В апреле 2024 года «настоящие иномарки» впервые выпали из топ-50 популярных моделей в России. Под настоящими мы понимаем автобренды старой школы, известные россиянам много лет: автопроизводителей из Японии, США, Европы и Южной Кореи. Так, по данным агентства «Автостат», самой популярной некитайской иномаркой в апреле стал Hyundai Tucson, занявший 57-е место. Далее разместились Toyota Camry (58-е место), Kia Sportage (59-е), BMW X5 (61-е), Lexus RX (62-е), Toyota RAV4 (64-е). А лучшей из американских моделей стала Chevrolet Monza на 79-м месте. К слову, часть из перечисленных машин также импортируется из Китая, например, Monza — это аналог Chevrolet Cruze для рынка КНР.
Подобные автомобили ввозятся в страну по схеме параллельного импорта, и его доля с марта по апрель сократилась с 11 до 8%. Оставшиеся 92% рынка заняли автомобили российских или китайских марок. Исключение — бренд Solaris, который формально является российским (принадлежит AGR Automotive Group), но де-факто предлагает привычные модели Hyundai и Kia питерской сборки. С определенной натяжкой его можно считать самой популярной иномаркой из докризисных времен. В топ-50 могут попасть Citroen калужской сборки, но пока этого не случилось.
Апрель 2024 года можно считать месяцем, когда заканчивается транзитный период для российского авторынка. В течение двух лет из России ушли все концерны из «недружественных стран» и резко сократился их импорт в РФ: теперь он не играет значимой роли для рынка. Упало и местное производство иномарок, снизилась степень локализации, однако общая доля импорта наоборот существенно возросла, просто на место прежних брендов пришли китайские. Иногда их везут через страны-посредники (Киргизия, Казахстан), но в любом случае российский импорт тяготеет к однополярности, полностью замыкаясь на Китай. Уже два года конкуренцию ему обещают составить иранские марки, но дальше деклараций дело пока не идет.
Введенные 1 апреля новые правила расчета утильсбора дополнительно задушили и «серый», и параллельный импорт, зацементировав новую реальность, где главными игроками легкового авторынка становятся АВТОВАЗ и китайские концерны-лидеры (Great Wall, Chery, Geely, Changan и их суббренды). Ввоз иномарок «старой волны» хоть и не запрещен, связан теперь с массой сложностей, в числе которых высокие таможенные сборы, сложная логистика и трудности с переводом денег за границу.
В апреле импорт новых автомобилей упал на 34% относительно марта (данные «Автостата»), что стало худшим показателем с августа 2023 года, когда рынок лихорадило от первой волны повышения утильсбора. Отчасти сказался мартовский ажиотаж, когда импортеры ввозили автомобили впрок. При этом общие продажи машин в апреле снизились на 7% относительно марта. Разница в результатах объясняется компенсационным эффектом АВТОВАЗа, который установил 12-летний рекорд продаж, заняв почти треть рынка.
Если сравнивать рейтинги популярности моделей с докризисными временами, то стабильность — только на верхних строчках, где доминируют Lada Granta и Vesta. В остальном преображение разительное: если в 2019 году в топ-10 моделей помимо «Лады» входили Kia Rio, Hyundai Solaris и Creta, Volkswagen Polo, Renault Duster и Logan, Skoda Rapid, то сейчас это — Haval Jolion, Chery Tiggo 7 и 4, Omoda C5, Geely Monjaro, Haval M6. А еще в топ-10 российского рынка периодически появляются совсем уж экзотические бренды, например, Lixiang и Jaecoo.
Эффект от новых правил импорта нагляднее всего виден на Geely Monjaro. До апреля его активно везли как официальным, так и «серым» импортом, и первые три месяца он входил в топ-5 российского рынка, но в апреле опустился на 9-е место. Продажи упали примерно на четверть: видимо, такую долю и занимал «серый» импорт.
АВТОВАЗ между тем объявил о повышении цен. Несмотря на хорошие результаты продаж, ситуация для завода осложняется тем, что китайские марки начали снижать стоимость и впрямую конкурируют с Lada Vesta. Поэтому АВТОВАЗ лоббирует очередное повышение утильсбора.