21 мая вторник
СЕЙЧАС +7°С
  • 16 мая 2019

    Мы обновили 74.RU

    Если вы видите это сообщение, значит попали в 50% пользователей, которым мы уже готовы предложить наш новый дизайн! А чтобы вы быстро разобрались, что мы сделали и зачем, специально подготовили небольшую пояснялочку.
    Если возникли какие-то проблемы, пишите в нашу техподдержку support@iportal.ru.

    Подробнее
    7 мая 2019

    Авторы выходят из тени

    На 74.RU появилось интересное обновление. Теперь, щелкнув на фамилию автора (она указана под каждой статьёй), вы попадете на его персональную страничку. Там собраны все материалы этого журналиста. А еще указаны его почта и странички в соцсетях, так что делитесь мнением или идеей напрямую с автором.

    9 апреля 2019

    Такой ЧЕлябинск вы не видели!

    Мы думаем, что знаем свой город. Но так ли это? В спецпроекте «В ЧЕрте города» 74.ru рассказывает о самых необычных местах и их жителях. Каждый понедельник показываем то, чего вы никогда не увидите. Цыганский посёлок и жизнь у мелькомбината. А в следующем выпуске — городок чекистов.

    Подробнее
    Еще

Почему новые правила сдачи экзамена на права играют против водителей-новичков

Наш эксперт Юрий Панченко рассказал о грядущих переменах для автошкольников

Поделиться

В скором времени экзамен на автодроме могут упразднить 

Фото: Александр Файрузов

Лучшее средство от перхоти — гильотина. Данный афоризм приходит на ум после ознакомления с проектом поправок в правила сдачи экзаменов в ГАИ, размещенных на «Федеральном портале проектов нормативных правовых актов». Правила в очередной раз усложняют, требования к выпускникам автошкол повышают, что неизбежно ведет к снижению количества желающих получить права. Отсюда у меня и сложилось устойчивое мнение, что в ГАИ преследуют цель: меньше новичков — лучше статистика.

Все идет к тому, что в скором времени новичкам не останется ничего другого, как нелегально ездить без водительского удостоверения 2–3 года, чтобы привыкнуть к движению с большими скоростями и набраться опыта прежде, чем решиться идти сдавать экзамены для получения водительского удостоверения.

Из чего это следует? Упраздняют экзамен на автодроме и в условиях улицы предъявляют к новичкам выполнение на экзамене следующих элементов:

  • начало движения: с места, после остановки во время движения, на подъеме, на спуске (при наличии подъема (спуска);
  • движение со скоростью более 60 км/ч;
  • постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед и выезд с места стоянки;
  • движение задним ходом с поворотом под углом 90 градусов с сохранением соответствующей полосы движения;
  • разворот транспортного средства на 180 градусов, используя переднюю и заднюю передачу;
  • постановка транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом и выезд с места стоянки;

Возле автошколы, чтобы втиснуться в узкий промежуток на стоянке, мне приходится парковаться задним ходом. При этом я перекрываю одну из двух полос, а когда двигаюсь задним ходом с вывернутым рулем, то захватываю и вторую полосу. Все это в промежуток времени с 17:00 до 18:00. Приходится заблаговременно подгадывать, чтобы движение в этот момент было не столь интенсивным. Ошибка при парковке повлечет ДТП. Даже для опытного водителя задача не из приятных. А для новичка?

Я не совсем уютно себя чувствую, когда впервые попадаю на незнакомую дорогу или в незнакомый район города. Как правильно повернуть или развернуться на перекрестке? Где разрешена или запрещена стоянка? Как правильно подъехать к нужному объекту? И т. д. и т. п. А здесь новичку в той же ситуации придают еще и сопровождающего, доведя его до стресса, а затем заставляют выполнять не самые простые элементы.

Получив права новички начинают ездить самостоятельно по знакомым маршрутам, избегая движения в часы пик и крайне аккуратно, набираясь опыта, который ни в какой автошколе не получить. Чему действительно нужно новичка научить, так это парковке в родном дворе и парковке возле работы.

Я много раз писал об обучении в автошколах. Вкратце напомню, о чем шла речь.

«Человеку разумному» примерно 200–300 тыс. лет. Мозг и тело человека приспособлено к движению со скоростями до 40 км/ч. При этом мозг успевает обрабатывать информацию, поступающую от глаз, а тело приспособлено падать на данной скорости без особых последствий.

Как тут не вспомнить забег Рональдо на ЧМ, когда он развил скорость 39 км/ч.

Чтобы стать водителем, человеку нужно решить две задачи:

  1. Научить мозг обрабатывать информацию на скоростях свыше 40 км/ч.
  2. Преодолеть генетический страх движения со скоростью более 40 км/ч.

Первая задача решается через 2–3 года вождения после проезда 30–40 тыс. км. И за два с половиной месяца обучения в автошколе ее не решить. Тут выход только один: введение двухуровневой системы обучения, когда по прошествии двух лет новичок возвращается в автошколу доучиваться. Данный подход позволяет удержать новичка в поле зрения автошколы и сформировать правильные навыки и привычки после адаптации мозга к движению с большими скоростями.

Параллельная парковка — одно из самых сложных упражнений на автодроме

Фото: Виктория Яковлева

А вот вторую задачу как раз и решают автошколы в течение двух с половиной месяцев обучения. Делается это просто.

Сознание не может долго находиться в состоянии стресса. Рано или поздно включаются защитные механизмы. Все прекрасно знают, что по прошествии 40 дней после смерти близкого человека нужно успокоиться, иначе состояние стресса может повлечь расстройство психики. Это и есть как раз тот срок, когда включается защита сознания. 40 дней = 6 недель.

Через 6 недель после начала занятий по вождению сознание курсанта включает защиту от стресса, и именно в этот момент его и выводят на экзамен в ГАИ. 6 недель по два занятия в неделю по вождению по 2 часа, это 24 часа практического обучения. Если заниматься по три раза в неделю, то получим 36 часов. Берем среднее — 30 часов. Набрасываем один час на внутренний экзамен, и один час на экзамен в ГАИ. Итого — 32 часа.

Именно 32 часа практических занятий и было предусмотрено старыми программами. Увеличение часов вождения приводит к чувству ложной уверенности у новичков и ожиданию подсказки, как действовать в экстремальной ситуации, что в итоге ведет к увеличению количества ДТП с новичками.

— Тренировка навыков на самом деле заключается в систематическом отучении от страха во многих рискованных ситуациях, — «Справочник по безопасности дорожного движения».

Еще один месяц из двух с половиной месяцев обучения необходимы, чтобы курсант отучился бояться теоретического экзамена.

Автошколы успешно справляются с поставленными перед ними задачами десятки лет, в отличие от руководства ГАИ. Не верите? Выгляните в окно и посмотрите, сколько водителей воспитала старая школа.

Казалось бы, отстаньте от автошкол, никакие изменения в обучении и правилах сдачи экзаменов не повлекли перемен в продаже полисов ОСАГО для новичков. Следовательно, статистика якобы положительного эффекта от изменений о ГИБДД — дутая, а вбуханные силы и средства пошли прахом. А сколько еще сил и средств будут потрачены впустую?

Ничего зазорного в возврате к старому положению вещей нет.

Из последних примеров: все СМИ раструбили, что школьные автобусы не должны быть старше 10 лет, на них должен быть желтый проблесковый маячок, тахограф и аппаратура спутниковой навигации. Постановлением Правительства от 08.08.2018 обязательное выполнение данных требований перенесли на 30.06.2020.