Имя Натальи Гороховой в Челябинске известно многим. Директор учебного центра «Реал», автор каталогов «Бренды Челябинской области», «Деловые женщины Урала», один из организаторов первого фестиваля моды и красоты «Viva glam».
Наталью Горохову называют одним из идеологов женского движения в Челябинске. Одна из самых обаятельных и привлекательных челябинских бизнес-вумен предпочитает называть себя меценатом и активно заниматься общественной деятельностью и при этом не скрывает отсутствия у себя каких-либо политических амбиций.
О философии бизнеса мы поговорили с директором учебного центра «Реал» Натальей Гороховой.
– Наталья Владимировна, увидев ваш послужной список, честно говоря, была немного удивлена: педагог по профессии в бизнесе – большая редкость…
– Отчасти вы правы. Мне сложно отнести себя к бизнес-элите. Хотя это относительное понятие. Вообще, я с детства мечтала быть учителем. Окончила Челябинский педагогический университет по специальности «учитель русского языка и литературы» и сразу начала работать в 31 школе, из которой сама когда-то вышла выпускницей. Ситуация в школах тогда была очень непростая. Для того чтобы работать учителем, требовалась очень мощная энергетика. Может быть, тогда мне этого не доставало. Кроме того, случались постоянные задержки зарплаты. Хорошо помню, как в один из дней ко мне в школу пришел хороший друг, а мы как раз получаем зарплату тушенкой. Он посмотрел на меня и говорит: «Горохова, здесь тебе делать нечего». И его слова как будто начали сбываться. Меня пригласили менеджером в фирму «Байт». Это было негосударственное учебное учреждение – воскресная детская школа. А так как я человек, хорошо обучаемый, у меня начало получаться.
Интересно, что руководителем я стала еще в пятом классе, когда меня избрали председателем Совета дружины огромной школы. Так получилось, что это комсомольско-пионерское прошлое стало для меня школой на всю жизнь. То, чему мы когда-то начинали учить предпринимателей: грамотно ставить цели, планировать свою деятельность, распределять ресурсы, учитывать все финансовые потоки, – нас учили в комсомоле.
– А в большом бизнесе вы давно?
– По иронии судьбы бизнесом я начала заниматься в 1998 году в один из самых сложных периодов для российской экономики. В то время я познакомилась с известным челябинским предпринимателем Сергеем Бухдрукером. Он предложил мне создать учебный центр на базе завода имени Колющенко. Целью его было организовать обучение персонала и способствовать развитию предпринимательской среды в Челябинске. И я согласилась.
Тогда мы как раз должны были получить свои первые заемные средства – 60 тысяч рублей. Для того времени это были хорошие деньги. Но как только был подписан договор, произошла инфляция, и этих денег нам хватило едва ли на один компьютер. Тем не менее, мы нашли ресурсы на первоначальное развитие. Это здорово подстегнуло работать дальше.
Учебный центр работал параллельно с 25 фирмами, которые занимались поставками на завод и реализацией его продукции. Обучали сотрудников менеджменту, основам экономики – снабжали их знаниями, необходимы для дальнейшего продвижения на рынок. Кроме завода имени Колющенко у нас были и другие клиенты. За пять лет работы накопили опыт сотрудничества с крупнейшими предприятиями области, продвигающими известные марки товаров.
– Время вашей работы на заводе Колющенко совпало с печально известным периодом «смуты» на предприятии. Вы были свидетелем этих событий?
– Та школа, которую я прошла там, полученный опыт в бизнесе, стали для меня, пожалуй, самыми ценными в жизни. Сегодня это помогает мне принимать грамотные решения, правильно действовать в тех или иных ситуациях. Я по-другому смотрю на процессы, происходящие в местном бизнесе в связи со сменой политической элиты в городе. Они отчетливо напоминают ситуацию 1998 году на заводе Колющенко, когда одни захватывали, а другие защищали свою собственность. Подобные бизнес-войны можно наблюдать и на российском уровне. Каждый играет в свою игру, стремится достичь своей цели и по-своему прав.
Общаясь с бизнесменами, я часто привожу в качестве примера тезис голландских консультантов, которые говорят о том, что каждый человек рождается с осознанием своей миссии, с определенной задачей, убеждениями и ценностями.
Важно никогда не забывать о существовании этого внутреннего стержня внутри каждого из нас. Только в этом случае можно добиться цели и быть успешным в бизнесе. Но тем, у кого есть особый дар, кто ощущает свое предназначение, приходится ежедневно сталкиваться с самыми разными препятствиями на пути достижения своих целей.
В этой связи особый смысл приобретает такое понятие как толерантность. Если мы хотим, чтобы наше общество было здоровым и благополучным, необходимо принимать точку зрения каждого человека. Это самое сложное сегодня. Когда картины мира сильных людей не соотносятся, то возникает то, что принято называть войнами в бизнесе или конфликтными ситуациями.
Каждый из нас движется к той или иной цели. Но скорость движения к ней и безопасность нашего личного пространства зависят от того, насколько мы способны понимать картины мира окружающих. Это философия, без которой не может обойтись ни один современный руководитель.
На одном из последних семинаров, проходивших в нашем учебном центре, прозвучала такая мысль: каждый человек, особенно женщина, стремится к состоянию некой гармонии. Гармония – это стремление к справедливости. Но у каждого человека своя картина мира и, значит, своя справедливость. Представьте, сколько конфликтов в нашей среде может возникнуть, если люди разучатся понимать друг друга. Вот почему выбор агрессивной бизнес-стратегии сегодня является наименее эффективным. Сейчас важно анализировать ситуацию, искать пути решения конфликта, а не вступать в них.
– Обучать бизнесменов – задача не из легких. Откуда у филолога взялись такие знания?
– К тому времени я уже успела пройти много дополнительных образовательных курсов и обладала солидным багажом знаний. По второму образованию я социолог, обучалась в Калужском институте социологии по курсу «социология управления системой образования». Там меня ориентировали на руководителя образовательной структуры. Но ведь управление – это наука универсальная…
Затем было обучение по программе «Президент» при московской Академии народного хозяйства. Этот опыт оказался для меня особенно ценным. В то время мы как раз мечтали открыть в Челябинске самые лучшие курсы для предпринимателей. Изучали опыт. Я много ездила по стране, бывала в разных учебных бизнес-центрах, пыталась понять, какими должны быть программы для предпринимателей, и что нужно делать, для того чтобы предпринимательская среда развивалась.
А когда вернулась после курсов, то начала создавать нечто подобное в Челябинске. Первое, с чем столкнулась – это проблема подбора профессиональных преподавателей, у которых теория и практика сочетались бы в едином курсе. Таких специалистов на кадровом рынке были единицы. Это сегодня многие вузы обзавелись специализированными бизнес-факультетами, адаптировали свои учебные программы под потребности слушателей. В то время ничего этого не существовало. Поэтому мы искали лучших преподавателей, которые понимали, что такое бизнес-процессы.
Так возникла программа «Эффективный управляющий». Ежегодно ее выпускниками становятся около 200 человек. Она включает в себя несколько уровней. Одни из них – проект «Школа лидеров», рассчитанный на студентов. Уже есть впечатляющие результаты: часть наших выпускников после участия в проекте стали руководителями собственных малых предприятий.
Тема образования для меня является наиболее близкой. Во многих проектах я работаю как консультант по управлению и организационному развитию. Так, с 2002 года я принимаю участие в программе внедрения системы качества в образовательную систему высших учебных заведений. Я изучила множество литературы, общалась с ректорами практически всех вузов Уральского федерального округа. Система образования – это та сфера, в которой сегодня существует наибольшее количество проблем, нежели в других отраслях. Я говорю это с полной уверенностью, потому что знаю ситуацию изнутри.
Для того чтобы проходя через ту или иную образовательную систему, рынок получал специалиста, который необходим для современного общества, работники образовательной сферы должны быть, во-первых, глубоко самоотверженны и преданны делу, а во-вторых, наименее агрессивны. А что происходит в реальности: эти люди сегодня получают рекордно низкую заработную плату и находятся в постоянном конфликте со средой…
– И все же решение проблемы качественного образования существует?
– На мой взгляд, в нашем государстве переход системы образования на платную основу возможен не раньше, чем через десять лет. В противном случае, эти программы должны быть дотационными. Но вряд ли сегодня властям удастся найти достаточно средств на эти цели.
Не секрет, что образование – это та сфера, которая не в состоянии оплачивать услуги консультантов. Поэтому участвуя в этом проекте, мы фактически выступаем в качестве волонтеров, которые работают безвозмездно для продвижения какой-либо идеи.
Когда я только приступила к реализации программы, казалось, что решение лежит на поверхности: стоит только прийти, поменять местами цели и задачи, выстроить алгоритм реформирования, и проблемы как не бывало.
Однако к концу исследования мы настолько изучили проблемы этой сферы, что столкнулись с внутренним ощущением тупика, безысходности. Образование – это некий центр. А вокруг существует целый клубок проблем: наркомания, проституция, преступность. И все они сходятся в этой точке. От уровня образования зависит здоровье нации и будущее страны в целом.
В какой-то момент я начала сомневаться в себе как человеке, способном сдвинуть проблему с мертвой точки, сделать что-то хорошее в будущем. Но разговаривая с другими консультантами, поняла, что не одна нахожусь в таком положении. Мы ведем много сложных проектов. Когда консультант доходит до глубины проблемы, то в какой-то период начинает ощущать себя в тупике, из которого сложно найти выход. Но проходит время, он осмысливает это по-другому и понимает, что существует путь развития. Но очень непростой путь. Чтобы это развитие было наиболее интенсивным, нужно быть толерантными и четко осознавать ценность своей цели. Поэтому несмотря на трудности и ошибки, каждый год моя компания поднимается на новый, более высокий уровень развития. И это радует.
– Какой же последний прорыв вам удалось совершить?
– В прошлом году по некоторым направлениям у нас произошло слияние с крупной екатеринбургской компанией «Реал Медиа». Мы подписали договор о совместной деятельности и сегодня официально представляем 12 информационных проектов на территории Челябинской области. Все они осуществляются по поручению аппарата полномочного представителя президента по Уральскому федеральному округу. Мы ведем проекты и собираем информацию о реформах в топливно-энергетическом комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве Уральского федерального округа, в сфере медицины, отдыха и туризма, транспортной системе. Итогом исследований становится выпуск отраслевых экономических каталогов. Последний номер будет посвящен результатам выполнения программы по развитию сельского хозяйства в УрФО.
Какие бы проекты мы ни начинали, какую бы отрасль экономики ни анализировали, везде присутствуют свои сложности, перегибы и ошибки. Но движение к лучшему, в положительном направлении есть везде. К сожалению, до сих пор существует много людей, которые не адаптировались к новым реалиям экономики. В ментальности русского человека есть такая черта – мы всегда надеемся на нового государя, президента, губернатора, мэра. Но нужно понимать, что от смены политической элиты состояние экономики не меняется. Все закономерно и прогнозируемо. Для того чтобы быть сильными, выживаемыми в этой среде, нужно постоянно учиться, анализировать происходящее и уметь справляться с депрессивными состояниями. Ведь многим руководителям сегодня не хватает сопротивляемости среде.
Цель всех информационных проектов – собрать реальную ситуацию, понять, что происходит в тех или иных отраслях. По окончании проектов пройдут конференции и форумы в Кремлевском зале в Москве. Одна из целей нашего участия – продвижение на глобальный рынок успешных челябинских руководителей, компаний, товаров и услуг.
По жизни я патриот. Очень люблю свой город, мне всегда сложно уезжать отсюда, но всякий раз я чувствую, что сохраняю особую внутреннюю связь с ним, интуитивно ощущаю, что здесь происходит. Мне кажется, что в Челябинске существует какой-то особый уровень любви между людьми.
– Один из последних ваших проектов, который заметно отличается от всех остальных, – фестиваль моды и красоты «Viva glam», вызвал неоднозначную реакцию…
– И это нормально… Всегда сложно быть первопроходцем. Естественно, нам пришлось столкнуться с сопротивлением среды. После фестиваля со стороны отдельных людей в наш адрес последовала жесткая критика: нас обвиняли в том, что мы устроили едва ли не «пир во время чумы».
На мой взгляд, такое восприятие слишком утрировано. Экономическую и политическую ситуацию в городе и области сложно назвать критической. В то же время, уже есть достаточно большой слой населения, который может себе позволить красиво одеваться, заботиться о своей красоте и здоровье. Сейчас самое время начинать подобные проекты. Но если в Екатеринбурге фестиваль «Pret-a-porte» проводится уже седьмой год, то мы только делаем первые шаги в этом направлении. И кстати, не собираемся останавливаться.
Самый последний наш проект, интересный для меня в первую очередь как для женщины, – «Неделя моды», которая пройдет в Челябинске с 13 по 16 октября.
– Откуда возникала идея?
– Для меня как для консультанта проблема – это новая задачка, новое поле для деятельности. На одном из заседаний ассоциации «Промасс» в отчете одного из первых руководителей я услышала о том, что в течение последних трех лет ситуация в легкой промышленности откровенно удручающая – производственные показатели падают. Я не могла ответить на вопрос: почему так происходит? Мы стали изучать ситуацию.
К участию в фестивале «Viva glam» мы привлекали опытных специалистов из Ижевска, Санкт-Петербурга, Москвы, Германии, Таллинна. Оказалось, что суть проблемы везде одинакова. Легкая промышленность, индустрия моды и красоты – это сферы, которые ориентированы непосредственно на человека. Чем больше таких предприятий на территории того или иного города, тем благодатнее среда. Это показатель того, что повышается уровень жизни, люди начинают больше думать о себе, не боятся тратить на себя деньги. Немецкие консультанты рассказали о том, что еще 70 лет назад Германия считалась металлургической державой. И тогда власти поставили цель стать страной для человека. С того самого времени у них стала активно развиваться модная индустрия. В России, измученной постоянными политическими катаклизмами и экономическими кризисами, за последнее десятилетие о моде изрядно подзабыли. Сегодня этот интерес начинает возрождаться.
– Что же ждет челябинцев в рамках «Недели моды»?
– Прежде всего, в программе запланирована интересная научно-практическая конференция «Кадры для модной индустрии». С докладами на ней выступят преподаватели вузов и техникумов, которые готовят специалистов для данной отрасли. Кроме того, мы приглашаем на фестиваль многих руководителей бизнесов, для того чтобы они увидели, что существует огромное количество молодых людей, готовых работать на их предприятиях. Тема предстоящего диалога – пути развития модной индустрии в Челябинске, проблемы отрасли и их возможное разрешение. Ну и самая интересная часть – два показа, которые пройдут в рамках «Недели моды».
Мы впервые представляем дизайнеров с полными коллекциями, где не меньше сорока моделей, в которых от начала до конца просматривается идея художника. Конечно, это идеалистическая цель. Но нам бы хотелось, чтобы для российских дизайнеров, отечественных брендов было место в нашей торговле, чтобы потребитель знал не только зарубежных модельеров, но и продвигал и поддерживал своих дизайнеров, творческих людей, которые рождаются в такое непростое время.
При этом, мы не просто даем возможность самовыразиться молодым дизайнерам, но и создаем некую бизнес-среду, в которой встречаются владельцы бизнесов, дизайнеры, другие специалисты данной отрасли, а также сами покупатели, клиенты модных домов, оценивающие творения мастеров. Ведь единственный путь для челябинских предприятий, – это найти нишу в бизнесе на своей территории и только после этого продвигать свой бренд на более глобальные рынки.
– Вам приходилось общаться со многими предпринимателями. По-вашему, какова главная проблема челябинского бизнеса сегодня?
– У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Я знаю очень многих руководителей компаний. Знакома с известными бизнесменами. Последние три года мы ведем достаточно интересные информационные проекты по Челябинской области. Многие знакомы с нашими каталогами «Бренды Челябинской области» и «Деловые женщины Урала». Кроме того, сегодня готовится третий выпуск каталога – «Челябинская область. История. Перспективы развития». Там мы рассказываем о предприятиях, которые уже прошли этап реформирования и реструктуризации, о компаниях, действующих в реальной экономической ситуации. Могу сказать, что каждый из руководителей живет в своей плоскости и прав по-своему.
Вы знаете, я очень обрадовалась последним выборам в городскую думу. Большая часть сегодняшних депутатов – очень богатые люди, владельцы крупных компаний, президенты холдингов и объединений. Почему я испытала внутреннюю радость? Подумала: «Наконец-то перестанут делить бюджетные деньги. Начнут осознанно решать общественные задачи».
С другой стороны, с момента выборов прошло уже немало времени, но до сих пор подавляющее большинство решений было принято не в пользу общества. А то, что планировалось сделать – создать социальные экспертные советы, общественные палаты, которые могли бы анализировать законы, постановления перед их принятием, продвигается крайне медленно. И это настораживает. Может быть, время еще не пришло, и рано или поздно эти социальные институты начнут функционировать. Встречаясь с голландскими консультантами, мы пришли к выводу о том, что самым разумным является путь развития через третий сектор экономики. Каждая социальная группа может решить свою проблему через общественное объединение. Создавая благоприятную атмосферу для развития таких организаций, стимулируя их деятельность, мы можем быстрее и эффективнее решить те или иные общественные проблемы.
– У вас не было мыслей самой поучаствовать в политике?
– У меня нет политических амбиций. Хотя в политику меня зовут давно. Но по поему внутреннему убеждению, политиками должны быть только очень богатые люди – не только внутренне, духовно, но и в материальном смысле. И степень этого богатства несколько иная, чем у меня.
Я в жизни кем только не была – председателем совета дружины, председателем городского комсомольского штаба, в школе меня даже в президенты избирали. Получилось, что в молодости прожила очень бурную политическую жизнь. Но сейчас внутреннего стремления к этому у меня нет. Если я чувствую, что у меня есть какая-то задачка в обществе, то стараюсь решать ее без помощи политики. Хоть и не исключаю такой возможности.
– Не политик, но активный общественник. Некоторые даже прозвали вас за это ярой феминисткой. Не обижаетесь?
– Нисколько, потому что феминисткой себя не считаю. В челябинском женском движении я уже более пяти лет. Такое мнение обо мне закрепилось после того, как я организовала клуб женщин-предпринимателей. На самом деле, все несколько иначе. Дело в том, что , женщина по своей природе более социально ориентированна. Поэтому с помощью объединения женских усилий можно решить многие социальные проблемы: образования, медицины, культуры. Мужчины-бизнесмены более рациональны, прагматичны и расчетливы, в меньшей степени интересуются социальной сферой. Такое вот разделение властей. Мне нравится работать с женщинами: это позволяет охватить большой социальный пласт проблем. Но при этом у меня в бизнесе много партнеров и коллег –мужчин, с которыми не менее интересно сотрудничать.
– В бизнесе вам кто-то помогал?
– У меня очень много партнеров, с которыми мы вели тот или иной бизнес-проект. Я все время чувствую, что эти люди не дают мне останавливаться, забывать о деле, об обществе. Как только заканчивается один проект, сразу же возникает другой. Причем настолько важный, что я не могу от этого предложения отказаться.
В бизнесе все идет хорошо и отлажено. От этого я не устаю. Работаю только в свое удовольствие, в той сфере, которую понимаю. Сегодня моего образования достаточно, для того чтобы грамотно вести тот или иной проект.
Еще радуюсь тому, что практически все мысли мои сбываются.
– Из ваших слов ясно, что нужно учиться впрок. А бизнес разделяет это мнение?
– Как ни странно, самые большие группы и крупные заказы у нас были в период с 1998 по 2003 год. Зато в последние годы складывается впечатление, что люди уже многому научены. К нам на курсы приходят слушатели, у которых по два, по три бизнес-образования. С каждым годом уровень знаний в бизнес-среде растет. Это определенный прорыв для нашей области. Все говорит о том, что в бизнесе работает больше грамотных людей, он становится профессиональным.
Еще один тезис, который мне очень нравится: мысль – это идея, ограниченная опытом. Вообще в бизнесе есть такой закон – никогда не ставить себе никаких ограничений, не сомневаться ни в чем. Так вот, для того чтобы поставить реальную цель, нужно в мыслях ее грамотно сформулировать. А чтобы дойти до этой цели, воплотить идею в жизнь, нельзя бояться предыдущих ошибок. Как правило, сомнения – это то, что разрушает. Чем больше сомневается человек, тем он менее грамотно действует. Прошлый опыт – это то ограничение, которое нам эти рамки ставит. Мне очень часто задают вопрос: «Почему вы ведете проекты в таких разных областях». Я всегда отвечаю: «У меня нет опыта, нет ограничений, зато есть знания». Занимаясь тем или иным проектом, мы стараемся находить особые, нестандартные решения. Мы не боимся того, чего опасаются другие, более опытные. И это ценно.
– А конкуренцию с чьей-либо стороны вы не чувствуете?
– Еще четыре года назад мы смело утверждали: «У нас нет конкурентов», потому что знали, что имеем сильные конкурентные позиции. Сейчас, говоря об отсутствии жесткой конкуренции, я не отрицаю ее существования как такового. Конкуренты – это мои партнеры и коллеги. Многие проекты мы ведем совместно. Ведь если говорить о нашей издательской деятельности, то, по сути, нашими конкурентами можно назвать все журналы, все каталоги, все выставочные комплексы. Но мы, как правило, объединяемся и ведем эти проекты вместе, достигаем обоюдных договоренностей. В этом плане мне импонирует подход японских менеджеров, которые заключают договор только в том случае, если и той и другой стороне это выгодно.
Я пребываю в таком состоянии последние три года, и оно меня радует: у меня нет жестких конкурентов, только коллеги и партнеры, причем не только в России, но и за рубежом. Поэтому даже если то, что чем я сейчас занимаюсь, впоследствии будут делать другие люди, я без работы не останусь. Возникнет новый проект, который будет важнее для общества и для меня лично, где понадобится та самая идея, не ограниченная опытом.
– В вашем подходе к бизнесу чувствуется идея меценатства…
– В течение двух или трех лет мы занимались только социальными проектами. Сейчас выигрывает тот бизнес, который не ставит целью только зарабатывание денег. Деньги всегда есть, столько, сколько их необходимо. Эта проблема моей компании решена. Все ресурсы, которые необходимы для достижения той или иной цели, мы изначально просчитываем. Когда мы беремся за те программы, которые не приносят денег, то бывает очень сложно. Как правило, такие проекты идут параллельно с коммерческими, для их реализации находятся спонсоры. Бывают моменты, когда просто понимаешь, что должен пройти через этот проект, для того чтобы в будущем найти то самое решение.
В жизни каждый человек для себя выбирает либо покой, либо постоянную борьбу. Хотя слово «борьба» мне не нравится. Я считаю, что оно не приемлемо для современной среды, решение конфликтов – да. В постоянной борьбе разрушается цельность человека. Нужно просто понимать, чего хочет та или иная система, индивидуальность, уметь соотносить цели, находить решение. Это не просто, но сейчас в России все больше людей, которые это понимают. Много их и в Челябинске.
Знаете, что меня порадовало за последние полгода? Мы побывали на конференции, которую организовал журнал «Эксперт». Она называлась «Структурные дыры России». В рамках конференции обсуждались города, территории, в которых еще остались незанятые рыночные ниши. Таких областей достаточно много. Но что удивительно: согласно исследованиям московских маркетинговых агентств, Челябинск назван городом, в котором практически не осталось свободных ниш в бизнесе. То есть сегодня в городе есть все, что необходимо для нормальной комфортной жизнедеятельности. Но вот какой парадокс: если на территории Челябинска нет свободных бизнес-ниш, то для новых сильных игроков есть только два пути – завоевывать чужое, либо создавать что-то эксклюзивное, нестандартное, инновационное. Но такие бизнесы создают единицы. К сожалению, до сих пор много тех, у кого в генах заложена русская привычка отбирать чужое. Сейчас такое время, когда нам стоит побороться со своими генами, научиться искать компромиссы, вступать в партнерство, если мы хотим работать в законном цивилизованном рынке.
– Хотите сказать, что бизнес – само по себе очень гуманное занятие?
– Думаю, да. Те, кто достигает успеха, высот в бизнесе – это люди с высоким гуманистическим началом.
Но это не значит, что нужно бояться конфликтов. Я считаю, что самое безопасное пространство – внутри конфликта, когда обладаешь полнотой информации, есть осознание ситуации и значит оптимальная защищенность. Быть в стороне сложнее.
Нет шага вперед без какой-либо конфликтной ситуации. В конфликте рождается истина, то есть то понимание, которое необходимо для дальнейшего прорыва.