Бизнес Росгосстрах проведет «народное IPO» среди сотрудников

Росгосстрах проведет «народное IPO» среди сотрудников

В следующем году сотрудники и страховые агенты Росгосстраха станут его совладельцами. Как заявил глава крупнейшей российской страховой компании Данил Хачатуров, решение о продаже работникам компании 15% пакета акций по закрытой подписке было принято на по

" src=

В следующем году сотрудники и страховые агенты Росгосстраха станут его совладельцами. Как заявил глава крупнейшей российской страховой компании Данил Хачатуров, решение о продаже работникам компании 15% пакета акций по закрытой подписке было принято на последнем собрании акционеров. Привлеченные в ходе опционной программы средства будут направлены на развитие компании, которая мечтает о лидерстве на территории не только России, но Восточной Европы.

Ситуация, когда все сотрудники компании или, что встречается гораздо чаще, команда топ-менеджеров в качестве бонуса за успешную работу награждается или получает возможность по специальной цене приобрести акции компании, типична для западного бизнеса, но в России традиция приживается с трудом. Как отмечает аналитик ИК «Финам» Владимир Сергиевский, после приватизации начала 1990-х годов для российских компаний большая редкость продавать акции рядовым сотрудникам, а на страховом рынке такого вообще не было.

«Продажа акций сотрудникам типична скорее для сегмента среднего бизнеса: основной держатель акций и непосредственный руководитель компании, приняв решение отойти от дел, нередко распределяет небольшую часть пакета акций между топ-менеджерами, чтобы усилить их мотивацию и повысить лояльность к компании», – говорит директор челябинского представительства компании «Брокеркредитсервис» Григорий Вахитов.

Обычно по бонусным программам топ-менеджеры могут получить в совокупности не более 5% акций. Как правило, обычным работникам предлагают поучаствовать в капитале в том случае, если компания становится публичной. Так, в ходе недавней дополнительной эмиссии акций Сбербанка и IPO ВТБ сотрудники банков приобретали бумаги, однако на общих с остальными инвесторами основаниях. Планы по продаже небольшого пакета акций сотрудникам в преддверии проведения IPO, которым пока так и не суждено было исполнится, были и у страховой компании «РЕСО-Гарантия».

«Навскидку можно вспомнить лишь один пример вознаграждения сотрудников акциями компании – холдинг РАО ЕЭС таким образом мотивировал представителей управленческой команды на дальнейшее динамичное развитие бизнеса», – рассказывает Григорий Вахитов.

По мнению эксперта, продажа акций сотрудникам – первый шаг к IPO компании. Сегодня «Росгосстрах» не является публичной компанией, почти три четверти его акций принадлежит частным инвесторам, 25% плюс четыре акции – государству. Опционная программа для привлечения средств позволит увеличить собственный капитал компании. Сейчас российские аналитики оценивают 15-процентный пакет акций в несколько сотен миллионов долларов. По словам главы Росгосстраха Данила Хачатурова, вопрос о продаже Росгосстраха или части его сторонним инвесторам не рассматривается, «хотя если сейчас бросить такой клич, очередь выстроилась бы до Китая». По мнению менеджмента, Росгосстрах – еще недостаточно созревшая компания, чтобы капитализироваться за счет народных средств, так как это влечет за собой большую ответственность. Сегодня перед компанией стоит иная цель – сделать сотрудников и агентов партнерами по общему бизнесу.

Продажа акций планируется на конец 2008 года – после того, как будут подведены финансовые итоги текущего года, и независимая оценочная компания определит рыночную стоимость компании и цену предложения акций, кроме того, необходимо отработать юридические вопросы организации опционной программы.

Предполагается, что возможность инвестировать личные средства в родную компанию появится далеко не у всех сотрудников, которых сегодня насчитывается более 100 тысяч человек. Купить акции Росгосстраха по специальной цене смогут сотрудники, проработавшие в компании не менее двух лет. Если в будущем компания придет к мысли о необходимости размещения акций на открытом рынке, они, как предполагается, будут стоить существенно дороже, чем в период продажи собственным работникам.

Кроме того, все сотрудники и агенты будут разбиты на категории: агент четвертой (высшей) категории сможет купить большее количество акций, чем начинающий.

По мнению Данила Хачатурова, совладение компанией само по себе – мощнейший мотивирующий фактор, тем не менее, приобретение акций будет делом сугубо добровольным.

«Мы никого не будем заставлять покупать акции. И проверять людей на лояльность: кто купил, кто нет – тоже не будем, – заявляет Данил Хачатуров. – Более того, мы даже не станем никого сильно уговаривать. С учетом темпов развития, которые в среднем составляют 130% в год, вкладывать в Росгосстрах выгодно. Таких депозитов, мягко говоря, нет даже в банках».

По предварительным данным, в первом полугодии 2007 года объем страховых премий, собранных компанией, ожидается на уровне 28,1 миллиарда рублей, включая 3,5 миллиарда рублей в сегменте обязательного медицинского страхования. Предполагается, что прибыль группы компаний превысит один миллиард рублей.

По мнению Данила Хачатурова, компании, в которых сотрудники являются миноритарными акционерами, развиваются более стабильно, не подвержены серьезным внутренним пертурбациям, их работники менее склонны к переходу в другие фирмы, трудятся более осознанно и продуктивно. Последнее обстоятельство крайне важно, поскольку Росгосстрах поставил перед собой достаточно амбициозную цель: стать через пять лет страховой компанией номер один не только в России и бывших союзных республиках, но и в странах Восточной Европы. Основной конкурент Росгосстраха в восточно-европейском регионе – польская страховая группа PZU, годовые сборы которой составляют около пяти миллиардов евро. Для осуществления масштабных планов Росгосстраху потребуется в течение ближайших пяти лет инвестировать в собственное развитие не менее одного миллиарда долларов. Тогда как по результатам прошлого года компания оказалась убыточной. «Но в этом году мы надеемся, что убыток будет близок к нулю, – говорит Данил Хачатуров. – Внутренние ресурсы с точки зрения увеличения уставных капиталов дочерних обществ исчерпаны».

Выбрав столь экзотический путь увеличения капитала компании, Росгосстрах значительно сэкономил: при IPO или продаже пакета крупному покупателю компания должна провести серьезную работу по оценке бизнеса, а также выполнить различные требования бирж, регулирующих органов или стратегического инвестора. В данном случае Росгосстраху не придется тратить много времени и средств на подготовительную работу. Расходы компании по организации опционной программы составят, по оценкам Григория Вахитова, примерно 1% от суммы привлеченных средств.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления