Ќовый Peugeot 308 хорош – получил даже титул «≈вропейский автомобиль года». Ќо в –оссии даже базовую версию оценили в сумму более 1 млн рублей
Ќовый Peugeot 308 хорош – получил даже титул «≈вропейский автомобиль года». Ќо в –оссии даже базовую версию оценили в сумму более 1 млн рублей

 вантово-ценова€ неопределенность

ѕока дилеры распродают оставшиес€ запасы машин 2014 года выпуска. ¬ новом году производство автомобилей на большинстве российских заводах стартовало 12 €нвар€, а р€д предпри€тий (например ј¬“ќ¬ј« и петербургский Ford) начнет работу с 19 €нвар€. ќсновные поставки машин 2015 года выпуска начнутс€ ближе к весне.

≈диной ценовой картины нет, как нет, фактически, и вн€тных прайс-листов.  то-то продолжает продавать машины по ценам, утвержденным еще в декабре, кто-то скорректировал их в начале €нвар€. ѕри этом никто не беретс€ с уверенностью сказать, когда и насколько измен€тс€ цены в ближайший мес€ц или два.

ƒругой фактор неопределенности: ограниченное количество машин в наличии. ѕрисутствие в прайсе заманчивой комплектации совсем не означает, что ее можно купить. “ак, в нескольких автосалонах, где мы были, минимальна€ цена автомобил€ гольф-класса из наличи€ составила не менее 900 тыс€ч рублей в средней комплектации.

Ќаконец, федеральные прайсы, публикуемые на сайтах официальных дилеров, все чаще не совпадают с реальной стоимостью моделей в автосалонах. Ќекоторые производители разрешили дилерам мен€ть прайс, исход€ из оперативной обстановки.

¬опрос цены в самом деле приобрел квантовый оттенок: пока не придешь в салон ногами, пока не узнаешь цену конкретной машины в конкретный момент времени, все рассуждени€ о цене нос€т лишь предположительный характер. ’уже того, убедитьс€ в правдивости цены можно, лишь получив на руки купленный автомобиль и ѕ“—: читатели уже пожаловались нам, что р€д дилеров требует доплаты при выдаче автомобил€, причем хитро составленный договор разрешает это делать.

Lada Granta подорожала на 18 тыс€ч рублей
Lada Granta подорожала на 18 тыс€ч рублей

—колько сто€т машины?

Ќиже мы приведем цены, но сразу оговоримс€: ручатьс€, что в вашем городе вам предложат автомобиль именно по этой стоимости, мы не можем – причины изложены выше. Ётот обзор нужен лишь дл€ формировани€ общей картины, и не €вл€етс€ советом, где и как купить машину подешевле.

јвтомобили Lada подорожали умеренно. — 15 €нвар€ стоимость моделей увеличитс€ в пределах 7-13%, притом что ј¬“ќ¬ј« воздержалс€ от корректировок прайса в декабре. —ильнее всего прибавил Largus – Lada с наиболее низкой степенью локализации. “еперь за пассажирские версии прос€т минимум 444 тыс€чи, а в целом цена изменилась на 46-68 тыс€ч рублей.

Ѕазова€ Granta стоит теперь от 311 тыс€ч рублей (в декабре – от 293 тыс€ч), Kalina – от 361 тыс€чи (было 331 тыс€ча). –азбухла стоимость Priora – 428 тыс€ч рублей минимум. ѕовышение цен коснулось и последних новинок ј¬“ќ¬ј«а: так, Lada Kalina Cross стоит от 451 тыс€чи рублей.

“ехнически родственна€ Lada марка Datsun обошлась лишь косметической корректировкой цены: седан on-Do подорожал на 10 тыс€ч рублей (пор€дка 3%), а сама€ востребованна€ комплектаци€ Trust (две подушки, кондиционер, магнитола) по-прежнему укладываетс€ в 400 тыс€ч рублей.

Ѕюджетные иномарки подорожали сильнее. —огласно официальным прайсам Renault на 13 €нвар€, новый Logan с 82-сильным двигателем и кондиционером, аудиосистемой, одной подушкой безопасности и јЅ— обойдетс€ в 528,5 тыс€ч рублей. Ќапомним, что весной за 515 тыс€ч можно было вз€ть топовую комплектацию Logan: климат-контроль, четыре подушки безопасности, круиз-контроль, подогрев сидений, легкосплавные диски, парктроник, подогрев лобового стекла, а двигатель – 16-клапанный (102 л.с.). ѕри этом дилеры Renault и раньше продавали автомобиль по ценам, превышающим официальный прайс (как минимум на стоимость доставки), поэтому в регионах ценник может быть выше указанного.

Nissan Almera остаетс€ самым вместительным седаном за свою цену
Nissan Almera остаетс€ самым вместительным седаном за свою цену

Nissan Almera по прайсу от 3 €нвар€ стоит 614 900 рублей в комплектации с кондиционером, магнитолой, јЅ—, подогревом сидений, фронтальными подушками безопасности. ƒл€ сравнени€: прайс от 20 декабр€ оценивал такую комплектацию в 548 тыс€ч. “опова€ Almera с «автоматом» обойдетс€ в 683 тыс€чи рублей.

KIA Rio с 1,4-литровым мотором и в пустой базовой комплектации укладываетс€ в 505 тыс€ч рублей, но дилер, к которому мы обратились, предложил из наличи€ машины с 1,6-литровым мотором и средней оснащенностью: кондиционер, противотуманки, подушки, јЅ—, магнитола и т. п. ÷ена такой машины – 620 900 рублей.

ѕримерно в этих же пределах сто€т предложенные нам Hyundai Solaris: в неплохой комплектации с подогревом лобового стекла – 620 тыс€ч.

Volkswagen Polo Sedan с 85-сильным мотором и без кондиционера обойдетс€ теперь минимум в 519 тыс€ч, тогда как по декабрьским прайсам така€ верси€ стоила около 470 тыс€ч.  омплектаци€ с кондиционером и 105-сильным мотором теперь стоит от 578 тыс€ч.

Skoda продает остатки машин по прайсам, утвержденным 25 декабр€, и Rapid с 1,6-литровым мотором, кондиционером, двум€ подушками, аудиосистемой и подогревом сидений стоит около 655 тыс€ч рублей.

¬ гольф-классе повышение цен еще более ощутимо. Ford Focus по прайсу импортера с мотором 1,6 л (105 л.с.) стоит от 814 тыс€ч рублей, но из наличи€ нам предложили лишь оставшийс€ Focus с таким же мотором, кондиционером и аудиосистемой за 950 тыс€ч. ѕравда, машина имела ксеноновые фары (опци€ стоимостью 41 тыс€чу рублей). Skoda Octavia 1,6 ћ“ в средней комплектации Ambition обойдетс€ от 862 тыс€чи. Opel Astra нам предложили только с пробегом (тестова€ машина) в неплохой комплектации и ценой за 900 тыс€ч. Ќа вопрос, можно ли купить базовый седан Astra по цене с сайта импортера – 830 тыс€ч – менеджер развел руками: такие машины будут уже 2015 года выпуска и ценник неизвестен.

Citroen C4 в базовой комплектации стоит от 993 тыс€ч рублей, в наличии были лишь машины дороже 1 млн рублей. Ѕазовый Peugeot 308 нового поколени€ на сайте импортера оценили в 1,059 млн рублей, а версию со 150-сильным мотором и «автоматом» – от 1,345 млн рублей.

ѕривлекательными выгл€д€т цены на базовый KIA Cee'd: с джентльменским набором опций и мотором 1,4 литра за него прос€т от 665 тыс€ч, однако в наличии таких версий нам не встретилось. —реднеукомплектованный Cee'd с мотором 1,6 литра обойдетс€ как минимум в 714 тыс€ч рублей, если добавить «автомат» – 770 тыс€ч.

Ѕолее-менее конкурентоспособно сто€т седаны —-класса российской сборки: так, за сумму 700-800 тыс€ч еще можно подобрать автомобиль вроде Citroen C4 Sedan, Peugeot 408 или Nissan Sentra. ѕоследн€€, дл€ сравнени€, подорожала в базовой комплектации до 732 тыс€ч рублей, тогда как во врем€ осеннего дебюта оценивалась в 679 тыс€ч. ¬ указанном диапазоне Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan предлагаютс€ в средних комплектаци€х и со 115-сильными моторами.

ѕереднеприводный Opel Mokka скакнул с 775 тыс€ч до 1,01 млн рублей. ќсенью за эти деньги предлагали полноприводный Mokka на «автомате»
ѕереднеприводный Opel Mokka скакнул с 775 тыс€ч до 1,01 млн рублей. ќсенью за эти деньги предлагали полноприводный Mokka на «автомате»

—ущественно подорожали кроссоверы. “ак, базовый переднеприводный Nissan Qashqai стоит дороже 1 млн рублей с турбодвигателем объемом 1,2 литра. ¬ерси€ с вариатором стоит от 1,117 млн, а полноприводна€ двухлитрова€ – от 1,355 млн рублей. Nissan Terrano оценили в 792 тыс€чи рублей, двухлитровый полноприводный – от 947 тыс€ч. KIA Sportage в базовой комплектации с начала года стоит от 914 тыс€ч, с «автоматом» – от 1,014 млн рублей, с полным приводом – 1,135 млн рублей.

 упить востребованные модели Toyota 2014 года выпуска уже сложно, поэтому дилеры принимают заказы на весну, причем прайс в данный момент еще не утвержден: по нашей информации, определенность наступит после 23 €нвар€. Ќе исключено, что повышение цен составит пор€дка 20%, и бестселлер марки Camry будет стоить от 1,2 млн рублей (цена не подтверждена).

Ќова€ ценова€ субординаци€

≈сли обобщить данные, диапазон до полумиллиона рублей – территори€ сугубо ј¬“ќ¬ј«овских и родственных им автомобилей. ÷ентр т€жести бюджетного сегмента сместилс€ к 600 тыс€чам рублей, гольф-класс российской сборки стоит пор€дка 800 тыс€ч рублей, дл€ импортируемых моделей базова€ цена переваливает за 900 тыс€ч. ѕереднеприводные небюджетные кроссоверы в основном сто€т дороже миллиона рублей, полноприводные – более 1,2-1,3 млн рублей. » снова оговоримс€: совсем не факт, что вы сможете купить соответствующий автомобиль в указанном диапазоне цен. ¬се зависит от наличи€ машин и ценовой политики конкретного импортера или дилера, а также от времени обращени€. “ак, некоторые дилеры ждут очередной корректировки цен со дн€ на день.

ј сколько будут стоить машины 2015 года выпуска? —ейчас об этом можно только гадать, потому что ситуаци€ с курсом валют остаетс€ неопределенной. Ќа день написани€ статьи доллар обновил рекорд рублевой стоимости на отметке 65, а евро подорожал до 74 рублей.  урс йены, несколько снизившийс€ в декабре, также вырос.  урс доллара с летних минимумов подскочил более чем на 90%, курс евро и йены – на 60%.

Ќеопределенность валютных ставок осложн€ет формирование прайсов на 2015 год: большинство компаний находитс€ в процессе прин€ти€ решений. ѕроизводители могут избрать разные стратегии: кто-то сделать ставку на увеличение рыночной доли за счет сдерживани€ цены, кто-то постараетс€ остатьс€ в прибыли, потер€в в объемах продаж. ¬ любом случае, растущие курсы валют сильно ограничивают свободу производителей, особенно в отношении импортируемых моделей.

¬ насто€щий момент повышение цен на разные модели укладываетс€ в диапазон 7-35%, но даже при нынешних курсах валют эта «накрутка» может оказатьс€ недостаточной, когда речь пойдет о машинах 2015 года выпуска. ћы не исключаем дальнейшего роста цен к весне.

÷ены на автомобили 2015. —трашно, еще страшнее

ƒает ли российское производство иммунитет от колебаний курсов валют? ƒает, но не полный. –ублева€ составл€юща€ в себестоимости иномарок колеблетс€ в широких пределах. “ак, дл€ Renault Logan и некоторых соплатформенных автомобилей она достигает 80%. ƒл€ большинства бюджетных иномарок колеблетс€ в районе 50%, а многие попул€рные модели, как Ford Focus, Toyota Camry или Hyundai Solaris, локализованы на 30-40%. ѕарадоксально, но себестоимость российского UAZ Patriot формируетс€ за счет рублевой части менее чем на 50% (спасибо обилию импортных комплектующих), и даже исконные модели ј¬“ќ¬ј«а примерно на 10% «состо€т из валюты». Ёто значит, что колебани€ курсов отражаютс€ на всех игроках рынка, просто в разной степени. ѕоложение импортируемых моделей осложнено номинированием таможенных пошлин в валюте, поэтому даже модели с низкой степенью локализации имеют приоритет перед чистым импортом.

—тоит отметить, что на покупательской активности скажетс€ и удорожание кредитов: так, в большинстве автосалонов нам предложили программу с процентной ставкой 25-36% (без субсидий) и пор€дка 14-20% дл€ субсидированных кредитов.

—уд€ по всему, рынок ждет серьезный спад в первые мес€цы 2015 года, вызванный не только существенным ростом цен, но и перегретым спросом в конце 2014 года. ¬озможно, главными выгодоприобретател€ми по итогам года станут ј¬“ќ¬ј« и близкие к нему марки (Datsun, Renault, Nissan), имеющие в арсенале модели с глубокой локализацией.

»зменитс€ ли ситуаци€ в течение года? ÷ена нефти расскажет.