Автомобилисты и владельцы коммерческого транспорта заявили о сложностях с постановкой на учет автомобилей в пунктах МРЭО в Челябинске. По их словам, регистрация через «Госуслуги» проходит не всегда, а «живые» талоны выдают в ограниченном количестве, из-за чего зачастую не удается поставить машину на учет в день обращения. Особенные сложности у тех, кто пытается зарегистрировать сразу несколько машин: так, застопорилась регистрация 26 новых автобусов VolgaBus для челябинских маршрутов № 51 и 136к. Мы побывали в МРЭО, поговорили с инспекторами и людьми в очереди, чтобы понять, в чем именно проблема.
Мнения о том, насколько сложно поставить машину на учет в Челябинске, сильно расходятся. Так, специалист одного из автотранспортных предприятий рассказал, что в последние месяцы не испытывает никаких проблем, подавая заявку через «Госуслуги». По его словам, он ставил на учет автомобили как на Харлова, 20, так и на Университетской Набережной, 125, а также в селе Миасское.
— Там вообще всегда пусто, — утверждает он.
Кстати, всего на Южном Урале 19 межрайонных регистрационно-экзаменационных отделов
(вот полный список с адресами), в том числе в Копейске, Еманжелинске, Миассе, Златоусте, Магнитогорске, Кыштыме и так далее. Сами инспекторы рекомендуют жителям региона не перегружать ближайшие к челябинским автосалонам МРЭО, а спокойно ставить транспорт на учет в своих городах.
Один из продавцов-частников сказал, что как таковых проблем не испытывает, регистрируя автомобили платно: услуга, по его словам, полностью легальна и стоит 2–3 тысячи рублей. В этом случае посредник проводит все необходимые операции и выдает автовладельцу госномера и необходимые документы. Продавец отметил, что проблемы с очередями бывают и порой регистрация растягивается на два дня, поэтому он избегает личного посещения МРЭО.
По словам еще одного автовладельца, Анатолия, особенно большие проблемы наблюдались в апреле этого года:
— Записываться через «Госуслуги» получается не у всех, система постоянно сбоит, виснет: человек попробует раз, два и идет в живую очередь, — объясняет он. — А тут до смешного доходит: с пяти утра битва за талоны, ранним утром уже свободных нет. В апреле люди чуть не штурмом этот МРЭО брали. В праздники, наверное, ажиотаж поутихнет, но через две недели опять вернется.
По его словам, одна из проблем — слияние очередей на регистрацию для частных и юридических лиц.
— Получается, какой-нибудь алкомаркет ставит сразу сотню машин, всё — частникам талонов не остается, — возмущается Анатолий.
Он подозревает, что очереди создаются специально, чтобы автомобилисты обращались за платной регистрацией, о которой упоминал продавец выше.
«В "Госуслугах" не разобраться...»
У юрлиц, впрочем, своя головная боль с регистрацией партий транспорта. Так, тюменская компания ООО «ЗапСибАвто» стала победителем конкурса по госконтрактам на обслуживание челябинских маршрутов № 51 и 136к и привезла в город 26 автобусов: по 12 на каждый маршрут, плюс по одному запасному. Руководитель челябинского отделения компании Павел Веренёв рассказал, что пока не понимает, как именно ставить на учет такое количество транспорта.
— Если использовать очередь по талонам, получается, можно регистрировать только одну машину в сутки, — говорит он. — Через «Госуслуги», мне сказали, можно бронировать очередь на регистрацию 10 автомобилей, но у нас пока не получается: сайт работает нестабильно, а вбить в систему все данные 10 машин — это длительный процесс, который не удается завершить. У нас в середине мая уже дедлайн.
Талоны есть, но нужно подождать
Поскольку о проблеме нам сообщили в последний рабочий день апреля, мы смогли поехать в МРЭО на Университетской Набережной только 2 мая, и, возможно, картина не совсем показательна. В полдесятого утра обстановка в МРЭО была вполне рабочей: очередь перед автоматом, выдающим талоны, — человек 6–7. У автомата дежурили два сотрудника ГИБДД, отвечая на вопросы и помогая заполнить данные. Автомобилисты без предварительной регистрации на «Госуслугах» получали талоны на 15:00–15:30, то есть время ожидания составляло порядка пяти часов (уточним, что это время до назначенной регистрации, а не стояния в очереди за талоном).
Сотрудник МРЭО объяснил, что лучше всё равно пользоваться «Госуслугами»: тогда время будет назначено заранее. Автомобилисту нужно будет явиться за полчаса до срока, чтобы получить талон и подтвердить свою заявку. На вопросы об апрельских очередях сотрудник МРЭО ответил, что нагрузка на регистрационную службу действительно была выше, но это связано с сезонным фактором.
— У нас самые сложные месяцы — это апрель и октябрь, когда спрос на машины максимальный, — сказал он. — Предыдущие апрели в 2020–2023 годах были не очень показательны, потому что сначала спрос на автомобили падал из-за ковидных ограничений, затем из-за экономической обстановки, и сейчас всё возвращается, поэтому растет и количество желающих зарегистрировать машину.
В числе факторов, влияющих на работу МРЭО, он отметил дефицит кадров. Что касается регистраций больших партий автомобилей, сотрудник рассказал следующее:
— Когда речь идет о регистрации партий из сотен автомобилей, руководителю организации разумно написать письмо на имя начальника МРЭО ГИБДД ГУ МВД по Челябинской области, и в этом случае будет выделено специальное время. Но если речь о партии из 25 машин, то больших проблем возникнуть не должно: два талона в сутки можно взять через автомат, еще два — через «Госуслуги», то есть 25 машин можно поставить [на учет] за несколько дней.
Он также добавил, что в МРЭО непрерывно отслеживают спрос на услугу и корректируют график работы. В летние месяцы проблем с регистрацией, по его словам, быть не должно.
В УГИБДД Челябинской области подтвердили, что за последнее время увеличился спрос на услугу: так, с начала года за регистрацией обратились 70 706 человек, тогда как в прошлом году этот показатель составлял 64 087:
— Для уменьшения времени руководством ГИБДД Челябинской области принято решение об увеличении количества записей для получения государственных услуг, а также часов приема граждан. Вне зависимости от количества транспортных средств, принадлежащих собственнику, регистрация осуществляется в общем порядке. ГИБДД рекомендует записываться через портал «Госуслуги», где есть возможность выбора наиболее удобной даты, времени и места получения услуги, что позволяет заявителю прибыть в назначенный срок и получить необходимые документы без очереди.
По сравнению с прошлым годом активность на авторынке действительно выросла, но если брать тенденцию нескольких лет, продажи машин в России находятся на очень низком уровне. Так, месячный объем регистраций новых машин в России составляет сейчас порядка 70 тысяч единиц. Для сравнения: в рекордном для России 2012 году ежемесячные продажи весной превышали 250 тысяч машин, а в последнем докризисном, 2019 году — в районе 140 тысяч. Но снижение продаж новых автомобилей отчасти компенсирует параллельный импорт и сравнительно высокая активность вторичного рынка.
Оживить рынок должны сравнительно недорогие модели, поставки которых начнутся в мае-июне.
Автомобилисты спрашивали нас, работают ли в городе камеры фотовидеофиксации. Вот что ответили в ГИБДД.
В этом году планируется вернуть на дороги Челябинской области передвижные комплексы фотовидеофиксации нарушений.