20 сентября пятница
СЕЙЧАС +9°С

Группа разбора: выясняем, стоило ли жёстко тащить водителя из машины

Пассажиры хотели оказать помощь, но рисковали

Поделиться

Интересна не столько авария, сколько поведение людей после неё

Фото: Региональный центр управления транспортом Волгоградской области

Авария случилась на одном из перекрёстков Волгограда: SKODA Octavia ехала по главной дороге, когда со второстепенной под неё выехал ВАЗ-2110. Удар на высокой скорости получился жёстким, и четверо человек попали в больницу. Несмотря на очевидность происшествия, долю вины можно найти и в действиях водителя автомобиля Octavia. Кроме того, есть вопросы и к поведению его пассажиров после ДТП.

Видео: региональный центр управления транспортом Волгоградской области

Вина водителя «десятки» в этом ДТП не вызывает больших сомнений, кроме двух обстоятельств. Во-первых, SKODA могла двигаться с превышением скорости, но даже если это так, эксперты должны усмотреть причинно-следственную связь между этим нарушением и аварией. Если её нет, превышение считается самостоятельным нарушением, за которое положен разве что штраф. 

Но есть и второй момент: водитель SKODA двигался по левой полосе дороги с тремя полосами для движения в одном направлении, что запрещено пунктом 9.4 Правил дорожного движения. Он не поворачивал и не двигался в плотном потоке, поэтому должен был держаться правее. Возможно, оба фактора стали косвенными провокаторами аварии: водитель «десятки» недооценил скорость машины и, возможно, посчитал, что она движется правее. Тем не менее с большой вероятностью виновным без всяких оговорок аварии признают его.

Есть ли доля вины водителя Octavia в этом ДТП?

    После аварии из SKODA вышли два пассажира и стали панически дёргать водителя, чтобы вытащить его из салона. 27-летний мужчина за рулём, судя по всему, был без сознания.

    Поведение шокированных пассажиров вполне можно понять: в такой ситуации тяжело сохранить трезвый ум, особенно если за рулём — близкий человек. И всё же врачи скептически смотрят на подобную «помощь».

    — Если нет угрозы возгорания или отравления газом, а водитель дышит, вытаскивать его не нужно, — комментирует врач экстренной медицинской помощи Михаил Андриянов. — В сознании человек или без сознания, в данном случае не так важно, главное — это наличие дыхания.

    Врач подчёркивает, что извлечение человека из разбитого автомобиля без средств иммобилизации (то есть фиксации шеи или конечностей) — задача не только физически очень сложная, но и опасная для раненого.

    — Характерная водительская травма — повреждение грудной клетки о руль, — объясняет он. — Вытаскивая человека, вы рискуете усугубить переломы, а ещё хуже — вызвать внутреннее кровотечение. Очень уязвимы шейный отдел и позвоночник вообще. В крайнем случае неудачная эвакуация может вызвать гибель пострадавшего.

    Хотя психологически сложно стоять в стороне, вытаскивать человека нужно в двух основных ситуациях. Первое — когда нет дыхания и кто-то готов реанимировать пострадавшего. Второе — есть прямая угроза жизни, например, бензиновая лужа под автомобилем и задымление.

    Реальную помощь могут оказать медработники, и первая задача окружающих — максимально быстро вызвать их

    Реальную помощь могут оказать медработники, и первая задача окружающих — максимально быстро вызвать их

    А если пострадавший внутри машины не реагирует на вас, нужно ли приводить его в сознание?

    — Нет, — отвечает Михаил Андриянов. — У обычных водителей просто нет необходимых для этого средств, а бить его по щекам или поливать холодной водой и бесполезно, и опасно.

    В ситуации на видео, когда пострадавший за рулём дышит, а явной угрозы нет, медики советуют сосредоточиться на других вещах.

    Сначала нужно обезопасить место столкновения, например, выставить знак аварийной остановки или какие-то заметные предметы. Сделать это мог бы, например, пассажир SKODA. Попутно вызываем помощь и по возможности делаем это грамотно. Дежурному не интересны ваши эмоции, но важно знать, где именно и что случилось, сколько пострадавших и каково их состояние. О тяжело травмированных людях нужно сообщить отдельно: обычно они находятся или в бессознательном состоянии, или в прострации, имеют видимые повреждения, сильное кровотечение, находятся в неестественных позах, дышат тяжело и отрывисто.

    Если человека всё же необходимо вытащить, не нужно дёргать его за одежду и конечности: одежда слетит, а силовые приёмы усугубят его травмы. Простой способ вытянуть пострадавшего мы уже показывали: приёмы зависят от того, находится ли человек в сознании. В холодное время года важно подумать, куда вы положите пострадавшего, потому что на земле он может попросту окоченеть.

    А если вы уверены, что могли справиться лучше, вот небольшой тест, составленный с участием медиков-реаниматологов. Правильные ответы — в нашем спецпроекте «Азы первой помощи». Анализ других громких происшествий — в рубрике «Группа разбора».

                Почему врачи не рекомендуют делать искусственное дыхание на месте ДТП?

                Почему врачи не
рекомендуют делать искусственное
дыхание на месте ДТП?

                    Сколько по времени делают непрямой массаж?

                    Сколько по времени
делают непрямой массаж?

                        На какое место врачи рекомендуют накладывать жгут при кровотечениях?

                        На какое место врачи
рекомендуют накладывать жгут при
кровотечениях?

                            В проекте «Азы первой помощи» мы рассказывали о том, что нужно делать на месте аварии в первую очередь.

                            Определить серьёзность травм позволит грамотный разговор с пострадавшим.

                            В редких случаях требуется вытащить раненого из машины: вот как сделать это с минимальными усилиями.

                            Если человек находится в состоянии клинической смерти, необходим непрямой массаж сердца.

                            А в этой серии мы рассказали, как наложить жгут при сильных кровотечениях.

                            Попали в спорное ДТП и хотите разобрать его с нашими экспертами? Пишите нам на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74.

                            Поделиться

                            Увидели опечатку?
                            Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
                            9 сен 2019 в 09:19

                            Спасибо, что периодически освещаете эту тему и делаете блиц-тесты, которые помогают проверить себя на точность и порядок действий в случае чрезвычайных обстоятельств.

                            Кашерный
                            9 сен 2019 в 09:31

                            Кто виноват определит автотехническая экспертиза, если шкода имела возможность предотвратить столкновение при разрешённой скорости в момент возникновения для ее водителя опасности, то виноват будет он. Все просто. А в таких вещах решают даже сотые секунды.

                            Гость
                            9 сен 2019 в 08:55

                            Ну, что, пацики, усвоили , как нужно оказывать «медицинские услуги»? А ежели пострадавший крякнет, готовы под суд идти?