Николай ехал на своей «Ладе» через трамвайный переезд на улице Каслинской в районе пересечения с Новомеханической и угодил в выбоину у рельсов. От мощного удара у «Приоры» не только пробило картер коробки передач, но и сработали подушки безопасности. ГИБДД не обнаружила нарушений в действиях водителя и зафиксировала параметры выбоины. По размеру она примерно как 40-дюймовый монитор, а ее глубина больше пачки сигарет. Особенную пикантность ситуации придает тот факт, что переезд на Каслинской ремонтировали по программе «Безопасные и качественные дороги» полтора года назад, в августе 2021-го, а в 2022-м обновляли.
Николай рассказывает, что за рулем эту выбоину сложно заметить.
— Я ехал со стороны Свердловского проспекта, планируя повернуть налево на Новомеханическую, светофор как раз загорелся зеленым, поэтому я двигался через перекресток ходом, — говорит он. — Был вечер, перекресток освещал яркий светодиодный фонарь, но выбоина была в тени, поэтому заметил я ее поздно. Ударил по тормозам, но не успел: помню только удар по кузову и то, как сработала подушка безопасности. Вышел из машины, пахнет маслом из коробки передач, под машиной лужа. Думаю, коробку разбило о рельс.
Он добавляет, что место в принципе нехорошее, и, пока он ждал экипаж ДПС, машины садились на рельсы порогами.
— Надо отдать должное ГИБДД, оформили всё без проблем. С учетом того, что повреждена коробка, полуоси, подушка безопасности, думаю, ущерб будет тысяч на сто, — добавляет Николай, который планирует провести экспертизу и судиться с администрацией Челябинска.
Мы уже неоднократно рассказывали, как правильно оформить ДТП в случае повреждения машины на плохих дорогах. Важным документом в этом случае является акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии дороги. Оформляет его вызванный на место инспектор ДПС, либо же, как в случае с Николаем, его можно получить позже при регистрации аварии в Госавтоинспекции. Европротокол и прочие упрощенные формы в случае таких ДТП не действуют.
Критические размеры дорожных дефектов прописаны в ГОСТ Р 50597–2017. Перспективы судебного разбирательства возникают, если выбоина имеет длину более 15 см, глубину более 5 см и площадь более 600 квадратных сантиметров. В случае с Николаем эти значения перекрываются с лихвой: длина выбоины составила порядка 80 см, площадь — несколько тысяч квадратных сантиметров, а глубина больше «нормативной» вдвое.
Водителей, попавших в такие ДТП, часто обвиняют в нарушении пункта 10.1 ПДД: то есть в выборе скорости, не соответствующей условиям движения, а также в невыполнении требования тормозить при обнаружении опасности. Поэтому очень важно, чтобы при оформлении аварии не был вменен этот пункт.
Руководитель компании «Автоадвокат» Наталья Усова, представляющая интересы Николая, рассказывает:
— ГИБДД не обнаружила нарушений в действиях водителя и указала размеры ямы, значительно превышающей требования ГОСТа. Тем не менее ему также желательно оформить акт ненадлежащего состояния дорог. Компенсацию ущерба можно взыскивать в досудебном порядке, а при отказе — в судебном. Ответчиками будут администрация Челябинска, либо муниципальный подрядчик, если таковой будет установлен.
Возможно привлечение виновников к солидарной ответственности, при этом суд сам распределит доли компенсации ущерба.
Состояние трамвайных переездов огорчает челябинцев уже давно. Первую «рельсовую революцию» начали еще в 2020 году, планируя привести в порядок 19 переездов. Но тогда подрядчик провалил работы: из 17 проверенных нами перекрестков только один сделали в соответствии с контрактом. Через несколько дней на 74.RU повалились жалобы: ситуация на участке стала едва ли не хуже, чем до ремонта.
Вскоре в мэрии сообщили, что решили расторгнуть контракт в одностороннем порядке и перенести ремонт переездов на 2021-й. Но и 2021 году всё вышло не очень гладко, и через некоторое время ряд переездов снова развалился: подрядчик переделывал их по гарантии. Правда, после очередной волны работы над ошибками некоторые переезды остаются в приличном состоянии до сих пор, но другие разваливаются каждый год.