![Муляж или мухлеж? Водители спросили, работают ли челябинские камеры видеофиксации. Отвечаем Глядя на старые комплексы видеофиксации, автомобилисты подозревают, что на их месте уже муляжи | Источник: Илья Бархатов](https://n1s1.hsmedia.ru/eb/7e/6f/eb7e6fa4c4bd6c9858fc8e8f6156c8a2/656x438_1:5723_0939a3be23eef064cdb8004a76dbd396@1280x853_0xJuB1RdsH_7450026143639692839.jpg.webp)
Уже год читатели периодически спрашивают нас, работают ли в Челябинске камеры фотовидеофиксации нарушений. Вопрос возник из личного опыта водителей. Например, один из них рассказал, как пару раз случайно заехал на стоп-линию под камерами, но штрафов не получил, в результате перестал соблюдать правило стоп-линии с прежней педантичностью. А на пересечении Братьев Кашириных с Каслинской водители отмечают массовые нарушения под камерами (поворот из некрайнего ряда), видимо, без последствий. Есть и жалобы, что камеры перестали фиксировать проезд на желтый сигнал, хотя раньше такое практиковали. Для начала мы провели опрос среди читателей, чтобы узнать, замечают ли они такую тенденцию (замечают), а потом обратились за разъяснениями в УГИБДД Челябинской области.
Что показал опрос
![Результаты опроса в «Телеграме» и VK показывают, что водители замечают снижение количества камерных штрафов | Источник: социальные сети](https://n1s1.hsmedia.ru/c1/0e/b2/c10eb21c1fef59cf262e011327eb7ed9/656x264_1_352a4f4797f483a5457a77d55270c1eb@1178x474_0xAoXP8zok_4891943811991790136.jpg.webp)
Опрос мы провели в двух социальных сетях: в общей сложности участие приняло около 2500 наших читателей. Примерно половина в принципе ездит без нарушений, поэтому судить о работе камер не может. Из тех, кто ожидает наказаний рублем, подавляющее большинство отмечает, что штрафов с камер стало меньше. Так работает ли дорогостоящая система фотовидеофиксации или город увешан муляжами?
Камеры работают, но есть нюансы
Начальник ЦАФАП УГИБДД по Челябинской области Сергей Пурусов с полной однозначностью заявил, что все комплексы работают в штатном режиме, более того, весной динамика фиксируемых нарушений традиционно растет. Например, если в холодные месяцы по области ежедневно фиксируется 4–6 тысяч нарушений, то в последние дни цифра доходит до 12 тысяч в сутки, а в выходные — до 16–18 тысяч. Это связано с растущей интенсивностью поездок по трассам, где и совершается львиная доля «камерных» нарушений. Но всё-таки работают ли комплексы фотовидеофиксации именно в Челябинске?
— Работают в полном объеме, — отвечает Сергей Пурусов. — Сомнения автомобилистов могут быть связаны с рядом факторов. Безусловно, ряд комплексов иногда отключается для плановых технических работ. Если говорить о стоп-линиях, то в зимние месяцы, когда дороги заметены снегом, мы отключали фиксацию проезда за стоп-линию на многополосных дорогах, где дублирующий знак зачастую не виден водителям из левых полос. Что касается проезда на желтый сигнал, то с учетом пункта 6.14 ПДД мы смотрим конкретные обстоятельства: если был гололед и водитель не мог остановиться, постановление не выносится.
Сергей Пурусов отметил, что далеко не все комплексы фиксируют полный спектр возможных нарушений: например, «Азимуты», доставшиеся в наследство от «Ростелекома», не умеют распознавать поворот из неправильной полосы, из чего водители порой делают вывод, что комплекс не работает. Он фиксирует в основном проезд на запрещающий сигнал светофора и превышение лимитов скорости.
![Старые типы комплексов могут фиксировать лишь ограниченный список нарушений | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/70/21/0e/70210e1299c5278dcfd676be9ab08efd/656x437_1:5723_193b446ea0e090070a923a941157ba50@1200x799_0x9iHdnEjV_3545055768494761045.jpg.webp)
Дилемма на Комсомольском
А вот что действительно не работает, так это 12 комплексов фотовидеофиксации на Комсомольском проспекте, установленные в конце 2021 года для контроля выезда на выделенные полосы для движения общественного транспорта. Как объяснил Сергей Пурусов, технически они готовы к работе, но не введены в эксплуатацию из-за проблем с проектом организации движения. Новая схема проезда по Комсомольскому проспекту сразу вызывала немало споров, в том числе из-за неочевидных траекторий съезда на выделенные полосы перед маневрами.
![Основная проблема — места заезда и выезда на выделенную полосу | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/bf/16/f4/bf16f42bacaa587be8739fa073304713/656x438_1_ea18162efc713db9fc92260692a27fb2@1280x854_0xnfhpC47L_8030754258069302860.jpg.webp)
— Мы указали на ряд недостатков в проекте организации дорожного движения, и собственник дороги должен был их устранить, — объяснил Сергей Пурусов. — Сейчас эта работа проделана, но за 2022 год разметка во многих местах стерлась, поэтому нельзя вводить комплексы в эксплуатацию без ее обновления. Эти работы будут проведены, после этого комиссия удостоверится, что фактическая схема согласуется с проектом, и, если всё нормально, будет выдан акт ввода в эксплуатацию этих комплексов.
![На Комсомольском проспекте установлены камеры челябинской компании «Диджитал Патрол» | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/f0/95/b2/f095b21822062e34ba11a6ac90b10e62/656x438_1:5723_c17a5223cf5a20e360015fa63c74e256@1280x853_0xhMXQCx0v_2601725423068070164.jpg.webp)
Как появилась система видеофиксации в Челябинске
Система фотовидеофиксации Челябинска достаточно разношерстная, а ее создание шло не без сложностей. Первые камеры стали появляться в конце нулевых годов, но от тех комплексов, по нашим наблюдениям, уже ничего не осталось. С 2015 года «камерную тему» решили отдать подрядчикам по системе госзакупок, и на несколько лет основным оператором стал «Ростелеком», который устанавливал комплексы на выносной консоли (в народе их прозвали «виселицы»). Три года спустя, в 2018 году, тендер выиграла нижегородская фирма «АЭЛЬ-РТС Инжиниринг», в результате ростелекомовские комплексы перестали работать. Новый подрядчик установил свои камеры «Птолемей-СМ», которые затем демонтировал по окончании контракта. Работа по такой подрядной схеме оказалась крайне неэффективной, поскольку в городе работала лишь часть комплексов, а в начале каждого года все камеры уходили в спячку до розыгрыша очередного тендера. В 2019 году камеры стали переводить на баланс регионального бюджета: с тех пор владельцем и оператором южноуральских комплексов фотовидеофиксации является ОГКУ «ЦОВ 112 — Безопасный регион». Это позволило отказаться от регулярных тендеров и избежать смены поставщика услуг, что заметно повысило гибкость работы. Одним из основных поставщиков новых камер стала челябинская компания «Диджитал Патрол».
Также в 2019-м решили отказаться от мобильных комплексов на треногах, но в этом году они снова вернутся, правда, в более современном исполнении.