ѕо нормативам через несколько часов после снегопада дороги должны быть без снега, наката и льда, а если это не так — виновным в аварии могут признать дорожников
ѕо нормативам через несколько часов после снегопада дороги должны быть без снега, наката и льда, а если это не так — виновным в аварии могут признать дорожников

¬ часы пик карта пробок „ел€бинска напоминает кровеносную сеть с тромбами многочисленных аварий. » многие из них, веро€тно, спровоцированы состо€нием дорог: накатом, коле€ми, рыхлыми обочинами и брустверами. ѕрактикующие юристы рассказали нам, как добитьс€ компенсации от дорожников, когда снега по колено.

„то такое нечищена€ дорога де-юре

√ололЄд в –оссии, как и дыры на асфальте, стандартизирован — за это отвечает √ќ—“ – 50597–2017. » не кажда€ снежинка на дороге наказуема.

Ќапример, допускаетс€ не прочищать некоторые дороги до земной тверди, а формировать уплотнЄнный снежный покров — мечту дрифтеров.

”плотнЄнный снежный покров должен быть относительно ровным (например, с коле€ми не глубже 3 см) и лишь на дорогах с низкой интенсивностью — до 1500 автомобилей в час
”плотнЄнный снежный покров должен быть относительно ровным (например, с коле€ми не глубже 3 см) и лишь на дорогах с низкой интенсивностью — до 1500 автомобилей в час

Ќагруженные дороги чистить нужно на совесть, не оставл€€ на них рыхлого снега, сл€коти и так называемой зимней скользкости — гололЄда, наката и тому подобного.

„ел€бинские дороги в основном посыпают поваренной солью, что делает их гр€зными, зато позвол€ет избежать снежного наката, за который дорожников могут привлечь к суду
„ел€бинские дороги в основном посыпают поваренной солью, что делает их гр€зными, зато позвол€ет избежать снежного наката, за который дорожников могут привлечь к суду

Ќа уборку дорог даЄтс€ врем€, допустим, городские улицы с высокой интенсивностью нужно чистить в течение трЄх часов после окончани€ снегопада, малонагруженные — до 12 часов. Ќе допускаетс€ нарастание снежного покрова выше 1–5 см (в зависимости от категории дороги). Ќормативы оговаривают высоту и расположение снежных брустверов.

”чить все эти параметры наизусть не нужно. √лавное, если у вас есть ощущение, что авари€ случилась из-за плохо убранной дороги, вызывайте на место сотрудников √»Ѕƒƒ и составл€йте один важный акт.

¬ акте вы€вленных недостатков содержани€ дорог отражаютс€ вы€вленные проблемы, в данном случае, выбоина, но может быть и снежный накат или глубока€ коле€ 
¬ акте вы€вленных недостатков содержани€ дорог отражаютс€ вы€вленные проблемы, в данном случае, выбоина, но может быть и снежный накат или глубока€ коле€ 

«адокументировать «нечисть»

јкт вы€вленных недостатков в содержании дорог оформл€ют сотрудники √»Ѕƒƒ, и это очень важный документ.

— ∆дать инициативы от инспекторов, как правило, бесполезно: дл€ них это просто лишн€€ работа, — объ€сн€ет юрист компании «Ёксперт 174» ≈вгений ∆арнаков. — »ногда нужно просто насто€ть на оформлении акта.

„то если водитель растер€лс€, и акт не составили на месте происшестви€?

— ¬ дальнейшем это осложнит ход дела, но возможны и другие зацепки, например, если водитель в €вном виде отразил состо€ние дорожного полотна и его св€зь с аварией в объ€снительной.

—кажем, можно указать, что покрытие улицы Ћенина представл€ло собой продольные полосы снежного наката и обледенелого асфальта с низким сцеплением, что не позволило избежать столкновени€ при соблюдении пункта 10.1 ѕƒƒ.

ѕригод€тс€ и фотографии места аварии, где хорошо различимо состо€ние дороги.

6 феврал€ Daewoo Nexia сбила пожилого мужчину на пешеходном переходе: хот€ дороги были не идеальны, совсем не факт, что водителю удастс€ избежать ответственности — он должен был выбирать скорость исход€ из дорожных условий
6 феврал€ Daewoo Nexia сбила пожилого мужчину на пешеходном переходе: хот€ дороги были не идеальны, совсем не факт, что водителю удастс€ избежать ответственности — он должен был выбирать скорость исход€ из дорожных условий

—кользкий пункт ѕƒƒ

ѕункт 10.1 ѕƒƒ невредно вызубрить, потому что водителей «суд€т» по нему частенько. ≈сли вкратце, он требует выбирать скорость сообразно услови€м, а в случае чего — отважно и быстро тормозить.

Ћюба€ авари€ на скользком покрытии дво€ка, ведь может быть виновен и сам водитель — допустим, все ехали 40 км/час, он же лавировал на 80 км/час.

— ¬ суде обе стороны выдвинут аргументы, например, дорожники могут сослатьс€, что уложились в нормативы по времени, — комментирует автоюрист Ћев ¬оропаев. — Ќо даже если не уложились, и покрытие было «ненормативным», это не гарантирует победы водител€. —уд может назначить автотехническую экспертизу, котора€ отвечает на вопрос: находилась ли авари€ в причинно-следственной св€зи с состо€нием полотна? ≈сли нет, то вину, скорее всего, возложат на водител€.

ƒорожников могут даже оштрафовать по статье 12.34  ојѕ за неисполнение об€занностей, но при этом отказать водителю в компенсации ущерба.

≈зда по таким коле€м может дестабилизировать автомобиль, но это не означает автоматической вины дорожников: водитель должен ещЄ подтвердить, что причиной аварии стало качество покрыти€
≈зда по таким коле€м может дестабилизировать автомобиль, но это не означает автоматической вины дорожников: водитель должен ещЄ подтвердить, что причиной аварии стало качество покрыти€

Ќарушение пункта 10.1 ѕƒƒ часто используют против водител€, Volkswagen чел€бинца јлександра напоролс€ на отогнутый фурами и неосвещЄнный рельс безопасности, но суд счЄл, что его скорость не соответствовала услови€м.

— ќспорить нарушение по пункту 10.1 ѕƒƒ можно в суде в административном пор€дке, что повысит затем шансы выиграть гражданское дело, в рамках которого и решаетс€, кто должен компенсировать ущерб, — добавл€ет Ћев ¬оропаев. — Ќо в любом случае гражданское судопроизводство будет зависеть от того, что €вл€лось причиной аварии: действи€ водител€ или состо€ние дорог.

Ќа кого подавать в суд

ќтветчик в делах о нечищеных дорогах — организаци€, котора€ занимаетс€ их содержанием: это может быть сторонн€€ фирма или, например, администраци€ населЄнного пункта.

«а очистку улиц в „ел€бинске и ћагнитогорске, а также автодороги „ел€бинск — ≈катеринбург (трасса «ћ-5») отвечает јќ «ёжуралмост». ќстальные дороги области с начала 2019 года содержит нова€ дл€ региона компани€ — «јќ «ќйкумена», выигравша€ контракт на 15 миллиардов рублей.

— ≈сли сразу установить ответственную организацию не удаетс€, мы оформл€ем запрос, например, в управление дорожного хоз€йства „ел€бинска, — объ€сн€ет ≈вгений ∆арнаков. — ’от€ они могут отвечать долго, до мес€ца, это позвол€ет точно установить ответчика.

≈сть сюрпризы и другого рода, например, с августа прошлого года счета јќ «ёжуралмост» арестованы, и люди, выигравшие суды против компании, не могут получить компенсации.

— ¬ конце €нвар€ 2019 года арест счетов был в очередной раз продлЄн, — подтвердила нам пресс-секретарь компании «ёжуралмост» јнна  олонтаева.

¬прочем, выигранное дело позвол€ет взыскать с компании деньги после сн€ти€ ареста.

—негоуборочные машины наметают по кра€м улицы брустверы, и их размеры и расположение также регламентированы
—негоуборочные машины наметают по кра€м улицы брустверы, и их размеры и расположение также регламентированы

 ак работают суды

” крупных компаний есть штат юристов, которые попытаютс€ доказать непричастность подр€дчика к инциденту и возложить вину на водител€.

— «адача водител€ — собрать как можно больше документов в свою пользу, — считает Ћев ¬оропаев. — ѕомимо акта вы€вленных недостатков помогает административный штраф дл€ дорожников по статье 12.34  ојѕ — такое решение по административному делу станет аргументом дл€ суда по гражданскому делу. ƒумаю, в интересах водител€ собрать максимум доказательств своей правоты, чтобы не доводить до автотехнической экспертизы.

—уд может распределить ответственность в пропорции, например, 30:70 или 50:50. »ногда споры вызывает размер ущерба.

— Ѕывают ситуации, когда часть повреждений не св€зана с первопричиной инцидента, и ответчик постараетс€ снизить требовани€ на эту сумму, — уточн€ет ≈вгений ∆арнаков. — ƒл€ этого порой назначают трасологическую экспертизу.

ћассова€ авари€ в ћагнитогорске: вдобавок к неважному покрытию — густой туман
ћассова€ авари€ в ћагнитогорске: вдобавок к неважному покрытию — густой туман

 аковы шансы выиграть суд?

— Ўансы достаточно высокие, если водитель изначально повЄл себ€ грамотно и добилс€ оформлени€ необходимых документов, — считает ≈вгений ∆арнаков.

„уть более скептически настроен Ћев ¬оропаев:

— ¬ таких делах определ€ющими €вл€ютс€ даже не сами обсто€тельства случившегос€ — толщина снежного покрова или скорость водител€. —амый важный вопрос — что стало причиной аварии, — объ€сн€ет он. — ѕри наезде на открытый колодезный люк выводы автотехнической экспертизы с большой веро€тностью будут в пользу водител€, но при некачественной уборке улиц — не факт. ѕосле снегопадов состо€ние дороги «очевидно» дл€ участников движени€, и, подозреваю, эксперт просто укажет, что водитель мог избежать аварии, двига€сь с меньшей скоростью.

“ак что в снегопады нужно прежде всего не переоценивать свои возможности. Ќо если состо€ние дороги из рук вон плохое — грамотно оформл€йте инцидент и добивайтесь компенсации в суде.

 то больше виноват в многочисленных авари€х во врем€ недавних снегопадов?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ћедлительные дорожники
  • —тремительные водители
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

ѕри уборке дорог „ел€бинска активно используют соли, в основном, самую обычную поваренную. 

ј вот как отсудить компенсацию при наезде на открытый люк или ливневую решЄтку.

ѕример серьЄзной аварии из-за рассыпанного большегрузом грави€ показывает, что судитьс€ можно даже в этом случае.