С начала года автомобилисты уже дважды массово жаловались редакции 74.RU на работу челябинских камер Digital Patrol: первая волна обращений была в январе-феврале, и под подозрение попала камера на «Меридиане». Вторая порция жалоб посыпалась в мае, касалась камер на улице Гончаренко (около городской ГИБДД) и на въезде в город с Уфимского тракта. На статью об этом отреагировал эксперт по транспорту Владимир Городокин, который пытается в суде доказать ошибочность работы челябинских комплексов видеофиксации. Поскольку жалоб и подозрений много, мы обратились в компанию «Диджитал Патрол» с вопросами, и ее руководство пригласило нас на внеплановую проверку камер. Рассказываем, что отвечают в компании на критику автомобилистов.
Как проверяют камеры
Мы выехали на оба адреса со специалистами компании «Диджитал Патрол» и сотрудниками центра видеофиксации нарушений (ЦАФАП) областного УГИБДД. Скорость во время движения мы фиксировали тремя способами: по спидометру, с помощью GPS-трекера и специальной навигационной аппаратуры, которая занесена в реестр средств измерения (сертификат действует до ноября 2022 года). Юридически значимым является лишь последнее измерение, остальные делали просто для понимания. После контрольных проездов мы отправились в здание «Центра обработки вызовов 112 — Безопасный регион» и сравнили значения, записанные регистрационным прибором, с теми, что фактически определил сам комплекс в автоматическом режиме.
Особой сенсации не случилось: разница в показаниях между фактической скоростью и «камерной» уложилась в 1,5 км/ч, что меньше заявленной погрешности в 2 км/ч. Эта погрешность, кстати, учитывается при фиксации скорости, то есть при лимите 60 км/ч автомобилистов штрафуют по части 2 статьи 12.9 КоАП, если скорость превышает 82 км/ч (60 + 20 + 2).
Например, в одном из проездов под камерами на Уфимском тракте мы установили значение скорости по спидометру 80 км/ч. GPS-трекер показал 77 км/ч, поверенный прибор — 75,6 км/ч, камера видеофиксации — 77 км/ч.
Челябинская компания «Диджитал Патрол» является разработчиком одноименных комплексов видеофиксации на платформе Nvidia с процессами Intel с камерами китайской фирмы HikVision. У компании есть дилеры, например ООО «Инженерные сети — Интеграция», которые занимаются их обслуживанием в городе и области (по госконтрактам). Генеральным директором «Диджитал Патрол» является Константин Крымский. Компания пришла на челябинский рынок в 2019 году после изменения концепции системы видеофиксации. До этого года Челябинск пользовался комплексами, принадлежащими сторонним компаниям (например, «Ростелекому» и «АЭЛЬ-РТС Инжиниринг»). Затем ставку сделали на собственные камеры, принадлежащие областной казне. Сейчас за работу комплексов фотовидеофиксации Digital Patrol отвечают четыре структуры: ЦАФАП ГИБДД (выносит постановления), «Центр обработки вызовов 112 — Безопасный регион» (владеет камерами от лица Челябинской области), «Диджитал Патрол» (производитель комплексов) и его дилеры (пусконаладка, обслуживание).
Почему сомневаются автомобилисты
Во-первых, проверка проводится позже даты фиксации нарушений, которые ставятся под сомнения. Во-вторых, ее осуществляют специалисты той же компании, что занимаются производством, установкой и обслуживанием комплексов.
На эти соображения заместитель директора компании «Диджитал Патрол» Кирилл Мохов отвечает следующее:
— Мы являемся разработчиками программного обеспечения комплексов фотовидеофиксации, а «Инженерные сети — Интеграция» занимается их установкой и гарантийным обслуживанием в Челябинске и области, однако все камеры проходят регулярную поверку. Ее осуществляет один из трех иногородних аккредитованных метрологических центров, к которым мы не имеем отношения. При внеплановых поверках мы используем поверенный прибор для фиксации скорости с точностью до 2 км/ч и сравниваем эти значения с теми, что определяет комплекс фотовидеофиксации, после чего оформляем результаты измерений в виде акта.
Он подчеркивает, что автомобилисты оценивают скорость по спидометру или показаниям GPS-навигатора, но они не относятся к сертифицированным средствам измерения, и их показания существенно отличаются от реальных значений.
«Накрутили 10 км/ч...»
После публикации предыдущей статьи в редакцию 74.RU обратился профессор кафедры «Автомобильный транспорт» Южно-Уральского госуниверситета Владимир Городокин (он выступал рецензентом проекта по ремонту Комсомольского проспекта). После получения нескольких несправедливых, по его мнению, штрафов с камер Digital Patrol он обратился в суд, чтобы доказать неточность их работы. Вот что он рассказывает:
— Я часто заезжаю в Челябинск со стороны Екатеринбурга, и после начала городской черты выставляю на круиз-контроле скорость 80 км/ч. В начале этого года я стал получать штрафы с расположенной там камеры. Первые я оплатил, полагая, что, может быть, я в какой-то момент отвлекся или что-то еще. Но потом пришла еще пара штрафов, я стал разбираться и понял, что камера, судя по всему, искажает значения скорости.
Владимир Городокин говорит, что на его машине установлен видеорегистратор с фиксацией скорости, а также радар-детектор с GPS-комплексом. Но, поскольку они не являются сертифицированными средствами измерения, при его обращении в суд Курчатовского района была назначена автотехническая экспертиза. Перед экспертом был поставлен вопрос: с какой скоростью двигался автомобиль? Изучив видеозапись, он пришел к выводу, что она не превышала 77 км/ч, тогда как в постановлении указано 88 км/ч. Суду еще предстоит дать юридическую оценку данному заключению эксперта и вынести решение по делу (дата заседания пока не назначена).
Кирилл Мохов указывает, что при экспертизе по видеозаписи неизвестен участок, на котором камера измеряет скорость, поэтому считать такой анализ полностью достоверным нельзя.
Высотные комплексы
Владимир Городокин обращает внимание: в руководстве по эксплуатации комплексов Digital Patrol указано, что при установке камеры вводятся высота от проезжей части, расстояние до обочины, до контрольного участка, а также длина самого участка. Если изменить эти параметры, камера будет искажать показания скорости. Владимир Городокин провел измерения на месте установки камеры и расчетным путем пришел к выводу, что у нее, видимо, была некорректно указана длина контрольного участка.
— Там разница получилась не очень большая, в районе полуметра, но этого достаточно, чтобы изменить показания скорости, — говорит он.
В компании «Диджитал Патрол» такие подозрения считают необоснованными.
— Первоначально математические показатели вносит наша компания (оператор) во время пусконаладочных работ, после чего происходит поверка метрологическим центром, — объясняет Кирилл Мохов. — Далее никто не имеет права вносить изменения и заходить в учетную запись для настроек комплекса.
Кирилл Мохов объясняет, что единственная причина, по которой камера может искажать показания, — это физическое повреждение ее опоры.
— Подобный случай был в 2019 году, когда опора, на которой висела наша камера, была повреждена в результате ДТП, — говорит Кирилл Мохов. — У нас работает специальный модуль, позволяющий отслеживать резкое увеличение числа поступающих материалов с фактами нарушений и информировать администратора для принятия оперативных действий. Кроме того, у наших комплексов фотовидеофиксации есть специальные инклинометры (датчики измерения углов установки). Если фиксируется изменение угла установки, фиксация нарушений останавливается, а наши специалисты разбираются с причинами.
Позиция ГИБДД: лимит в городе — 60 км/ч
Заместитель начальника ЦАФАП областной ГИБДД Андрей Смирнов напоминает, что отмена в 2013 году штрафа за превышение скорости на 10–20 км/ч не означает изменения лимитов.
— Как и прежде, в городе разрешено ездить со скоростью 60 км/ч, если нет других ограничений, и, например, в случае ДТП движение с большими скоростями может быть фактором против водителя, если доказана причинно-следственная связь с аварией, — говорит он. — Отсутствие наказания за превышение менее чем на 20 км/ч было введено как раз для того, чтобы учесть погрешность разных типов камер, которые раньше были менее точными. Сейчас они измеряют скорость с погрешностью 2 км/ч, поэтому автомобилистам нужно просто соблюдать правила движения. Если человек едет со скоростью 80 км/ч в городе, он заведомо является нарушителем.
Андрей Смирнов также подчеркивает, что оценка скорости по спидометру не является точной.
— Она зависит банально от диаметра колес автомобиля и давления в шинах, — говорит он. — А измерение по GPS-приборам в принципе имеют большую погрешность, которая зависит в том числе от качества спутникового сигнала. Оценивать точность работы комплексов видеофиксации можно лишь с помощью сертифицированного оборудования, внесенного в реестр средств измерения.
При этом у автомобилистов фактически не остается способа проверить точность работы камеры в случае сомнений.
Еще одной особенностью комплексов Digital Patrol является фиксация проезда на желтый сигнал светофора. В конце прошлого года камеры Digital Patrol установлены и на Комсомольском проспекте для контроля езды по выделенным полосам. Большой скандал с камерами разгорелся прошлой осенью: на объездной дороге Челябинска они выписывали владельцам фур штрафы по 150–300 тысяч.