Январь оказался рекордным месяцем с точки зрения доли кроссоверов и внедорожников (SUV) на российском рынке: они обеспечили более 70% продаж, сообщает агентство «Автостат». Для сравнения: в 2007 году на сегмент SUV приходилось менее 17%, через десять лет доля выросла до 40%, а накануне кризиса 2022 года составила 50%. По итогам 2023-го значение подскочило до 67%, а в декабре перевалило за 70% и осталось на этом же уровне в начале 2024 года.
Причины достаточно очевидны: китайские марки предлагают россиянам широкий ассортимент кроссоверов, часто переднеприводных. В 2023 году это засилье начало разбавляться седанами, преимущественно С-класса. Но в отличие от SUV хитами они пока не стали. Например, Omoda продает в России кроссовер С5 и седан S5. По итогам 2023 года продажи составили 35 841 и 6142 единицы соответственно. Даже с учетом того, что седан вышел весной 2023 года, преимущество кроссовера выглядит разгромным.
Кроме того, ассортимент других типов кузова у китайских марок ограничен. Даже у самой диверсифицированной марки Changan из 14 моделей десять приходятся на кроссоверы, а кроме них Changan предлагает три седана и лифтбек. У Geely из восьми моделей только одна является седаном, похожая ситуация у Chery, а Haval в принципе специализируется на сегменте SUV.
По итогам 2023 года в топ-10 российского рынка на класс SUV пришлось 8 моделей, а два исключения — это Lada Vesta и Granta, которые по большому счету и разбавляют кроссоверный пул. Самым популярным автомобилем в SUV сегменте был и остается Haval Jolion, который благодаря тульской сборке предлагает конкурентоспособную цену и оснащается полным приводом. За ним следуют внедорожник Lada Niva Travel и Chery Tiggo 7 Pro.
При этом наличие версий с 4WD остается проблемой для китайских брендов, равно как не отличаются они большим просветом и защищенностью нижней части кузова. По большому счету россияне выбирают кроссоверы за их удобство и практичность, тогда как проходимость отошла на второй план.
Попутно в России почти исчез класс хетчбэков: АВТОВАЗ больше не производит Granta в таком кузове (экс-«Калины»), а в самом Китае хетчи не так популярны, как в Европе. Туго и с универсалами: по сути, единственным предложением является Lada Vesta SW.
А какой тип кузова считаете оптимальным вы?