¬з€ть, к примеру, вас. —колько раз за последний год вы пересекали двойную сплошную? ј нарушали знак 3.20 «ќбгон запрещен»? “олько честно.

Ќаш водитель јлександр очень осторожен и, кроме скоростного режима, правила стараетс€ не нарушать. Ќо, по его подсчетам, за последнюю 400-километровую поездку он нарушил правила обгона шесть раз, совершенно того не жела€, а один раз даже попалс€ инспекторам.

— его нарушени€ начинаетс€ наше видео. —огласитесь, на первый взгл€д, он не сделал ничего опасного: встречных машин не было, сплошна€ лини€ началась совершенно внезапно. Ќо так ли внезапно?

ѕервоклассного водител€ от посредственного отличает не только знание правил и желание с ними считатьс€, но и внутренн€€ чуйка. »ногда это чистой воды интуици€, иногда – знание маленьких хитростей, о которых мы вам расскажем. “ренируйте чуйку, и да пребудут с вами права.

ќбгоны перед перекрестками: не влезай, лишат!

¬от на этом јлександр и погорел. ¬ принципе обгон на перекрестках со второстепенными дорогами не запрещен, но есть одна важна€ тонкость: очень часто непосредственно перед пересечением нанесены короткие участки сплошной осевой линии разметки. «ацепив ее, вы рискуете лишитьс€ прав.

ѕо √ќ—“ – 52289-2004 длина сплошной линии перед перекрестком – от 40 метров, и наноситс€ она в случае, если через пересекаемую второстепенную дорогу проходит не менее 50 автомобилей в сутки. ќчевидно, что водитель не может оценить, сколько там машин ездит в «поперечнике», так что остаетс€ уповать на остроту зрени€ и наде€тьс€, что разметка достаточно €рка€.

ѕричем вы попадете под лишение даже если минуете весь перекресток по встречке и вернетесь в свою полосу без единого пересечени€ сплошной линии: напомним, что стать€ 12.15 ч.4  ојѕ наказывает не за пересечение сплошной, а за выезд на полосу встречного движени€ в нарушении ѕƒƒ.

“еперь от печали к конструктиву. ѕерекрестки на трассах обозначаютс€ знаком 2.3.1-2.3.7, которые устанавливаютс€ за 150-300 метров до объекта. ћы провели несложные замеры и вы€снили, что дл€ обгона фуры, котора€ едет со скоростью 80 км/час, обычной машине нужно 200-300 метров. „ем быстрее идет фура и чем плавнее вы разгон€етесь, тем больше эта дистанци€, однако в среднем можно считать, что обгон занимает 300 метров.

ѕолучаетс€, что, если знак 2.3.1 стоит за 300 метров до перекрестка, сплошна€ съест 40 метров, и у вас останетс€ 260 метров дл€ обгона, но ведь предупреждение могут поставить и за 200, и даже за 150 метров.

ѕоэтому знак 2.3.1-2.3.7 можете расценивать как запрет обгона де-факто. »сключени€ составл€ют разве что медленные автомобили, обгон которых требует, скажем, 100 метров.

¬торым симптомом скорого запрета обгона €вл€етс€ разметка. ќбычна€ прерывиста€ осева€ лини€ 1.5 за 100 метров до сплошной перейдет в разметку 1.6 – тоже пунктирную, но с длинным штрихом. ≈сли во врем€ обгона увидели ее – примите все меры к возврату в свою полосу, а если не поздно – откажитесь от маневра.

ѕопутно напомним, что в последней редакции ѕƒƒ обгоном считает маневр, св€занный с выездом на встречную полосу. “о есть опережение грузовика на шестиполосной дороге по второй полосе обгоном не €вл€етс€.

Ќаш консультант, автор книги «Ќаставление по общению с ƒѕ—» ёрий ѕанченко добавл€ет: «ƒаже в отсутствие разметки обгон по главной дороге крайне опасен. –аспространенна€ ситуаци€: вы обгон€ете длинномерную фуру перед перекрестком, а справа со второстепенной дороге на вашу полосу выворачивает автомобиль. ¬ы не видите друг друга из-за фуры и оказываетесь в лобовой атаке. —итуаци€ практически безвыходна€».

ѕри наличии разметки, даже прерывистой и плохо видимой, воздержитесь от обгонов после знака 2.3.1-2.3.7 «ѕересечение/примыкание второстепенной дороге».

ќбгоны перед железнодорожными переездами

¬не зависимости от разметки и знаков, обгон запрещен менее чем за 100 метров до железнодорожного переезда и непосредственно на нем.

∆елезнодорожные переезды обозначаютс€ знаками 1.1 или 1.2, которые устанавливаютс€ за 150-300 метров на трассе, и за 50-100 метров в городе.  роме того, приближение к переезду может обозначатьс€ табличками 1.4.1-1.4.6. ¬ любом случае обгон после любого из этих знаков в населенном пункте неминуемо приведет вас к лишению прав, вне населенного пункта – почти неминуемо, ибо дистанци€ крайне ограничена.

»ногда переезды плохо заметны: вот такие встречаютс€ в промышленных районах крупных городов. Ѕывает, рельсы закрыты шлагбаумом, заросли травой или завалены снегом, но это не мен€ет ничего: обгон перед «мертвым» переездом все равно будет наказыватьс€ по всей строгости. Ѕудьте бдительны.

ј если перед переездом пробка, можно ли обогнуть ее по встречной полосе? —тать€ 12.15, ч.3  ојѕ наказывает за объезд преп€тстви€ с выездом на полосу встречного движени€ в нарушении правил штрафом 1000-1500 рублей. Ќо важно запомнить, что затор (пробка, очередь) преп€тствием не считаютс€. ѕоэтому, совершив такую глупость, водитель все равно попадет под часть 4 упом€нутой статьи и лишение прав на 4-6 мес€цев.

Ќе обгон€йте после любого из приведенных выше знаков, а тем более на самом железнодорожном переезде.

ќбгон на пешеходом переходе

ќх уж эти переходы на федеральных трассах: вз€ть бы их и запретить вообще. ¬ конце концов, пешеход имеет право переходить дорогу в необорудованном месте, если вблизи нет пешеходного перехода или перекрестка, просто осторожно и уступа€ дорогу машинам. Ќо на трассе приоритет должен быть у автомобилей.

“ем не менее переходы на трассах встречаютс€, а в городе их – пруд пруди. ќбгон€ть на них вроде бы можно, но с оговоркой: если нет пешеходов. —оответственно, выскочив на встречку перед машиной, котора€ пропускает человека, вы совершаете грубое нарушение и в случае поимки, лишитесь прав.

«≈сли на дороге есть разметка, даже прерывиста€, то, как и в случае с перекрестком, за 40 метров перед переходом она станет сплошной, поэтому обгон€ть перед переходами не стоит по тем же причинам», – считает ёрий ѕанченко.

Ќа трассах все переходы обозначаютс€ предупреждающим знаком 1.22 «ѕешеходный переход», в городе – там, где видимость до перехода составл€ет менее 150 метров.

«аметив впереди зебру или знак 1.22, не обгон€йте, особенно при наличии разметки.

ќграниченна€ видимость

ћы все адекватные люди и не полезем на обгон в случае, если встречна€ полоса не просматриваетс€ на достаточном рассто€нии. ѕоследние предложени€ «обгонного» пункта ѕƒƒ 11.4 на вс€кий случай это постулируют: обгон запрещен в конце подъемов, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

ѕроще всего с опасными поворотами: они обозначаютс€ знаками 1.11-1.12, и за городом устанавливаютс€ за 150-300 метров до опасного участка, в городе – 50-100 метров. “аким образом, обгон после них крайне нежелателен – можно не успеть. ƒовольно часто в самих опасных поворотах стоит знак 3.20 «ќбгон запрещен» или нанесена сплошна€ разметка.

— концами подъемов и «другими участками с ограниченной видимостью» сложнее. „то такое конце подъема? —колько метров до вершины должно остатьс€, чтобы обгон был признан опасным? ¬ правилах есть конкретное определение недостаточной видимости, а вот ограниченна€ описана весьма туманно.

«десь можно углубитьс€ в дебри, но дл€ простоты запомните простое правило: не обгон€йте, если не видите хот€ бы на 300 метров вперед.  оли машина маломощна€ или скорость потока больша€, увеличьте это рассто€ние в два раза.

≈сли затрудн€етесь определить 300 метров на глаз, оставл€йте больший запас: пусть лучше вас признают перестраховщиком, чем лихим героем, но посмертно.

 стати, √ќ—“ 52289-2004 при скорости движени€ потока 90 км/час ограниченной считаетс€ видимость на рассто€нии менее 300 метров. ѕри скорости 120 км/час – уже 450 метров, однако обгон€ть машины, которые движутс€ со скоростью 120 км/час вр€д ли необходимо.

ќпытные водители с безаварийным стажем люб€т принцип: не вижу, не еду. ≈сли перед вами слепой поворот или конец подъема, считайте, что за ними на всю ширину проезжей части встал сломанный трактор «Ѕеларусь». Ётот простой совет спас много жизней.

«авершение обгона через сплошную

—отрудники √»Ѕƒƒ признаютс€: примерно 25% случаев «незаконного» выезда на встречку носит неумышленный характер. Ќаиболее частый сценарий: завершение обгона в зоне, где он уже запрещен. ќно и пон€тно: рассчитать точную дистанцию дл€ маневра сложно, а разметку или знак легко проворонить, даже будучи абсолютно вмен€емым. ¬ышел на обгон, немного не дот€нул и зацепил сплошную колесом – разве это нарушение? ƒа, нарушение, и дл€ вашего же блага не питайте иллюзий на этот счет.

« онституционный суд –оссии в определении №6-ќ-ќ от 18.01.2011 указал, что выезд на полосу встречного движени€ – действие длительное, – объ€сн€ет ёрий ѕанченко. – ¬ыезд продолжаетс€ от момента, когда автомобиль по€вилс€ на встречной полосе вплоть до момента, где он ее покинул. » не важно, в результате каких именно действий водитель оказалс€ на полосе встречного движени€. ¬ другом определении сказано, что форма вины водител€ может быть учтена при вынесении решени€ по делу, что повлечет либо ужесточение, либо см€гчение наказани€. “акже возможен учет «крайней необходимости» при выезде на встречную полосу».

ѕроблема в том, что стать€ 12.15, ч.4  ојѕ не предусматривает альтернатив лишению прав (или штрафа 5000 рублей, если нарушение зафиксировано автоматическими камерами), так что см€гчать обычно особенно некуда. ѕро крайнюю необходимость – разговор будет отдельный.

Ќедавние постановлени€ ¬ерховного суда некоторые —ћ» интерпретировали как «оттепель» в этом вопросе: мол, теперь судьи будут оправдывать «опаздунов». Ёто не совсем так. ‘актически послабление лишь одно: суды признали, что в ситуации с «заступом» нужно разбиратьс€ более детально, однако это ни в коем случае не означает тотальной амнистии.

«ћне известен только один случай, когда водител€ освободили от ответственности за выезд на встречную полосу в случае крайней необходимости. ѕравда, к тому моменту срок лишени€ уже закончилс€, так что победа во многом формальна», – говорит ёрий ѕанченко.

»стори€ с заступом случилась недавно с нашим читателем јлексеем Ћавровым: по его словам, после начала сплошной линии он не смог вернутьс€ в свою полосу, поскольку попутные машины не оставили ему достаточно места. Ќа видео, сн€том инспекторами √»Ѕƒƒ (см. наш ролик), этот момент хорошо виден: јлексей действительно пыталс€ вклинитьс€, но попутно ехала вереница машин. ¬ жалобе на решение суда јлексей апеллирует к статье 2.7  ојѕ: «...не €вл€етс€ административным правонарушением причинение лицом вреда охран€емым законом интересам в состо€нии крайней необходимости, то есть дл€ устранени€ опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица...».

јлексей указывает: « роме того, на первой полосе движени€ [...] продолжала движение колонна. ѕроанализировав обстановку, мне стало пон€тно, что, возможно, скоро начнетс€ сплошна€ лини€, но когда и как – неизвестно, и € не смогу завершить начатый маневр опережени€. —огласно ѕƒƒ, €, оценив обстановку, начал безопасный маневр и был намерен его завершить. ¬ данном случае, дл€ возврата в первую полосу, € мог применить экстренное торможение, и, в худшем случае, вклинитьс€ в идущую колонну автомобилей, чем бы создал аварийную ситуацию и общественную опасность».

Ћогика автомобилиста пон€тна: разметка, по его мнению, была плохо видимой, попутные машины его не пустили, сплошна€ началась внезапно. „то ему было делать?

“акую ситуацию водители люб€т интерпретировать как состо€ние крайней необходимости, но у судов чаще всего другое мнение.

« ак € уже говорил, обгон – это длительный маневр, – говорит ёрий ѕанченко. – » перед его началом водитель должен убедитьс€ в его безопасности и допустимости на прот€жении всей дистанции. ¬ том числе, нужно продумать, как он будет возвращатьс€ в свою полосу. Ќа зан€ти€х в автошколе мы советуем перед обгоном отт€нутьс€ немного назад, чтобы после выезда на встречную полосу оставалось еще несколько секунд дл€ окончательной оценки безопасности маневра. ≈сли есть сомнени€ насчет знаков и разметки – просто возвращайтесь в свою полосу».

ѕросчет водител€, который не успел до сплошной или которого не пустили, случилс€ не в момент нарушени€, а еще до начала обгона, когда он неправильно оценил свои силы. ѕоэтому последующие проблемы с возвратом в свою полосу, по сути, не €вл€ютс€ состо€нием крайней необходимости. ћы понимаем, это спорно – водители сошлютс€ на невидимую разметку, злых соседей по потоку и тыс€чу других факторов. » в некоторых случа€х их жалобы будут реально оправданы, однако чисто с практичной точки зрени€ полезно иметь в виду, что суды с этим вр€д ли соглас€тс€.

ј что же €вл€етс€ состо€нием крайней необходимости? Ёто состо€ние, в которое не дай бог нам всем попасть. Ќапример, уход на встречную полосу в попытках избежать т€желого ƒ“ѕ. ќп€ть же если попытка удачна€ – вы молодец и герой, но, если в результате маневра вы совершили лобовое ƒ“ѕ или просто разбили машину, вас могут признать виновным: многое будет зависеть от тыс€чи мелких нюансов. Ќапример, п.10.1 ѕƒƒ говорит, что в случае возникновении опасности водитель должен прин€ть меры к снижению скорости вплоть до остановки. » никаких поблажек насчет выезда на встречку даже в критические моменты в ѕƒƒ нет.

„тобы лучше пон€ть судей, поставьте себ€ на место встречного водител€, которому кто-то несетс€ в лоб из-за поворота, потому что проворонил знак 3.20 или не рассчитал дистанцию маневра. ѕредставили? » как вы теперь посмотрите на его оправдани€, что он ошибс€ на пару метров? „то вы скажите ему, когда выберетесь из автомобил€ в состо€нии конструктивной гибели, застр€вшего между двух берез, стира€ с лица кровь?

«ƒа ничего, чувак, там реально разметки не видно?»

ќтноситесь к каждому обгону по-шахматному, просчитыва€ развитие ситуации до мельчайшего нюанса. » если есть сомнени€ в наличии разметки, в крутизне поворота или дистанции до вершины подъема, откажитесь от обгона. “акже поступите, если обгон€ть не велит внутренн€€ чуйка.

ќбгоны на широких дорогах

„ем шире дорога, тем легче обогнать. Ќо увлекатьс€ не стоит: правила запрещают выезд на встречную полосу на дорогах с четырьм€ и более полосами движени€ (п. 9.3), причем неважно, есть ли осева€ лини€ разметки и знаки, или нет.

–аспространенна€ ситуаци€: дорога широка€, разметки нет или не видно, справа и слева припаркованы машины, съедающие полосу (а то и две). —убъективно кажетс€, что на такой дороге можно обгон€ть по встречке, но за это легко лишитьс€ прав.

ѕравила говор€т, что если водитель не видит разметки, то должен определ€ть ширину проезжей части и центр дороги самосто€тельно, за счет глазомера.  ак узнать, сколько на ней реально полос?

¬ одной из объ€снительных читаем: «¬ результате замера € установил, что ширина проезжей части (7 метров (3,5 м +3,5 м) позвол€ет беспреп€тственно и бесперебойно осуществл€ть движение четырем автомобил€м (по 1676 см в ширину) – соответственно, имеютс€ по два направлени€ в каждую сторону».

“ак вот, это не вполне правильна€ интерпретаци€. 1676 см – это меньше ширины Ford Focus, не говор€ о какой-нибудь фуре или трейлере, поэтому если на таких дорогах и могут разъехатьс€ четыре малолитражки бок о бок, за рулем должны сидеть мастера спорта по автофристайлу. ƒорога, о которой говоритс€ в объ€снительной, веро€тнее всего, имеет лишь две полосы.

«Ўирина полосы на дороге с четырьм€ и более полосами движени€ по √ќ—“ – 52398-2005 составл€ет 3.5 метра, – говорит ёрий ѕанченко. – ”множаем на четыре и получаем, что четырехполосна€ дорога должна иметь ширину 14 метров. ƒл€ загородных трасс —Ќиѕ 2.05.02-82 устанавливает ширину четырехполосной дороги не менее 15 метров. ¬ исключительных случа€х, например, под мостами, допускаетс€ уменьшение общей ширины четырехполосной дороги до 11 метров».

„тобы было пон€тнее, на насто€щей четырехполоске с небольшим зазором бок о бок встанут восемь Ford Focus. ¬от в этом случае выезд на левую половину дороги дл€ обгона будет наказыватьс€ по статье 12.15, ч.4  ојѕ.

≈сли же знаков и разметки нет, а ширина дороги составл€ет, например, 8-10 метров, то, несмотр€ на возможность разъехатьс€ на ней четырем легковушкам, четырехполосной така€ дорога не считаетс€. ≈сли инспектор с этим не согласен и обвин€ет вас в нарушении п. 9.3. ѕƒƒ наш эксперт советует: «“огда измер€йте ширину проезжей части, фиксируйте на камеру или составл€йте акт в присутствии двух пон€тых, и отмечайте это обсто€тельство в протоколе. ћестные уширени€, например, разгонные полосы, также вход€т в ширину дороги и учитываютс€. ѕрилегающие территории, не вход€щих в конструкцию дороги, – нет».

¬ суде придетс€ доказыватьс€, что дорога, на которой вы обогнали, имеет менее четырех полос, но шансы есть.

Ќа дорогах «промежуточной» ширины, скажем, дес€ть метров, в принципе возможно опережение без выезда на полосу встречного движени€, которое обгоном не считаетс€. » по идее такой маневр допустим даже при наличии знака 3.20 «ќбгон запрещен» или сплошной осевой линии.

Ќо мы не советуем вам увлекатьс€ подобными трюками без острой нужды. ќпередить медленный грузовик еще куда ни шло, но лететь по левому краю широкой полосы в зоне действи€ знака 3.20 – это риск. —отрудники √»Ѕƒƒ, скорее всего, привлекут свидетелей или сделают видеозапись, и вам придетс€ доказывать, что свидетели ошибаютс€, а запись «говорит» в вашу пользу. Ќе то чтобы это невозможно, но уж точно хлопотно.

ќбращайте внимание на знаки «Ќаправление движени€ по полосам» 5.15.7: очень часто дороги промежуточной ширины имеют три полосы: две во встречном, одна – в попутном, а разметка занесена снегом или не видна в сумерках. ¬ыезд на встречку в этом случае также попадает под лишение прав.

≈сли дорога широка€ (на глаз входит восемь машин), воздержитесь от обгонов по встречной полосе даже при отсутствии знаков и разметки. Ќа дорогах, где обгон запрещен, но ширина попутной полосы позвол€ет совершить опережение без выезда на встречку, не злоупотребл€йте этой возможностью: формально вы можете быть правы, но доказать это бывает сложно.

ќбгон тихоходов под знаком 3.20 – формально разрешено

«абудьте про этот пункт вообще. ѕотому что реальные тихоходы – это транспортные средства, конструктивна€ скорость которых не превышает 30 км/час. «ѕочему-то все думают, что трактор «Ѕеларусь» – тихоход, – рассуждает ёрий ѕанченко. – Ќо его паспортна€ скорость – 31-34 км/час».

“ем более не €вл€ютс€ тихоходами медленные фуры или садоводы-дачники, даже если едут в подъем на 25 км/час.

“ихоходные транспортные средства встречают крайне редко, поэтому не слишком уповайте на это послабление в ѕƒƒ. ћаксимум, в зоне действи€ знака 3.20 можете опередить гужевую повозку.

≈сли вы несогласны...

–азумеетс€, в вопросах лишени€ прав полно спорных моментов, и наиболее обидные дл€ водителей: отвратительна€ видимость разметки, нелогична€ установка знаков, нечищеные дороги.

 ак именно общатьс€ с инспектором и что делать в суде – тема настолько обширна€, что мы остановимс€ лишь на одном важном совете: если вы уверены в своей правоте, не пренебрегайте тщательным заполнением протокола об административном правонарушении (в случае лишени€ прав он составл€етс€ об€зательно).

ќб€зательно отразите свое несогласие с протоколом и схемой в графе «ќбъ€снени€», и если есть оправдывающие вас обсто€тельства – опишите их, например: «Ќа участке дороги между 1677 и 1678 км федеральной трассы ћ-5 разметка невидима из-за снежного наката, знаки 3.20 «ќбгон запрещен» отсутствуют, ширина проезжей части составл€ет 8 метров. ‘отографии и видеозапись прилагаютс€. ≈сть свидетели, а именно...».

»менно объ€снени€ в протоколе и ваше несогласие с ним €вл€ютс€ основой дл€ спора в суде, и если вы, доверившись инспектору, написали все под его диктовку, отстаивать свою правоту будет на пор€док сложнее.

ѕосле подписани€ протокола заберите его копию и сфотографируйте оригинал, поскольку случаи приписок в протоколы пост-фактум случаютс€ часто. “акже сфотографируйте схему, составленную инспектором.

Ќе стесн€йтесь привлекать свидетелей, включа€ пассажиров своего автомобил€: этот факт также нужно отразить в протоколе.

«Ѕывает, что протокол заполн€етс€ в очень нервной обстановке, а инспектор оказывает на человека психологическое давление, торопит, – рассказывает ёрий ѕанченко. – ¬ этом случае в графе объ€снени€ пишите: «Ќе согласен. ќбъ€снени€ в присутствии адвоката». ∆елательна запись «ѕрошу предоставить разумные сроки дл€ подготовки защиты». »ногда лучше разобратьс€ в ситуации потом, в спокойной обстановке, однако в протоколе должно быть отражено ваше изначальное несогласие с ситуацией».

 стати, если в вашем регионе инспекторы занимаютс€ подставами, очень полезно возить с собой видеокамеру (можно сотовый телефон), фотоаппарат и рулетку. ѕредупредив инспектора, используйте видеокамеру при общении с ним, а также при проведении «собственного расследовани€», например, при измерении ширины дороги.

ѕри этом не увлекайтесь игрой в великого юриста. »нспекторы – тоже люди и чрезмерное знайство без реальных знаний может выйти вам боком. ƒействуйте корректно, скромно, но настойчиво: со временем, скажете себе спасибо за выдержку.

ѕопул€рные правонарушени€, за которые лишают прав

Ќарушение

—рок лишени€

—тать€  ојѕ

¬ыезд на полосу встречного движени€ в нарушени€ правил

4-6 мес€цев (5000 рублей в случае видеофиксации)

12.15, ч.4

¬ождение в нетрезвом виде, отказ от медосвидетельствовани€

1,5-2 года

12.8, ч.1, 12.26, ч.2

ƒвижение во встречном направлении по дороге с односторонним движением (в т.ч. задним ходом без €вной необходимости)

4-6 мес€цев (или штраф 5000 рублей)

12.16, ч.3

ќставление места ƒ“ѕ

1-1,5 года (или арест)

12.27, ч. 2

ѕричинение легкого вреда здоровью в ƒ“ѕ по вине водител€ (в т.ч. пассажирам своего автомобил€)

1-1,5 года (или штраф 1000-1500 рублей)

12.24, ч.1

ѕричинение вреда здоровью средней т€жести в ƒ“ѕ по вине водител€ (в т.ч. пассажирам своего автомобил€)

1,5-2 года (или штраф 2000-2500 рублей)

12.24, ч.2

≈зда хот€ бы без одного государственного номерного знака

1-3 мес€ца (или 5000 рублей)

12.2, ч.2

¬ыдержки из ѕƒƒ и  ојѕ

»сточник

ѕункт, стать€

‘ормулировка

ѕƒƒ

ќбщие положени€

«ќбгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, св€занное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную дл€ встречного движени€, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

ѕƒƒ

ќбщие положени€

«Ќедостаточна€ видимость» – видимость дороги менее 300 м в услови€х тумана, дожд€, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

ѕƒƒ

ќбщие положени€

«ќграниченна€ видимость» – видимость водителем дороги в направлении движени€, ограниченна€ рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строени€ми, сооружени€ми или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

ѕƒƒ

ќбщие положени€

«ќпережение» – движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

ѕƒƒ

ќбщие положени€

«ѕреп€тствие» – неподвижный объект на полосе движени€ (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позвол€ющий продолжить движение по этой полосе. Ќе €вл€етс€ преп€тствием затор или транспортное средство, остановившеес€ на этой полосе движени€ в соответствии с требовани€ми ѕравил

ѕƒƒ

9.3

Ќа дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещаетс€ выезжать дл€ обгона или объезда на полосу, предназначенную дл€ встречного движени€. Ќа таких дорогах повороты налево или развороты могут выполн€тьс€ на перекрестках и в других местах, где это не запрещено правилами, знаками и (или) разметкой.

ѕƒƒ

11.4

ќбгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не €вл€ющейс€ главной;
  • на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннел€х;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

ѕƒƒ

ƒорожные знаки

3.20 «ќбгон запрещен». «апрещаетс€ обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без кол€ски.

 ојѕ

12.15, ч.3

¬ыезд в нарушение ѕравил дорожного движени€ на полосу, предназначенную дл€ встречного движени€, при объезде преп€тстви€ влечет наложение административного штрафа в размере от одной тыс€чи до одной тыс€чи п€тисот рублей.

 ојѕ

12.15, ч.4

¬ыезд в нарушение ѕравил дорожного движени€ на полосу, предназначенную дл€ встречного движени€, либо на трамвайные пути встречного направлени€, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 насто€щей статьи влечет лишение права управлени€ транспортными средствами на срок от четырех до шести мес€цев, а в случае фиксации административного правонарушени€ работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи – наложение административного штрафа в размере п€ти тыс€ч рублей.

 ојѕ

2.7

Ќе €вл€етс€ административным правонарушением причинение лицом вреда охран€емым законом интересам в состо€нии крайней необходимости, то есть дл€ устранени€ опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охран€емым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред €вл€етс€ менее значительным, чем предотвращенный вред.