Еще летом АВТОВАЗ отчитался о запуске в производство кроссовера Lada X-Cross 5. Его вроде бы собирают из китайских машинокомплектов на бывшем заводе Nissan под Питером, который перешел под контроль АВТОВАЗа. Продажи должны были стартовать до конца сентября, но сроки сместились на конец года, и наш журналист Артем Краснов считает, что российский автопром опять проваливается в 90-е. Приводим его мнение от первого лица.
Точное следование плану стало одним из удивительных свойств АВТОВАЗа времен президентства Бу Андерссона: за несколько лет до старта продаж Lada Vesta он наметил дату, 25 сентября 2015 года, и выдержал ее с точностью до дня. Эта мелочь была одной из многих причин, почему Lada Vesta остается единственным достойным проектом постсоветского периода.
Возвращаемся в наши дни: на заводе под Питером якобы с лета выпускают Lada X-Cross 5, вот только старт продаж то ли будет, то ли нет: сначала заявляли конец сентября, сейчас — конец года, но опять же в строгом соответствии с планом, хе-хе.
Конечно, и времена другие: тут и СВО, и уход Renault-Nissan, и санкции. Но и Lada X-Cross 5 — не бог весть какой прорыв: если верить прототипу, это плоть от плоти FAW Bestune T77 с шильдиком Lada на решетке радиатора. Впрочем, на руле прототипа был еще логотип FAW, и, возможно, именно его замена повлекла смещение сроков: и выемку на руле надо подогнать, и клей найти. Работы — месяцев на восемь. Бюджет — три миллиарда (шутка).
Если серьезно, АВТОВАЗ так рачительно дозирует информацию о проекте, что скепсис рождается сам собой. Если сборка действительно стартовала в июне, накопить запас машин перед стартом продаж — задача явно не на полгода. Скажем, у Lada Vesta NG это заняло три месяца. Может быть, АВТОВАЗ проводит глубокую адаптацию модели под российский рынок? Или готовится сразу перейти от отверточной сборки к мелкоузловой? Допекают санкции? Но ведь всё это согласуется до старта производства, а не после. Пока завод играет в молчанку, появилась версия, что АВТОВАЗ шумно распиарил проект, не получив одобрение лицензионной сборки от китайской стороны.
АВТОВАЗу важно было пустить пыль в глаза федеральных властей, заявив о выпуске модели именно на ПМЭФ-2023. Помните, в те дни еще согласовывалось поднятие утилизационных сборов, которое лоббировал АВТОВАЗ? Заводу хотелось показать, что он готов загрузить мощности ушедшего Nissan и насытить рынок современными моделями. Но что по факту? На питерских стапелях скрутили единичные экземпляры и отчитались об очередном прорыве?
Да бог с ними, со сроками. Не сказать, что Lada X-Cross 5 является долгожданной моделью, ведь сам выбор прототипа вызывает большие вопросы. Как челябинский метротрам: и ждать долго, и смысл неочевиден.
Исходная модель, FAW Bestune T77, без успеха продается в России с 2021 года, и даже обмеление российского рынка не сделало ее бестселлером. В 2022 году реализовано 414 автомобилей, в 2023 году спрос вырос, но всё равно составляет 300–350 автомобилей в месяц, что на порядок ниже прямых конкурентов. Отчасти мешает малоизвестный бренд, ведь в России FAW больше знают как производителя коммерческой техники. У марки нет развитой дилерской сети, нет примера успешных легковых проектов. Но это только полдела, главное — кроссовер с ценой от 2,32 миллиона рублей большинству россиян неинтересен. Альтернатив ему — пруд пруди: «Москвич 3» (еще один псевдороссийский «китаец»), Haval Jolion, Geely Atlas, Omoda C5, Kaiyi X3... Некоторые из перечисленных автомобилей чуть компактнее FAW Bestune T77, но и дешевле.
АВТОВАЗ пытается удовлетворить уже удовлетворенную потребность. АВТОВАЗу не интересно, чем живут его потребители. Не будем искать маркетинговой логики: наш автопром занимается привычным околоправительственным торгом, цель которого — добиться максимальных преференций, а не порадовать клиентов.
Может ли проект Lada X-Cross 5 преуспеть? В теории может: если АВТОВАЗ грамотно адаптирует модель, обеспечит локализацию, добьется снижения цены (за счет правительственных льгот на ввоз компонентов), проведет маркетинговую кампанию. Но для этого ему нужен очередной Бу Андерссон, а вместо него — технологический суверенитет на всех уровнях. И, скорее всего, Lada X-Cross 5 превратится в еще один псевдопроект, коих у АВТОВАЗа было много. Помните «Надежду», «Проект С», «Оку-2» и мертворожденные Viva?
Вы скажете: «Но ведь сложности объективны. Не АВТОВАЗ начал СВО, не он объявил санкции. Ему обломился питерский актив Nissan, что теперь делать?» И не поспоришь. Но тогда нужно проговорить это честно: АВТОВАЗ не тянет, и его нужно избавить от необходимости лезть в каждую рыночную дыру. Можно снизить пошлины и утильсборы. Можно предложить китайцам взяться за возрождение бывшего завода Nissan. Можно сфокусировать АВТОВАЗ на привычных ему «бюджетниках». А так завод словно страдает именно потому, что правительство пытается его спасти, и потребители страдают вместе с ним. Парадокс какой-то, а точнее мазохизм.
Мне больше верится в проект Lada Iskra на оставшейся от Renault платформе. АВТОВАЗ обещает запустить его до конца 2024 года, но с таким неконкретным подходом сроки могут смещаться до бесконечности. За год АВТОВАЗу удалось перезапустить производство Lada Vesta в Тольятти, но и тут не всё гладко: модель подорожала так сильно, что ее топовые комплектации стоят на уровне импортируемых «китайцев», например Changan Alsvin.
Согласны с автором?