![Со своей «Тарой». Разбираемся, куда делись обещанные России иранские автомобили IKCO Tara — самая современная и пока самая востребованная иранская модель в России. Но и ее продажи ничтожны | Источник: IKCO](https://n1s1.hsmedia.ru/f6/0a/94/f60a947696b4d061c349ec4f4f358001/656x438_1_0bbe7b8de696d8a879e0d1f2fde8f5d8@1280x853_0xrV0HuQyH_8031346266315162807.jpg.webp)
На волне потепления между Ираном и Россией неоднократно декларировали поставки к нам иранских автомобилей с целью разбавить нашествие «китайцев». Тем более «персидский» автопром ориентирован на простые модели, дефицит которых в стране ощущается особенно остро. Прошло больше года после многочисленных заявлений на тему, но можно ли сегодня купить иранскую машину? И если да, стоит ли оно того?
Короткий ответ: поставки в Россию иранских автомобилей остаются прожектом. Так, уже две компании, «Лаки Кэренси» и «Бест Моторс», объявляли о заключении дистрибьюторского соглашения с иранской маркой Saipa, но купить ее малолитражки до сих пор нельзя. Чуть лучше обстоят дела c Iran Khodro (IKCO), знакомой россиянам по автомобилям Samand, которые продавали у нас в 2006–2009 годах. Несмотря на заявление главы IKCO о том, что Россия станет одним из важнейших рынков, официальных поставок нет и год спустя. Две модели IKCO поставляет параллельным импортом компания, называющая себя эксклюзивным представителем бренда: так, в ноябре она завезла партию седанов IKCO Dena.
![IKCO Dena — растянутая версия модели Samand, что формально переводит ее в больший размерный класс | Источник: IKCO](https://n1s1.hsmedia.ru/b3/a1/54/b3a15484e8ad770ac143d51253c1e8cd/656x492_1_033fc999487fbf37cb5c75712cee3bd7@1280x960_0xnXzS2Drg_3993213442933801784.jpg.webp)
Причины невостребованности иранских машин вполне очевидны — они построены на базе возрастных моделей и морально устарели, а цены отнюдь не демпинговые. За седан IKCO Dena дилеры просят порядка 1,6–1,7 миллиона рублей, и, на первый взгляд, предложение неплохое. При длине 4558 мм по размерному классу автомобиль близок к Toyota Corolla или Ford Focus, имеет 1,7-литровый турбомотор (150 л.с.), «автомат» и неплохую комплектацию с климат-контролем, люком, камерой заднего вида, АБС, системой стабилизации, мультимедийной системой. Для сравнения: китайский седан такого класса вроде Kaiyi E5 или Geely Emgrand будет на 300–500 тысяч рублей дороже. Но энтузиазм снижается, когда узнаешь генезис модели: Dena, вышедшая в 2014 году, — это растянутая версия Soren/Samand, сделанных на базе Peugeot 405 восьмидесятых годов.
![Возраст IKCO Dena заметен в салоне: он и старомоден, и попросту неказист | Источник: IKCO](https://n1s1.hsmedia.ru/0e/7d/f4/0e7df4a05df318621ceb70d22b1a00c9/656x436_1_585e29af972fbdcac80c8dc378b2ea33@1024x680_0xVGSgCEG4_6954391795722212919.jpg.webp)
IKCO Tara современнее: в самом Иране она появилась в 2021 году, но сделана на базе Peugeot 301 десятилетней давности. Tara компактнее, чем Dena, и имеет длину 4,5 метра, то есть попадает на стык современных В и С классов. Модель оснащают сравнительно надежным мотором серии EP5+ мощностью 113 л.с. — это прямой потомок французских двигателей TU5, на которые, кстати, переводили калужские «Ситроены». Коробка передач у «Тары» — либо пятиступенчатая механика, либо шестиступенчатый «автомат», правда, не Aisin, как использовали французы, а его китайский клон. Все тормоза у «Тары» дисковые, задняя подвеска — полузависимая. В такой же комплектации, как у IKCO Dena, за Tara просят те же деньги, 1,6–1,7 миллиона рублей.
![IKCO Tara неплохо выглядит: дизайн разрабатывали три года назад | Источник: ICKO](https://n1s1.hsmedia.ru/61/f9/29/61f9292003190dbd811f796634f5e050/656x572_1_25ca2eb2373e73086dcbdbf0d90e68d2@881x768_0xFztY7A5Z_6239549379408309401.jpg.webp)
С другой стороны, если бы удалось наладить массовые поставки иранских автомобилей, какие-то перспективы у «персов» могли появиться, ведь ниша автомобилей ценой 1,5–2 миллиона рублей сравнительно пуста. Здесь господствует обновленная и сильно подорожавшая Lada Vesta, а также ряд китайских моделей, включая Livan X3 (от 1,88 миллиона), Changan Alsvin (от 1,75 миллиона), Haval Jolion (от 1,85 миллиона). Но пока иранские автомобили находятся в заведомо проигрышной ситуации — параллельный импорт не подразумевает официальной заводской поддержки и создания складов запчастей, а сами машины адаптированы под теплый климат. Например, у них нет подогрева сидений, не говоря о более экзотических теплых опциях.
![Интерьер Tara выдает ее возраст | Источник: ICKO](https://n1s1.hsmedia.ru/a8/a2/50/a8a250f3d0d263320201489047f1d461/656x485_1_fb7d1a132dee3e943d5fff3621cef9ea@1024x757_0xbsKZouiT_8279882722286272386.jpg.webp)
Кстати, после ухода Samand из России в 2009 году иранские марки неоднократно предпринимали попытки вернуться на наш рынок, участвовали в автовыставках и делали заявления, но до серьезных подвижек дело не дошло. Как и прежде, иранские автомобили остаются для россиян восточной сказкой и не самой интересной.
В ноябре ожидается старт продаж китайской версии Volkswagen Polo, который предложат россиянам под маркой Jetta. Ряд китайских марок снизил стоимость моделей, зато российские машины продолжают дорожать. А вот ответ на вопрос, откуда у россиян деньги на резко подорожавшие автомобили.