В 1990-х был такой почти романтический промысел — гонять машины из Германии. За минувшую четверть века интерес к «самогонщикам» почти пропал, но вот наступил 2022 год, и серый (теперь он называется «параллельный») импорт из главной автомобильной страны Европы вернулся. Правда, привезти самоходом теперь практически невозможно, поэтому обращаться приходится к специализированным компаниям. Мы поговорили с их представителями, чтобы понять, из чего складывается цена доставленного из Германии автомобиля. На иллюстрации ниже показаны путь BMW X3 из Нюрнберга до Челябинска и сопутствующие расходы.
Плюсы и минусы параллельного импорта известны. С одной стороны, практически неограниченный выбор моделей, честная предыстория (в Германии с этим строже), отсутствие пробега по российским дорогам и сниженная цена относительно близких машин в РФ. С другой, процесс более хлопотный и длительный — поставка занимает до двух месяцев, и есть риски, например, изменения курса валют, задержек, закрытия границ и так далее.
Специалист по доставке автомобилей Ярослав Федоров, известный в Челябинске раллист, работающий в партнерстве с челябинской компанией АВТОСЕЛЕКТ, рассказывает, в чем главные сложности:
— Из-за санкций немецкие компании перестали продавать автомобили не только напрямую гражданам или фирмам России, но даже организациям, которые, как они подозревают, работают с россиянами, и это касается не только официальных дилеров, но практически всех игроков немецкого авторынка. Для новых машин, в принципе, существует полугодовой срок «отстоя», до которого вывезти машину не получится. Соответственно, каждая компания выстраивает свои логистические схемы, которые позволяют доставить машину. Мы работали на этом рынке много лет еще до кризиса, поэтому наладили отношения с западными компаниями. В общих чертах схема покупки выглядит так: когда клиент определяется с конкретным автомобилем, его выкупает в Германии тамошняя фирма (наш партнер), после чего он транспортируется на автовозе в Литву, оттуда — в Минск, где происходит растаможивание, и далее уже в любой город России по выбору.
Как рассчитывали цену
Автомобили в Германии значительно дешевле, чем у нас, что создает определенный гандикап. В качестве примера мы взяли полноприводный BMW X3 2019 года выпуска с двухлитровым дизелем. В хорошей комплектации Advantage он стоит чуть более 30 тысяч евро: по нынешнему курсу это менее двух миллионов рублей, то есть цена маленького китайского кроссовера типа Chery Tiggo 4 Pro.
Львиная доля расходов в нынешних условиях — это как раз услуги европейских партнеров, которые обеспечат вывоз автомобиля за пределы Евросоюза. Сумма может колебаться, но в нашем случае составляет порядка 10 тысяч евро, то есть треть от цены машины. На этом фоне не выглядит драконовской таможенная пошлина, которая превышает 5 тысяч евро. Автомобиль ввозится на физическое лицо, и для возраста 3–5 лет пошлина пропорциональна объему мотора — по 2,7 евро за кубический сантиметр. К этому добавляется 8,5 тысячи рублей таможенного оформления и утилизационный сбор в 5,2 тысячи рублей.
Еще в 5 тысяч евро обойдется транспортировка до Челябинска, для чего используются три автовоза: в Европе, в Белоруссии, в России. Порядка 2000 евро стоит оформление документов, куда входит и сертификат безопасности (СБКТС), а также электронный ПТС, причем последний оформляется уже в процессе доставки машины по России, что экономит время. Автомобиль выдается компанией АВТОСЕЛЕКТ.
Велика ли экономия от параллельного импорта?
BMW X3 из примера выше обойдется под ключ примерно в 3,4 миллиона рублей. С учетом небольшого пробега его можно сравнивать и с новыми машинами, и здесь разница получается значительной: дизельный BMW X3 предлагаются минимум от 5,4 миллиона рублей, а цена некоторых версий доходит до 8 миллионов. Если же брать автомобили 2019 года, то цена за версии с небольшим пробегом (до 30–50 тысяч) составляет порядка 3,75 миллиона рублей. То есть машина из Германии получается всё же дешевле и, скорее всего, в лучшем состоянии. Но опять же эти расчеты зависят от актуальных курсов валют, которые сейчас зафиксировались на пятилетнем минимуме.
Ярослав отмечает, что спрос на немецкие автомобили с небольшим пробегом сейчас растет:
— Во-первых, за стоимость китайского кроссовера вы получаете всё же машину радикально другого уровня, во-вторых, в Германии хорошо налажен контроль за состоянием автомобиля, то есть мы дистанционно можем узнать всю его предысторию: не только наличие или отсутствие ДТП, но даже марку и количество масла, которое он заливал в последний раз. То же касается пробега: в России его принято скручивать, там за это предусмотрена серьезная ответственность, поэтому при желании можно найти трехлетний автомобиль, который действительно три года лишь «прошел обкатку».
При этом есть определенные нюансы по выбору. Например, возникают сложности с поставкой в Россию автомобилей Škoda, а популярный у нас Volkswagen Tiguan в принципе стоит достаточно дорого даже в Германии: средние версии оцениваются в 40 тысяч евро, то есть без всех накладных расходов получается под 2,5 миллиона рублей. Другое дело, что новые «Тигуаны» в России продают за 5–6 миллионов.
При этом, если душа просит чего-то этакого, из Германии можно привезти автомобиль весьма необычного формата, скажем, 711-сильный Dodge RAM TRX: цена под ключ получается в районе 13,7 миллиона, зато такая машина будет единственной в городе (области, крае).
Но вот в сегменте лоукостеров порадовать нечем: в теории можно купить в Германии недорогой автомобиль вроде Dacia Duster, но с учетом всех расходов получится, что дешевле и проще взять аналогичную машину из дилерских остатков. Надбавка за параллельный импорт составляет порядка 20 тысяч евро от европейской цены (пошлины, доставка, посредники), и это нужно учитывать при выборе модели.
Разумно ли везти из Германии машину по схеме параллельного импорта?
Параллельным импортом сегодня занимаются и крупные автосалоны. Основной источник параллельного импорта — это Китай, где машины стоят примерно вдвое дешевле, чем аналогичные у нас. Стабилен спрос на автомобили из Эмиратов, восстанавливается популярность правого руля, а особняком стоят страны Таможенного союза: Казахстан и Белоруссия.