Многие знают, что у Михаила Григорьева два «дома». Строить их он начал практически одновременно – десять лет назад. Начав воплощать в жизнь проект собственного коттеджа в селе Фершампенуаз, где он родился и вырос, молодой бизнесмен столкнулся с курьезной проблемой – оказалось, что купить добротные деревянные двери и красивый паркет в Челябинской области просто негде. За стройматериалами пришлось ехать в Москву. Первый дом был построен, и тогда же заложен фундамент для второго. Сегодня к гордости своего основателя «Дом паркета и дверей» является лидером регионального рынка продаж «деревянной» продукции и имеет разветвленную сеть филиалов в Урало-сибирском регионе. Гордится Григорьев и своими партнерами (среди них – лучшие отечественные производители межкомнатных дверей и паркета, а также знаменитые фабрики Европы), но больше всего – людьми, работающими вместе с ним. Он твердо убежден: люди – вот в чем уникальность и сила его компании.
«Достойному гражданину – благодарная Россия»
На столе у Григорьева красуется уменьшенная копия памятника национальным героям Минину и Пожарскому. Надпись на постаменте гласит «Достойному гражданину – благодарная Россия». Награду бизнесмену вручали со всеми почестями в Кремле. Национальная премия имени Минина и Пожарского присуждается за верное служение России, значительный вклад в обеспечение развития региона, предприятия и решение социальных задач.
– Любите награды?
– (Задумчиво пожимает плечами.) Поймите, быть значимым человек хочет всегда. Особенно русский человек. Для меня главная награда – это покупатель. Мне приятно сознавать, что я для людей что-то значу, и они приходят ко мне. К примеру, хочет человек приобрести великолепные интерьеры, качественные и долговечные. Он знает – это у Григорьева. Клиент приходит ко мне, я получаю его благодарность, возвращаясь, он приводит с собой новых клиентов. Это самое главное. Нужно создать дело, которое будет востребовано здесь и сейчас, приносить людям радость, а тебе немного прибыли. И тогда успех станет гарантированным.
Честно говоря, полученная награда в копилке Михаила Григорьева далеко не первая и не единственная. Стены его офиса увешаны дипломами и грамотами разной степени значимости. Правда, как оказалось, в детстве он мечтал совсем о другой награде – олимпийской.
– Я занимался лыжным спортом и мечтал стать олимпийским чемпионом. Был настоящим фанатом истории спорта. В книжках писали, что рядом с богами Олимпа всегда стояли увековеченные победители-олимпийцы. Что может быть желаннее для спортсмена? Вот такая детская мечта.
Но очень скоро занятия спортом мне пришлось прекратить. Из-за интенсивных тренировок я надорвал здоровье: продолжи я заниматься дальше, и сердце могло просто не выдержать нагрузок. Для меня это стало колоссальным ударом. Но нужно было как-то выходить из этого состояния депрессии. Тогда я начал читать воспоминания многих спортсменов-инвалидов. Это люди, судьба которых безжалостно ломалась, но они снова вставали и двигались дальше. Кумиром номер один для меня стал легендарный Валерий Брумель – олимпийский чемпион 1964 года в прыжках в высоту. Он попал в автокатастрофу, в результате чего полностью лишился возможности передвигаться. Тогда знаменитый профессор Елизаров поставил Брумеля на ноги. Этот человек, преодолевая все тяготы судьбы, снова стал олимпийским чемпионом. С тех пор для меня одним из главных принципов в жизни остался этот: стыдно не упасть – стыдно не подняться.
«Юность комсомольская моя…»
Какое-то время Михаил Григорьев еще вынашивал планы стать врачом олимпийской команды. Но в 1976 году поступил в Магнитогорское педагогическое училище на «учителя физкультуры», и после учебы пошел работать в обычную сельскую школу. Потом была служба в армии и снова занятие учительской практикой. По словам Григорьева, хороший учитель – это отличный психолог и талантливый организатор, который всегда умеет находить подход к людям и выход из любой ситуации.
Вслед за педагогической практикой последовала десятилетняя работа в Комсомоле и активное продвижение по комсомольской линии. За несколько лет Григорьев смог дослужиться до второго, а затем и первого секретаря Нагайбакского райкома ВЛКСМ.
– Можно закончить академию и иметь какую-то научную степень, а комсомол – это школа жизни, колоссальный опыт общения с людьми и организаторской деятельности. Еще работая в Комсомоле, мы очень часто проводили платные дискотеки, субботники, организовывали лотереи. Мне нравилось, как это происходит. Тогда никто из нас в свой карман ничего не зарабатывал. Вырученные средства шли на комсомольские цели. И надо сказать, у нас здорово получалось. Мы покупали спортивный инвентарь, отправляли людей отдыхать по путевкам. Я с удовольствием вспоминаю свое комсомольское прошлое. С тех пор у меня осталось много друзей.
Многие из бывших собратьев Григорьева по комсомольской работе тоже пополнили ряды местной бизнес-элиты. Среди них – Владимир Спиридонов, Вячеслав Карманов, Николай Клеутин и другие. Григорьев с улыбкой говорит, что день Комсомола для них – это святое. В этот праздник они любят собраться вместе и как следует вспомнить молодость.
– А что подвигло вас заняться бизнесом?
– В какой-то момент стало абсолютно очевидно, что старая система дала трещину. Ощущалась необходимость перемен. При этом я четко отдавал себе отчет, что должен сам себя финансировать, зарабатывать, чтобы заниматься тем, что мне нравится. Начав распоряжаться денежными средствами, ты начинаешь по-другому мыслить, невольно задумываясь над тем, как грамотно управлять финансовыми потоками, как их вложить с максимальной отдачей. Вместе с другом мы создали малое предприятие «Поиск». Тогда основным занятием для частников была торговля – не торговать было нельзя. В условиях тотального дефицита выигрывал тот, кто, не поленившись, мог съездить, достать нужный товар, привезти и продать дороже. Сегодня все изменилось. На рынке изобилие товаров и открытый доступ к информации. В таких условиях работать намного сложнее. В то время мы занимались буквально всем: торговали мебелью, продуктами, заготавливали дрова, сеяли хлеб, занимались строительством и перевозками.
Строить новое предприятие основательно и надолго Григорьев начал в 1995 году. Так уж получилось, что «Дом паркета и дверей» начался как раз с обычных дверей и паркета. Начав строительство собственного дома, он с удивлением обнаружил, что купить качественные стройматериалы в области негде. Так родилась идея нового бизнеса.
– Основная сложность, с которой мне пришлось столкнуться в первое время – это поиск хорошего бухгалтера. Все остальное решалось легко. Я понимал, что самое главное – поставить цель и найти к ней самый короткий путь.
Несмотря на то, что тогда комсомол ругали многие, там действительно работали умные, организованные и предприимчивые люди. Самое ценное, что дала им комсомольская деятельность – это колоссальная возможность иметь разносторонние контакты и связи. Тот самый фундамент, который позволял строить дело дальше.
– Тупиковые моменты в жизни компании были?
– Скорее, моменты кризисов, которые переживала вся страна. Мы ведь живем в России. Жить и работать приходится по ее непростым законам. Серьезным испытанием для всех стал дефолт. Многие компании в это время переживали расцвет: они сумели оседлать волну, подняться и закрепиться на рынке. И таким же стремительным было падение. Но мы выстояли. Нам удалось выстроить крепкие взаимоотношения с поставщиками, кредиторами, клиентами. Я благодарен тем, кто поверил и поддержал нас.
Сегодня компания «Дом паркета и дверей» является эксклюзивным поставщиком на региональном рынке межкомнатных и входных металлических дверей, всех видов штучного паркета, паркетной доски, ламината и плинтусов. Здесь можно найти все новинки производства дверей и паркета. Широта ассортимента – ключевая сильная сторона компании, отличающая ее от конкурентов. Еще одна гордость фирмы – тесные и многолетние связи с партнерами – ведущими производителями строительных материалов в России и за рубежом. Кроме продажи продукции, «Дом паркета и дверей» предоставляет целый комплекс дополнительных услуг: доставку и установку дверей, укладку и реставрацию паркета. Чтобы покупатель мог наглядно представить, как будет выглядеть выбранный им паркет, ему предлагают образец. Каждый заказ рассчитывается технологом индивидуально с учетом материальных и временных возможностей клиента.
– У нас обширная клиентская база. Это такие же развивающиеся компании, как и наша. Мы растем вместе с ними. Когда у них возникают сложные задачи, они приходят к нам, потому что за годы нашей совместной работы они убедились в нашей профессиональной компетенции. Качество и гарантии – вот, что в первую очередь вызывает доверие покупателей. Не случайно, я часто люблю повторять: у нас покупают не двери и паркет, у нас покупают уют, теплоту и комфорт. Ведь именно с них начинается дом в самом глубоком понимании этого слова.
О мастерах по укладке художественного паркета, работающих в компании, в городе вообще слагают легенды: рассказывают о том, как местные художники три недели работали без выходных, укладывая паркет в Концертном зале имени Прокофьева. Так был воплощен в жизнь уникальный проект архитектора Александрова, ждавший своего звездного часа целых 17 лет. И это еще не все! Приложили свою умелую руку мастера-паркетчики и к строительству Областного краеведческого музея, открытие которого обещает стать главным культурным событием в области в 2006 году.
«Главный уникум в компании – это я…»
– Как вы считаете, в чем уникальность вашей компании сегодня?
– Мой самый ценный актив – это люди, которые умеют думать и хотят работать. Но главный уникум в компании – это я (Смеется.) А в свою команду всегда подбираешь себе подобных. Когда формируешь команду, со временем начинаешь понимать, с кем ты выигрываешь. Наш общий девиз – быть, делать, уметь. Эти ключевые слова определяют корпоративную философию в компании. Если у тебя сильная команда, вы вместе делаете дело, которое востребовано на рынке, то рано или поздно приходит успех.
Генеральный директор компании «Дом паркета и дверей» не считает, что созданная им структура идеальна. Поэтому он постоянно что-то в ней меняет – прежде всего свой взгляд на управление коллективом. Он считает, что сила руководителя – в умении быть гибким в отношениях с подчиненными.
– Не так давно я прочитал любопытную статью в авторитетном деловом журнале. В ней рассказывалось о том, что известные социологи и маркетологи решили провести интересный эксперимент – отобрали сто лучших компаний Америки и проанализировали, какой же тип руководителя является наиболее эффективным. Оказалось, что самыми успешными являются компании, где тактика руководителя соответствует тому, что называют эффектом «скользкого мяча». Сегодня он может быть демократом, завтра либералом, а послезавтра царем-батюшкой. Гибкость – вот главное оружие любого менеджера.
Менеджеры в компании ориентированы на достижение целей, которые формулируются Михаилом Григорьевым как создание крепкой сети продаж в урало-сибирском регионе и Казахстане. Он в шутку называет это задачей команды на ближайшую «пятилетку». При этом Григорьев убежден: надо равняться на опыт западных компаний, тогда будет результат. По его мнению, все, что должно быть у менеджера – интеллект, опыт и готовность повышать профессиональный уровень. Только это дает ему свободу и независимость. Поэтому иностранные консультанты по развитию бизнеса в «Доме паркета и дверей» частые гости.
Сам Григорьев учиться не перестает никогда. Сначала он без отрыва от «производства» закончил международный факультет ЮУрГУ, а затем и Академию народного хозяйства при Правительстве России. Сейчас подумывает об очередном бизнес-образовании. А в свободное время Григорьев с маниакальность поглощает книжки по бизнесу. Говорит, с каждой прочитанной книгой получает новые ценные мысли, которые укладываются в одну копилку.
– Нашей менеджерской команде я говорю, что надо постоянно расти профессионально и повышать свою стоимость на рынке труда. Уверенность в своих силах дает внутреннюю свободу, поэтому ты ни от чего не зависишь. Мы сознаем, что многого достигли, но мы готовы учиться – это наш принцип. В бизнесе так же, как в спорте. Если спортсмен перестает тренироваться, завтра он уже списанный игрок. Необходимо всегда продуманное движение к цели. Но этот путь состоит из взлетов и падений. Иногда падение даже полезно. Это помогает осознать, в какой точке пути ты находишься, трезво оценить ситуацию и свои силы.
– Что для вас самое важное в бизнесе сейчас?
– Партнерство, чувство профессионализма, ответственность и… любовь.
– ??
– А что тут удивительного? Любовь – емкое слово, его можно интерпретировать по-разному. Но оно необычайно мощное и вдохновляющее. Я убежден, что без любви к бизнесу ничего сделать не возможно. Я – человек, влюбленный в свой бизнес. Дело, которым я занимаюсь, приносит хорошее настроение, комфорт, уют мне и окружающим людям. Недаром у нас в миссии прописано – нести комфорт и уют в жизнь людей. К тому же, дерево – это живой, удивительный материал. Он несет в себе положительную энергию. Не случайно, каждому знаку зодиака соответствует своя парода дерева. Для меня это красивое русское дерево береза. Мне оно очень нравится.
Уже в приемной у Михаила Григорьева создается впечатление, что рабочий день бизнесмена расписан буквально по секундам. Пока Григорьев проводит очередные переговоры, секретарша шепотом рассказывает, что довольно часто шефа можно застать на работе и по субботам. В разговоре за чашкой чая задаю Григорьеву дежурный вопрос. Не думая ни секунды, он отвечает: «Да, я – трудоголик!»
– В жизни не поверю, что успешный бизнесмен, который сумел чего-то добиться в жизни, каждые выходные беззаботно отдыхает семьей на даче или катается на горных лыжах в то время, как компания требует его присутствия. Есть такое понятие, как ответственность и отношение человека к тому, что он делает. Если потребуется, я буду работать и по 24 часа в сутки, не чувствуя усталости. Я молод, сейчас у меня достаточно энергии и фантазии для того, чтобы творить. Этот процесс приносит мне удовольствие. Что до критического срока, то пока изменений в компании мне хватает. Когда структура фирмы совершенствуется, ты постоянно чувствуешь эти перемены, то мыслей успокоиться, отойти от дел почему-то не возникает. С другой стороны, если что-то в компании перестанет соответствовать моим представлениям о ведении бизнеса, я всегда готов заняться новым интересным проектом.