Следственный комитет по Свердловской области организовал проверку по факту ДТП, которое произошло в соседнем Екатеринбурге 18 декабря. Водитель, скрывавшийся от инспекторов ДПС, врезался в автомобили, которые были остановлены сотрудниками ГИБДД во время поимки беглеца. Сами пострадавшие расценили поступок полицейских как выставление живого щита из их автомобилей. В региональной Госавтоинспекции не согласны с такой оценкой.
В конце прошлой недели в ряде СМИ появилась информация, что вечером 18 декабря в центре Екатеринбурга произошло ДТП с участием нескольких автомобилей, остановленных сотрудниками ГИБДД. Пока инспектор сдерживал поток машин, в стоящие иномарки влетела «девятка». Позже выяснилось, что ее водитель пытался скрыться от полицейской погони.
Как стало ясно из комментариев владельцев двух подбитых машин, сначала они подумали, что остановка связана с «коридором» для какого-нибудь правительственного кортежа. И удар сзади стал для них полной неожиданностью. Об этом говорит и запись с видеорегистратора одного из участников аварии на Skoda (видео здесь). Позже водитель пострадавшей Honda Jazz рассказал «Комсомольской правде», что о причине остановки их никто не предупредил, и только после ДТП водителям поведали о преследовании нарушителя. Со слов автомобилистов, невольно втянутых в этот процесс, инспекторы оформили ДТП и в качестве его причины указали, что водитель ВАЗ-2109 не cправился с управлением.
Позже региональная ГИБДД выступила со своей версией событий. В пресс-службе областного управления пояснили, что в тот вечер водитель черной «девятки» проигнорировал требование инспекторов остановиться и попытался скрыться по улице Стрелочников. Началась погоня. Сотрудники ГИБДД неоднократно повторяли свое требование об остановке по громкоговорителю, но ВАЗ с выключенными фарами продолжал гнать на высокой скорости по центральным улицам города. Водитель не останавливался на запрещающие сигналы светофора, не пропускал пешеходов – и все это на 100 км/час.
«Исходя из того, что наиболее безопасным для окружающих будет остановка водителя в районе улицы Челюскинцев, где ширина проезжей части более 20 метров, инспекторы ГИБДД установили свои транспортные средства таким образом, чтобы исключить возможность выезда водителя ВАЗ-2109 на трамвайные пути, – пояснил начальник отдела ГИБДД Екатеринбурга Юрий Замятин. – Транспортные средства, двигавшиеся по улице Челюскинцев, были остановлены таким образом, чтобы у водителя ВАЗ-2109 была возможность двигаться только по правой стороне. Никоим образом из остановленных транспортных средств не делался так называемый живой щит, и инспекторами ДПС не выстраивались заграждения из остановленных автомашин».
Итак, сотрудники ГИБДД перекрыли левую полосу движения, чтобы водитель взбесившегося ВАЗа перестроился в правую полосу, отводя тем самым его от соседней трамвайной остановки и людей, ожидающих транспорт.
«Движение было приостановлено с целью создания так называемого коридора для движения, который составлял более 10 метров. Невозможно, к сожалению, было просчитать, что водитель не справится с управлением», – резюмировал и. о. начальника УГИБДД по Свердловской области Сергей Зонов.
А водитель не справился. Неожиданно для инспекторов он попытался проскочить между ограждениями и стоящими «Шкодой» и «Хондой», но не рассчитал маневр и влетел в иномарки. Благо, пострадало только «железо» и обошлось без человеческих жертв.
Несмотря на это, парень выскочил с водительского сидения и кинулся наутек. Инспекторы – за ним. Примерно через 300 метров нарушителя скрутили. Задержанного доставили в районный отдел оформления ДТП.
Здесь выяснилось, что управлял «девяткой» 25-летний парень, который никогда не получал водительского удостоверения. Причем автомобиль ему не принадлежал – взял его у знакомой. После оформления ДТП и протоколов за езду без прав (штраф 2500 рублей) и невыполнение требования полицейских об остановке (штраф до 500 рублей) горе-водителя отпустили домой.
Оценку действиям сотрудников ДПС даст региональный следственный комитет: «Следственными органами СК РФ по Свердловской области организовано проведение доследственной проверки. Будут устанавливаться и опрашиваться сотрудники полиции, принимавшие участие в этом инциденте, а также граждане, которые использовали свои автомобили для остановки нарушителя по требованию сотрудников ГИБДД. По ее результатам действиям сотрудников ГИБДД будет дана правовая оценка и принято процессуальное решение», – сообщил старший инспектор отдела процессуального контроля СУ СК РФ по Свердловской области Роман Щемелев.
Напомним, «живым щитом» в народе называют преграду на дороге, выстроенную из гражданских автомобилей для поимки преступников и нарушителей. В марте 2010 года этот прием использовали полицейские на МКАДе. Но беглецы скрылись, а автомобили были повреждены. Инспектора, инициировавшего эти действия, за превышение полномочий уволили из полиции и приговорили к году колонии-поселения с запретом работать в органах в течение года.