
Автомобили Xcite продаются через автосалоны Lada
Бывший петербургский завод Nissan прекратил сборку автомобилей Xcite, сообщил телеграм-канал «Русский автомобиль». Предприятие проработало около года, выпустив менее 20 тысяч автомобилей, из которых на конец 2024 года продано 5,5 тысячи. По данным «Русского автомобиля», складские запасы сейчас составляют в районе 10 тысяч нераспроданных машин. Перспективы завода неясны: по одной из версий, на нем наладят сборку одной из версий Renault Logan III под той же маркой Xcite.
Жизнь после «Ниссана»
С уходом Nissan из России завод национализировали и передали ФГУП «НАМИ» и АВТОВАЗу. Первоначального здесь планировали выпускать Lada X-Cross 5, которая была полной копией FAW Bestune T77, но после введения против АВТОВАЗа санкций осенью 2023 года проект тихо сошел на нет. В конце того же года АВТОВАЗ дистанцировался от предприятия, которое было переименовано в «Автозавод Санкт-Петербург». Изменился и бренд: вместо «Лады» ввели название Xcite, изначально зарегистрированное самим Nissan. Позже стартовал выпуск автомобилей Xcite X-Cross 7, которые оказались копиями Chery Tiggo 7 Pro в дорестайлинговой версии. Старт продаж несколько раз переносили, но к лету 2024 года дилеры Lada получили первые партии «Иксайтов».

Xcite X-Cross 7 является копией Chery Tiggo 7 Pro в версии 2022 года (после этого «Чери Тигго 7» прошел рестайлинг и получил другой силовой агрегат)
Технически автомобиль ничем не отличался от аналогичного «Чери», и даже шильдики Xcite наклеивались в Китае, в России шла лишь отверточная сборка. По ездовым характеристикам Xcite X-Cross 7 был типичным китайским кроссоверов, а один из минусов первых партий машин — отсутствие российской адаптации. При этом казалось, что проект не лишен перспектив: Chery Tiggo 7 Pro несколько лет остается бестселлером среди иномарок в России, а продажа через дилерскую сеть АВТОВАЗа обеспечивает клиентский трафик.
Но что-то пошло не так
Xcite так сильно дистанцировался от Chery, что для непосвященных клиентов был фактически новой неизвестной маркой. Соседство с «Ладами» не дало больших преимуществ, потому что клиенты АВТОВАЗа сфокусированы на более доступных сегментах. Недостаточной оказалась и разница в цене: на начальном этапе Xcite стоили на 220 тысяч меньше более современных и оснащенных Tiggo 7 Pro Max, что не давало им решающего преимущества: к концу года дилеры предлагали скидки на уровне этой разницы. К тому же X-Cross 7 был только моноприводным.
Как результат низкие продажи. В 2024 году Xcite X-Cross 7 разошелся тиражом 5,2 тысячи автомобилей против 69,5 тысячи аналогичных им Chery Tiggo 7 Pro. Лучше были и результаты других клонов «Тигго 7»: так, Jetour Dashing купили более 15 тысяч раз, Jaecoo J7 — более 20 тысяч. В общем котле продаж версий «семерки» на Xcite пришлось менее 5%.
Цены вопреки
Ошеломительных скидок на автомобили Xcite X-Cross 7 пока нет: цена стартует от тех же 2,5 миллиона рублей, а за счет скидок за трейд-ин и пользование кредитом, она падает до 2,2 миллиона. Но даже так есть варианты интереснее: например, другая несостоявшаяся «Лада» — Bestune T77 — сейчас продается со скидками под миллион рублей и стоит меньше «Иксайтов».

Вторая модель завода — Xcite X-Cross 8, клон Chery Tiggo 8 в версии, которая несколько отличается от импортируемых в Россию «восьмерок». Спроса тоже нет: в последнем квартале 2024 года продали чуть более 200 машин
Неоднозначный опыт Xcite ставит под сомнение и перспективы бренда Tenet, под которым на бывшем калужском заводе VW планируют выпускать линейку автомобилей Chery силами AGR Automotive Group.
Опыт последних трех лет показывает, что известность бренда, даже китайского, играет для россиян значимую роль. В лидерах рынка — четыре компании с многолетней историей в России (Haval, Chery, Geely, Changan), в аутсайдерах — множество малоизвестных марок, даже с более дешевой продукцией (Livan, SWM, Forthing, FAW и так далее). Не удается раскрутиться марке Jetta, хотя под этим названием скрываются Volkswagen для китайского рынка. Ниже ожиданий и спрос на Belgee, хотя фактически это Geely белорусской сборки, которые еще недавно были в лидерах рынка.
В начале 2025-го спрос на автомобили ощутимо снизился, а некоторые марки пытаются распродать автомобили 2023 года выпуска.