На перекрестках Челябинска продолжают работать три электронных табло, которые информируют водителей о заторах на дорогах. Но автомобилисты отмечают, что ждали от этой отличной идеи несколько другой реализации.
Первым перекрестком, где появилось электронное табло, стал Свердловский проспект с улицей Куйбышева. На синем экране стрелками указаны три направления: зеленые – проезд свободен, красные – дорога забита. Эта информация дублируется бегущей строкой. Если в каком-то из направлений пробка, на экране пробегает информация о путях объезда. Для перекрестка на Свердловском, где чаще «встает» именно проспект, как альтернатива предлагаются улицы Краснознаменная и Каслинская. Аналогичные табло установлены перед перекрестками Комсомольского проспекта и улицы Чайковского, на проспекте Ленина в пересечении с ул. III Интернационала.
Основные минусы, считают автомобилисты, – неинформативность. Учитывая задачи электронных табло, это замечание, на первый взгляд, абсурдно. Кто-то путает стрелки табло с указателями движения по полосам, то есть не сразу понимает, какая информация «зашифрована». Но выделились два общих пожелания. Первое: устанавливать табло до перекрестка, чтобы водитель успевал реагировать на сообщения о пробке и перестраиваться. Второе: сделать текстовое сообщение крупнее, поскольку прочесть его можно, лишь находясь под табло.
«На Свердловском есть указатели движения по полосам. А понять, что впереди затор и как его объехать, можно только на самом перекрестке. И как перестроиться? Налево к Каслинской еще можно переползти, а вот вправо уже никак – там отнесенный правый поворот. Волей-неволей поедешь по Свердловскому. Я как местная жительница еще могу вовремя сориентироваться, а приезжие точно не сообразят, что за подвох. Да и название улиц в бегущей строке, возможно, ни о чем не скажет», – считает автомобилистка Мария.
«Табло очень не информативное: я с трудом разглядел, что, оказывается, под стрелками есть дополнительная бегущая строка, – делится водитель маршрутного такси Денис Джафаров. – Считаю, что можно было сделать табло, включая и поле со стрелками, гораздо шире. На стрелках или рядом с ними сразу указывать улицы для объезда. Ведь на скорости даже в 40 км/ч прочитать бегущую строку и понять, по какой улице объезжать, просто невозможно, так как вы проедете перекресток быстрей, чем появится несколько букв».
Кстати, мелкому тексту и расположению табло непосредственно на перекрестке минус поставил и глава администрации Челябинска Сергей Давыдов. Понаблюдав за работой автоматической системы на Свердловского/Куйбышева, он также отметил, что водитель не успевает реагировать на информацию. Кстати, табло, которые появились позже на Комсомольском и проспекте Ленина, уже отнесены от перекрестков. Но водители все равно не удовлетворены: «Проехав табло на Комсомольском, я совершенно не уловил, что на нем», – делится автомобилист Егор.
Некоторые автолюбители сомневаются в эффективности использования этих табло, по крайней мере в местах, где их устанавливают сейчас. «Вызывает сомнение, что, объехав проспект Ленина по Труда, я выиграю какое-то время. По моим ощущениям, наоборот, проиграю. Ведь на III Интернационала свои пробки в часы пик, – говорит автомобилист Андрей. – И порой даже странно, когда на табло проспект обозначен красным, а там не более чем привычное скопление машин».
Свердловский проспект, проспект Ленина и Комсомольский попали в первую очередь оснащения магистралей электронными табло. Их устанавливают на перекрестках, где чаще всего образуются заторы, есть дублирующие проезды и работает автоматизированная система. Ранее сообщалось, что экраны появятся еще на девяти участках, в том числе на улице Блюхера и по проспекту Победы. Но на данном этапе возникли проблемы с финансированием.
Тем не менее специалисты СМЭУ отметили уже первые результаты работы электронного табло на Свердловском проспекте. Утверждалось, что благодаря ему участок магистрали удалось разгрузить на 20%. Автомобилисты тут же парировали. «Ерунда это. Люди, узнав, что там идет ремонт, просто сами стали искать пути объезда, не обращая внимания на этот знак», – пишет пользователь сайта под ником Игорь.
Так что же предлагают сами автомобилисты? Один из вариантов, который позволит разгрузить центр, – установить табло недалеко от въезда в город, где можно выбрать разные пути движения к районам. Например, со стороны Екатеринбурга перед поворотом на Северный луч: здесь можно уехать на ЧТЗ через городскую свалку, минуя центр Челябинска. Или у поворота на Мастеровую, чтобы на северо-запад можно было уйти по новой дороге, а не загружать Свердловский тракт. По большому счету на альтернативных направлениях редко случаются заторы, и тот, кто распробовал короткий путь, и так выберет менее загруженные улицы – для этого табло не нужно. Разве что для гостей города, которые плохо знакомы с местностью.
Задача дорожников – распределить потоки с главных магистралей, поэтому табло так или иначе устанавливают на основных городских артериях в местах скопления транспорта. И вряд ли они появятся слишком далеко от центра.
Проблема с табло, скорее, в самой подаче информации. В Москве, например, на электронные табло выводится карта с указанием близлежащих улиц и красным цветом обозначаются загруженные участки. В таком масштабе водителю удобнее ориентироваться, так как он видит, что происходит на альтернативных направлениях и может оценить примерное расстояние объезда. Аналогичные табло работают и в Японии. Только экраны там гораздо больше и улицы изображены схематически – все наглядно и понятно. С технической точки зрения на Свердловском/Куйбышева установить такой большой экран невозможно: крупногабаритное табло не к чему крепить. Да и с проблемным финансированием сложно говорить о пересмотре формата.
«Большой щит можно было бы закрепить на пешеходном мосту у «Лакокраски». Кстати, здесь логично установить экран, чтобы у людей было время определиться с направлением до перекрестка, а не на самом пересечении, создавая аварии, – продолжает Денис Джафаров. – Но ведь все упирается в деньги. Если такое маленькое табло обходится городу примерно в 100 000 рублей, то на большой экран понадобиться еще больше средств. На эти деньги можно поставить светофоры на том же Меридиане или пешеходные переходы у школ сделать. Возникает вопрос, а нужно ли вообще это табло?»
Можно посоветовать водителям пользоваться интернет-сервисами для оперативной информации о пробках. Но и здесь вы не найдете объективной картины. Малейшее скопление транспорта, в том числе на светофорах, будет отображаться как забитый отрезок дороги. Зачем нам лишняя паника?
Отметим, что возможности электронного табло не заканчиваются на информации о пробках. В начале года глава администрации Челябинска по дорожному хозяйству Владимир Алейников упоминал, что систему можно совместить с работой метеодатчиков. Они способны «распознавать» гололед или снежный наст на поверхности дороги. И на опасных участках на информационные табло выводится рекомендованная скорость движения. Во Франции, например, на экранах указывается еще время в пути до конкретного объекта. С одной стороны, легче ориентироваться в ситуации, с другой – эти данные могут нервировать.
Дополнительные функции – это прекрасно, когда работают основные. И пока главная информация не будет транслироваться в удобном формате, пока водитель не сможет воспринимать минимум, зачем усложнять систему?