок после того, как придет инвестор, выйдет на новый уровень. Кажется, это благая весть для челябинцев, уставших от насмешек по поводу троллейбусов с «рулем» на крыше. Но эксперты с сомнением смотрят на готовящееся соглашение и говорят о необходимости внимательно отнестись к выбору компании-партнера.
По данным Миндортранса региона, сейчас у Челябинска 234 троллейбуса, из них на ходу только 130. Средний срок эксплуатации этого подвижного состава — 23,4 года.
Для того чтобы троллейбусное движение осуществлялось как нужно, на линию необходимо выводить 158 машин и 10 транспортных средств должны быть в резерве. Фактически же сегодня на линии курсируют от 100 до 120 троллейбусов.
В проекте концессионного соглашения прописана закупка нужного числа троллейбусов — 168 (из них 98 с функцией увеличенного автономного хода без «рогов» до 20 километров). Если соглашение будет подписано, изготовление и поставку подвижного состава будет осуществлять дивизион «Городской общественный транспорт» холдинга «Синара — Транспортные Машины».
Троллейбусы обещают оснастить системами климат-контроля и видеонаблюдения, автоинформаторами, мониторами и информационными табло, специальными аппаратами по продаже разовых проездных билетов и системой информирования и ориентирования инвалидов по зрению и других маломобильных групп. Машины будут полностью низкопольными. Предлагаемая стоимость — 21 миллион рублей за троллейбус без автономного хода и 26 миллионов рублей с автономным ходом.
Производители в большинстве случаев не афишируют стоимость своих машин и предоставляют только цену по запросу от потенциальных покупателей. Мы изучили публикации СМИ в других регионах и можем отметить, что суммы, которые фигурируют в проекте концессионного соглашения, в целом сопоставимы со средними ценами на троллейбусы, которые закупают в других городах страны.
Начало поставок троллейбусов в Челябинск возможно уже к осени следующего года.
— Мы предполагаем, что в 2022 году по предложению концессионера должно появиться 40 троллейбусов, — сообщил 74.RU министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Алексей Нечаев. — В это же время параллельно должна будет начаться модернизация всех узлов, замена тяговых подстанций, замена контактной сети, реконструкция троллейбусного депо на Свердловском тракте и строительство нового депо на базе существующего трамвайного депо на улице Первой Пятилетки.
Вместе с обновлением подвижного состава в Челябинске прорабатывают возможность запуска и новых троллейбусных маршрутов. Но выход на линию в 2022 году возможен будет только после частичной реконструкции контактной сети и депо.
— По итогам полученных заключений и рекомендаций проектировщиков по вводу в эксплуатацию маршрутов концессионер получит задание, в отношении каких маршрутов осуществление движения необходимо в первую очередь, — рассказали в Министерстве дорожного хозяйства и транспорта. — Сейчас мы видим знаковые маршруты, проходящие через проспект Ленина либо Комсомольский проспект. На первом этапе возможен ввод не более двух маршрутов с августа-сентября 2022 года, далее по мере реконструкции объектов инфраструктуры будут запускаться другие маршруты.
Троллейбусы на автономном ходу намерены пустить в микрорайон Ньютон, на улицу Мамина и по другим маршрутам. Подробности в ведомстве пока не уточняют.
— Все шаги, которые мы планируем предпринять, соотносятся с транспортной концепцией, принятой не так давно. При этом мы понимаем, что без строительства инфраструктуры обслуживать Челябинск троллейбусом неправильно, — говорит министр дорожного хозяйства и транспорта региона Алексей Нечаев. — В первую очередь сейчас мы должны поработать с Правительством РФ в части получения бюджетного кредита. Доля участия Челябинской области в концессионном соглашении — 4,2 миллиарда рублей (общий предварительный объем инвестиций — 11,5 миллиарда рублей, из них 4,2 миллиарда — это капитальный грант Челябинской области. Не менее 5 миллиардов обязуется привлечь концессионер как за счет собственных, так и за счет заемных средств).
Деньги, привлеченные из бюджета, собираются направить на обновление троллейбусного парка.
— Программа «Безопасные и качественные дороги» — одна из приоритетных на получение федеральных денег на обновление троллейбусного парка, в том числе в проекте соглашения частной концессионной инициативы предусмотрена возможность дозакупки подвижного состава с учетом лизинговых схем по данной программе, — уточнили в Миндортрансе области.
На вопрос, изменится ли стоимость проезда в троллейбусе после заключения концессионного соглашения, в ведомстве ответили:
— В ближайшее время планируется принятие билетного меню на Челябинскую агломерацию. Предполагается, что стоимость разовой поездки по месячному абонементу будет 23 рубля для всех видов общественного транспорта, работающего по регулируемому тарифу.
По словам генерального директора «Синара — Городские Транспортные Решения» Евгения Васильева, компания проявляет интерес к модернизации и развитию транспортной инфраструктуры нескольких российских городов, и подача частной инициативы на заключение концессионного соглашения с Челябинской областью — логичный и ожидаемый шаг.
— Сегодня полным ходом идет масштабное строительство трамвайной сети Таганрога — первой в России транспортной концессии, охватывающей транспортную сеть всего города. Проработка «троллейбусной» концессии в Челябинске длилась несколько месяцев, и в случае, если по итогу всех процедур, предусмотренных законом, соглашение будет подписано с «Синара — ГТР Челябинск», мы готовы гарантировать качественное преображение системы общественного транспорта в Челябинске, — заверил Евгений Васильев.
По расчетам «Синара — ГТР», пассажиропоток на троллейбусной сети Челябинска будет постепенно увеличиваться и к 2025 году может достичь 50 миллионов пассажиров в год (сейчас пассажиропоток составляет 25 миллионов пассажиров в год. — Прим. ред.).
Срок действия концессионного соглашения — 15 лет. Решение о его подписании примут 14 сентября (если к этому времени не поступят заявки от других компаний, желающих создать государственно-частное партнерство).
Архитектор-урбанист из Екатеринбурга, основатель сообщества «Живые улицы» Владимир Злоказов считает, что развивать троллейбусное движение необходимо, но важно, какие условия будут прописаны в концессионном соглашении.
— Троллейбус актуален в силу своей экологичности, но его нужно поддерживать в хорошем состоянии: обновлять подвижной состав, поддерживать контактную сеть и тому подобное, — заявил в беседе с корреспондентом 74.RU Владимир Злоказов. — Что касается прибыли, то в общественном транспорте довольно сложно о ней говорить в принципе. Если всё организовано по правилам — водители работают положенное время, транспорт проходит ТО с определенной периодичностью, то это по умолчанию субсидируемая отрасль. Объем субсидий может быть разным: если сеть общественного транспорта организована хорошо и перевозит много пассажиров, субсидии могут быть минимальными, а на каких-то маршрутах даже возможна операционная прибыль. Если сеть работает плохо и ей пользуется мало людей, субсидий потребуется много. Относительно концессий мне представляется, что все эти схемы рождаются из недофинансированности городов. Федеральный бюджет мало инвестирует в развитие транспортных систем, в результате бизнес, чтобы пристроить в том числе свою продукцию, начинает предлагать схемы, которые позволяли бы городам все-таки развивать свой транспорт. Насколько всё это будет работать и не окажется ли город в концессионной кабале впоследствии, будет зависеть от условий соглашения.
Доктор технических наук, действительный член Российской академии транспорта, эксперт ООН Михаил Якимов отмечает, что привлечение инвестора в регион добавит власти политические очки, но и принесет с собой большие риски.
— Я не верю, что проекты концессий в развитии системы городского пассажирского транспорта общего пользования не имеют под собой внятного экономического обоснования. Но можно обратить внимание на то, что обсуждаемые проекты концессий в различных городах в области развития трамвайного, троллейбусного, автобусного движения представляют собой предложения организаций, занимающихся производством техники, подвижного состава. И здесь есть небольшой нюанс, — говорит Михаил Якимов. — Если концессии, например, в инфраструктурном развитии, в дорожном строительстве складываются в том, что концессионер строит автомобильные дороги, и им выступает именно строительная или проектная организация, которая умеет качественно проектировать и строить дороги. В области эксплуатации транспорта общего пользования нужны другие компетенции, не те, которые есть сейчас у существующих концессионеров.
Эксперт отмечает, что компания, которая вышла к властям Челябинской области с концессионным предложением, собирается в первую очередь заработать на том, что загрузит свои производственные мощности.
— При этом надо сказать, что сумма 11 миллиардов — вполне подъемная для бюджета Челябинской области. И сейчас в Правительстве РФ рассматривают проект распространения института федеральных инфраструктурных кредитов, которые распределяются по регионам на создание и развитие инфраструктуры, в том числе и транспортной. И эти 11 миллиардов могут быть заемными средствами не у частной компании, а у федерального бюджета, что гораздо больше соответствует нынешнему экономическому тренду, — считает Михаил Якимов.
По мнению доктора технических наук, крайне важно предусмотреть и зафиксировать будущие риски организатора транспортного обслуживания. И если с экономическими рисками всё можно описать в рамках договора концессии, например штрафные санкции за несоблюдение поставок транспортных средств или несоблюдение расписания движения в будущем, когда эти транспортные средства уже выйдут на линию, то политические риски очень тяжело купировать и переложить на плечи частной организации.
— А политических рисков может быть гораздо больше, — предупреждает Михаил Якимов. — Они могут быть гораздо серьезнее для органов власти. И такие прецеденты уже были, когда заключается крупный договор концессии, государственно-частного партнерства или просто выполнения работ, и компания разоряется. Из-за этого в городе отсутствует инфраструктурный объект — мост или набережная, а, может быть, останавливается работа всего троллейбусного парка, и эти риски трудно компенсировать какими-то единовременными вливаниями. Всё это ведет к очень серьезным политическим потрясениям как в городе, так и в регионе. В связи с этим мое мнение: необходимо привлекать не большие инвестиции конкретного крупного инвестора, а привлекать в отрасль пассажирских перевозок большее количество компаний и шире использовать малый и средний бизнес для организации конкурентной среды на рынке пассажирских перевозок.
По словам нашего собеседника, в нескольких регионах пробуют внедрять такие системы концессии — в Санкт-Петербурге и Таганроге, но пока еще рано говорить о каких-либо итогах, так как это длительные проекты. Их срок реализации еще не подошел.
— Добавлю, что читателям надо обратить внимание, что слово концессия — это про инфраструктуру, которая остается у концедента (Челябинской области. — Прим. ред.). Она всегда на его территории, ее невозможно перенести. В проектах концессии закупки развития подвижного состава не существует, потому что он передвижной. Он может быть сегодня здесь, а завтра — в другом месте, — объясняет Михаил Якимов. — И если речь идет именно о концессии троллейбусного движения, то это, в первую очередь, строительство инфраструктуры — депо, тяговых подстанций, контактных сетей, подвесов, а совсем не закупка подвижного состава. И тут нужно очень внимательно подходить к выбору концессионера.
С предложением заключить концессионное соглашение с региональными властями выступило ООО «Синара — Городские Транспортные Решения Челябинск». Это общество с ограниченной ответственностью зарегистрировано чуть больше месяца назад, 15 июня 2021 года, в Москве. Его учредитель — ООО «Синара — Городские Транспортные Решения». На 50 процентов компанией владеет АО «Группа Синара» (принадлежит миллиардеру Дмитрию Пумпянскому).
Дмитрий Пумпянский — президент «Группы Синара» и председатель совета директоров «Трубной металлургической компании». По данным РБК, холдинг «Синара-Транспортные Машины» (входит в «Группу Синара») в 2020 году приобрел 49% петербургского предприятия «Вагонмаш». Предполагается, что «Вагонмаш» станет одной из ключевых производственных площадок совместного предприятия «Синара-Шкода» (СП), ориентированного на проектирование, производство, ввод в эксплуатацию, продажу и сервисное обслуживание современного городского транспорта: электропоездов для метро, трамваев, троллейбусов и электробусов. В соседнем Екатеринбурге у «Синары» несколько крупных проектов. В частности, группа компаний строит там общежития и еще ряд объектов к Универсиаде, а Пумпянский возглавил совет директоров футбольного клуба «Урал».
ООО «Синара — Городские транспортные решения» («Синара-ГТР») год назад создал холдинг «Синара — Транспортные Машины» (СТМ) совместно с ООО «Региональные концессионные компании» (РКК). Акционерный капитал предприятия распределен между компаниями в равных долях — по 50%.
Компания нацелена на развитие общественного транспорта в разных регионах России. В числе крупных городов, в которых планируется ее работа, — Екатеринбург, Волгоград, Курск, Уфа, Нижний Новгород, Челябинск.
Ранее стало известно, что компания олигарха Дмитрия Пумпянского за миллиард рублей поставит Челябинску 30 новых трамваев. Мы разбирались в подробностях этого крупного контракта и других перспективах «Синары» в транспортной сфере Южного Урала.
Весной транспортную реформу и интерес к ней миллиардера Пумпянского мы обсудили в интервью с министром дорожного хозяйства и транспорта региона Алексеем Нечаевым.