Еще недавно индивидуальный предприниматель Юрий Русин был известен лишь узкому кругу челябинских бизнесменов и представителям городского управления по транспорту. Однако буквально за несколько дней он приобрел скандальную известность, «засветившись» сразу в нескольких крупных уральских СМИ. Владелец маршрутов под номерами 38, 67, 67А, 70, 92 и 8 заявил во всеуслышание о том, что испытывает давление со стороны администрации Челябинска. В мэрии, в свою очередь, обвинили Русина в оскорблении, сославшись на то, что предприниматель имеет поддержку влиятельных покровителей в силовых структурах и областном правительстве.
Мы решили узнать, что на самом деле представляет из себя Юрий Русин: пешка ли он в предпринимательско-чиновнечьей игре или самостоятельная, независимая фигура, борющаяся за свои права, как умеет.
Один день из жизни представителя среднего бизнеса описывать я, конечно, не стану – хотя бы потому, что провести этот день с г-ном Русиным у меня не было возможности. Но состоявшуюся на днях беседу с участником перспективного рынка пассажирских автоперевозок Челябинска представлю вашему вниманию охотно.
– Юрий Сергеевич, чем вы занимались до того, как стали предпринимателем?
– Я родился в Златоусте, где окончил школу и профтехучилище. Высшее образование получил в Екатеринбурге – в Уральском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта. После окончания вуза вернулся в свой родной город. Сначала преподавал в ПТУ. Позже судьба привела меня на автотранспортное предприятие. Здесь мне посчастливилось работать несколько лет под началом довольно известного человека – Петра Семеновича Мигашкина. К сожалению, его уже нет в живых. Благодаря ему я узнал, что такое автотранспорт, как им управлять, и всерьез начал осваивать новое направление деятельности. В 2004 году переехал в Челябинск, где и занялся частными пассажирскими автоперевозками.
Мои коллеги – челябинские перевозчики – очень обеспокоены тем, что я не плачу налоги в Челябинск. Да, в этом городе я имею временную регистрацию. Как индивидуальный предприниматель зарегистрирован в Златоусте, и, как предусмотрено Налоговым кодексом, плачу налоги по месту регистрации, пополняя местный, областной и федеральный бюджеты. Уверен, что плачу не меньше того, что платят Челябинску прописанныев нем бизнесмены.
– Какими бизнесами владеете на данный момент?
– Предприятием, управляющем сетью маршрутных такси, на котором сегодня работает около 80-ти человек, и еженедельной газетой «Челябинский маршрут», выпускаемой издательским домом «Гранада-пресс». Также есть перспективное предприятие, которое занимается развитием информационных технологий.
– Некоторые называют ваше издание промэрским...
– Мы не участввовали в политических дрязгах. Мы просто делали и делаем абсолютно лояльную к администрации города газету.
Мне другое кажется странным. Начальник городского управления транспорта Александр Хлызов заявил однажды на телевидении, что у меня остаются деньги на то, чтобы выпускать газету. Безусловно, остаются, я для того и работаю. Не пойму, что не устраивает г-на Хлызова. И вообще, мне неясно, почему первое лицо транспортного управления интересуется тем, кто, что и на какие деньги выпускает? Контроль моих расходов (как и налоговых платежей) не может входить в сферу обязанностей этого должностного лица.
– Поговаривают, что у вас есть бизнес не только в Челябинске, но даже в Эмиратах.
– Откуда у вас эта информация?
– От источников, которые мы не раскрываем.
– Неверная информация у ваших источников. Просто я несколько раз отдыхал в ОАЭ.
– В СМИ появились сведения о том, что вы спонсируете областную федерацию тхэквандо. Это правда?
– Представители ассоциации автоперевозчиков считают, что это правда. После их голословного заявления к нам на предприятие кто только не звонил из федерации с вопросом: «Если вы нас спонсируете, где эти деньги?». Не знаю, откуда у перевозчиков эта информация, и вообще, почему их это волнует. Как предприниматель я имею право спонсировать кого угодно, но в федерацию тхэквандо пока денег не вносил.
– Хорошо. Поговорим о частных автоперевозках. Насколько они перспективны как бизнес?
– Это перспективный бизнес, есть куда развиваться. Челябинск – миллионный город, перевозки очень востребованы. Маршрутные такси – более мобильный транспорт по сравнению с троллейбусами или трамваями. Естественно, чем больше подвижной состав по вместимости, тем выгоднее его использовать. И мы к этому идем. Если начинали мы с «Газелей», то сейчас у нас уже есть ПАЗы. Дай Бог, все получится, будут у нас и другие автобусы.
– «Газели» и ПАЗы у вас собственные?
– На данный момент подвижной состав работает по договорам аренды, но это абсолютно законная форма взаимоотношений. Сути технологии пассажирских перевозок – выпуск техниками, обязательные медосмотры, официальное трудоустройство водителей, графики и так далее – это не меняет. Вся ответственность за процесс лежит на мне.
Главной целью моего предприятия и было, и является оказание населению качественной услуги по перевозке пассажиров. За четыре года предприятие достигло определенного уровня, и у меня возникло желание усилить свои позиции в этом бизнесе. Компания должна развиваться, поэтому в настоящее время я рассматриваю варианты приобретения своего автотранспорта, но уже большой вместимости.
– В одном из интервью четырехлетней давности вы сказали, что маршрутное такси всегда будет лишь дополнением к транспорту большой вместимости. Сегодня, когда цены на проезд в городских автобусах сравнялись со стоимостью проезда в маршрутках, эти слова не потеряли актуальность?
– Транспорт малой вместимости всегда будет лишь дополнением, потому что не сможет перевезти всех граждан. Даже если мы будем развиваться, покупать ПАЗы, без троллейбусов и трамваев Челябинску все равно не обойтись. Неслучайно в городе строится метро.
В интересах города – стимулировать развитие перевозок подвижным составом большой вместимости. Весь вопрос – в менеджменте, то есть в том, как этим делом управлять. Если говорить о «наземниках» – общественном транспорте и маршрутных такси, – то здесь все зависит от пассажиропотока. Есть маршруты, где эффективнее работать «Газелями», а есть маршруты, где более вместительный подвижной состав при гибкой ценовой политике увеличил выручку.
В интересах города – обеспечить равноудаленность бизнеса от власти. При равных конкурентных условиях в Челябинске будет повышаться качество предоставляемой услуги, не будут искусственно повышаться цены на билет. Не страшно будет брать банковские кредиты или использовать лизинговые схемы для развития бизнеса, так как на стабильность ситуации не повлияет шальное решение отдельного чиновника.
– А как вы оцениваете перспективу приватизации Челябгортранса?
– Отдача транспортного предприятия в частные руки – это, с моей точки зрения, правильный шаг. Другой вопрос, кто этим бизнесом будет управлять, и как будет зарабатывать деньги. Может быть, нужно оставить контрольный пакет акций за муниципалитетом в качестве рычага влияния, чтобы обеспечить перевозку пассажиров на убыточных маршрутах. Ведь сегодня МУП «Челябгортранс» несет определенную социальную нагрузку. Именно муниципалитет по закону обязан организовать транспортное обслуживание всего населения города. То есть он должен пускать транспорт во вновь строящиеся районы, где маршруты еще не накатаны и не приносят предприятию много денег, обеспечить обслуживание поселков, перевозить пассажиров рано утром или поздно вечером. Естественно, что такие убытки перевозчика – будь это предприятие муниципальное или любое частное – должны компенсироваться из бюджета.
Если владелец будет повышать цены на проезд, не улучшая качества услуги, на его транспорте никто не будет ездить. То есть собственник, преследующий только сиюминутную выгоду и не думающий о потребностях пассажиров, будет в итоге воровать деньги у самого себя.
– Очень интересно услышать вашу оценку сегодняшнего состояния рынка частных автоперевозок Челябинска. Сколько на нем игроков и как распределены силы?
– Если считать по названию фирм, то участников на рынке представлено много – порядка 50-60. В реальности игроков меньше, потому что многие организации делятся на несколько фирм до 20 машин, чтобы попасть под ЕНВД (единый налог на вмененный доход). То есть, как правило, и владелец один, и название одно – разница только в цифрах: №1, №2, №3, плюс… Процентов 80 или даже 90 частных автоперевозчиков Челябинска входят в ассоциацию.
Я не забиваю себе голову этой информацией: кто и зачем вошел в этот Союз, кто чей покровитель. Не пытаюсь считать деньги в чужих карманах. Обо всех участниках рынка я всегда высказывался и высказываюсь корректно. Ни перевозчиков, ни администрацию города я никогда не оскорблял, несмотря на то, что представители Союза автоперевозчиков в своем открытом письме обвиняют меня в этом. Если они считают оскорблением правду о рейдерском захвате и попытке незаконного дележа рынка – их право.
До недавних пор у меня на предприятии было все нормально. С моей точки зрения, я правильно вел бизнес. Собирался приобретать новые автобусы. Чем я помешал членам ассоциации, остается только догадываться. Но я не хочу догадываться – я хочу и буду работать. В соответствии с законодательством.
– Автоперевозчики говорят, что у вас есть «высокие покровители в силовых структурах и областном правительстве» и что «долю в вашем бизнесе имеет Косилов». Прокомментируйте это, пожалуйста.
– У меня на этот счет один комментарий: если бы у меня были такие покровители, как силовые структуры, и если бы вдруг оказалось, что влиятельные люди имеют долю в моем бизнесе, я бы, наверное, уже был почти монополистом и работал не только на рынке Челябинска, но и области и за ее пределами.
По всем фактам – в кавычках, изложенным в открытом письме перевозчиков, мое предприятие привлечет авторов к суду. Люди открыто и нагло лгут. Например, среди прочего, в письме говорится о том, что мы, «пользуясь своими связями, принесли в ГИБДД УВД города 38 схем новых маршрутов на согласование», но они не были согласованы. Во-первых, для того, чтобы принести что-то на согласование, не надо пользоваться высоким покровительством – просто берешь и приносишь. Во-вторых, шесть из 13-ти предложенных нами маршрутов были согласованы с госавтоинспекцией ранее (нам отказалась их вернуть администрация города в лице Хлызова А.А.), а семь надо согласовать. Откуда взялась цифра 38 – непонятно. И, наконец, в-третьих, откуда у перевозчиков информация из ГИБДД? В ближайшее время я надеюсь узнать это. Мы написали в инспекцию письмо с вопросом о том, предоставлялась ли перевозчикам эта информация и, если предоставлялась, то на каком основании.
И еще. В обращении перевозчиков указано, что письмо – от имени 65 перевозчиков. На самом деле подписей 46, из которых несколько одинаковых: три «Акулы», два «Беркута». Реально представлено всего порядка пятнадцати перевозчиков, активных членов ассоциации. Неужели нельзя было более серьезно подойти к составлению обращения на имя Грызлова, Латышева, Сумина и Юревича... За кого их принимают авторы письма, позволяя себе такие оплошности? Кроме того, они «подставили» мэра. Цитирую выдержку из их письма: «По душе нам задачи, поставленные главой города Челябинска». То есть тем самым перевозчики заявляют, что инициатором всех действий со мной выступил Михаил Юревич? Ну, дали бы хотя бы свое письмо, перед тем, как отправить его, прочитать грамотному человеку. Ведь это официальное заявление! Ведь после него последуют проверки! Это письмо уже послужило основанием для обращения в суд не только для нас.
– И все-таки, почему вы не вступили в ассоциацию перевозчиков?
– Потому что Союз автоперевозчиков – это общественная организация, цели и задачи которой мне не ясны, никем мне не были объяснены, при этом предложения вступить в этот Союз неоднократно звучали. Ассоциация, как я понимаю, существует уже около двух лет. Но я так и не разобрался, что ею сделано и на благо кого.
Начиная с августа 2007 года члены этой организации периодически приходят ко мне и к моему заместителю – Михаилу Мельничуку – и просят увеличить цены на проезд в нашем автотранспорте. Мы неоднократно говорили им о том, что не будем этого делать, потому что это экономически нецелесообразно. Говорили, что ни в какой сговор мы не войдем, потому что это сразу подпадает под антимонопольную статью. Мы законопослушное предприятие, и все наши действия абсолютно прозрачны.
– А как насчет сведений о том, что вас не приняли в Союз из-за ряда нарушений со стороны работающих у вас водителей?
– Во-первых, я никогда не собирался вступать в Союз, изначально сомневаясь в жизнеспособности этой организации. Во-вторых, алкоголе- и наркозависимые люди – общая беда всех перевозчиков. Наркоман, о котором говорится в открытом письме перевозчиков, безусловно, был, я это не отрицаю. К сожалению, и у других перевозчиков зафиксированы такие факты. Но давайте по порядку.
Существует комиссия по транспортному обслуживанию населения, в которую входят Владимир Алейников, Александр Хлызов, некоторые депутаты гордумы, представители ГАИ и, что особенно странно, председатель конкурирующей организации – ассоциации перевозчиков. На эту комиссию мы ни разу не были приглашены, никакие документы, протоколы заседаний в наш адрес направлены не были. Видимо, на этой комиссии решаются вопросы об открытии маршрутов, по их изменению, по заключению договора с администрацией города и так далее.
В наш адрес неоднократно приходили письма от г-на Хлызова, в которых говорилось о том, что сотрудниками ГАИ был выявлен на моих маршрутах ряд нарушений, в связи с чем мы должны направить в управление транспорта информацию о том, какие меры принимаем. На что мы отвечали, что данные не соответствуют действительности, и просили г-на Хлызова, чтобы он сообщил нам должность, звание человека, который предоставляет ему заведомо ложную информацию. Ответов не последовало. Нам выставили карточку, и с тех пор мы находимся в перманентном состоянии проверок.
Наш юрист ходил в ГАИ с официальными запросами по каждому ДТП. Выяснилось, что некоторые машины даже не работали на моем предприятии. Водители же, которые у меня работают и которых во всех СМИ обвинили в дорожно-транспортных происшествиях, как оказалось, не виноваты. А в одном случае в заключении ГАИ вообще говорится о том, что не было даже факта ДТП.
Несмотря на все это комиссией было принято решение поставить на наши маршруты других перевозчиков.
– И какие действия в связи с этим вы намерены предпринимать дальше? Рассчитываете прийти по транспортному конфликту к какому-то компромиссу с мэрией?
– О каком компромиссе может идти речь, если мы получили письмо с угрозами жизни и здоровью. Г-н Хлызов пишет нам, что обслуживание нами маршрутов признано не легитимным, и что наши маршруты переданы другому перевозчику. Цитирую: «Если вы будете их обслуживать, могут возникнуть конфликты, возникнет угроза жизни и здоровью для участников движения». Вы понимаете? Г-н Хлызов написал не то, что может ухудшиться дорожная ситуация, а то, что могут возникнуть конфликты и угроза жизни и здоровью. Между тем у нас есть лицензия, которая позволяет нам заниматься этим видом деятельности – автоперевозками – на всей территории Российской Федерации.
Администрация Челябинска никак не реагирует на наши обращения. Мы писали письма Владимиру Георгиевичу Алейникову, ходили на прием к Сергею Викторовичу Давыдову – никаких вразумительных ответов не получили. Нам сказали, что подпишут с нами договор, если мы предоставим документ об использовании нами названия компании «Казачий двор». Естественно, мы не стали представлять этот документ, потому что «Казачий двор» – это не зарегистрированное наименование предприятия (юридически мы ИП Русин Ю.С.), а разрешенный законом знак обслуживания, то есть обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Мы направили в администрацию статьи законов, решения высшего арбитражного суда, на что нам ответили: это не аргумент. На официальный вопрос, является ли это единственной причиной отказа мне, индивидуальному предпринимателю Ю.С.Русину, в заключении договора на обслуживание маршрутов, ответа, как обычно, не последовало.
Парадокс заключается в следующем: я не могу понять, должен ли считать письма за подписью Александра Хлызова официальной позицией администрации города. Насколько я информирован, только заместители главы города вправе подписывать служебную документацию и письма, а руководители структурных подразделений не имеют права от своего имени вести деловую переписку. Например, письма о наименовании «Казачий двор» подписаны Владимиром Алейниковым, а об угрозе жизни и здоровью в связи с передачей моих маршрутов – Александром Хлызовым.
– Юрий Сергеевич, может ли, по вашему мнению, частный предприниматель в Челябинске добиться успеха в бизнесе без поддержки сильных мира сего?
– Может, если на него не будет оказываться административное давление, и все будут работать в равных условиях.
Повторюсь, я добился чего-то как предприниматель без поддержки каких-либо – властных, силовых или теневых – структур. Я просто нормально работаю. Это просто смешно! Если я всем плачу, то как я при этом еще снижаю цены на билеты? И, если другие никому не платят, почему же они тогда цены повышают? Ведь взрослые же люди, а абсолютно не умеют работать.
Сейчас бизнес в России – при поддержке государства, при определенных подвижках – достиг того уровня развития, когда на первый план выходит умение управлять. В этом умении, возможно, и есть причина того, что наше предприятие четыре года абсолютно нормально работало на рынке без чьей-либо поддержки. Но в один прекрасный момент люди, судя по всему, не умеющие управлять бизнесом, стали заявлять, что им не выжить в данной экономической ситуации, если они не поднимут цены на проезд.
Заместитель ассоциации перевозчиков заявил по телевидению о том, что они поднимут цену до 15 рублей. Но вместо этого его предприятие поехало с той же ценой, что и у нас – 10 рублей, по нашим маршрутам. Они звонят нашим владельцем машин, нашим водителям, приглашают их на собрания, говорят: Русину «кранты», переходите к нам. Почему они ведут себя так?
В Интернете появилось высказывание о том, что мой заместитель – Михаил Мельничук – находится пять лет в федеральном розыске. Но он живет в Челябинске с 1972 года и его знает в этом городе тысяч десять человек! (г-н Мельничук, находившийся в этот момент в кабинете, добавил: «Меня все это не удивляет и даже не злит. Мне смешно» – прим. авт.).
Но в ситуации административного беспредела, конечно, нужна поддержка, как вы выразились, «сильных мира сего», как силы, способной остановить беззаконие. И, слава Богу, что лица, обличенные властью, выступили в защиту перевозчиков (не только меня), права которых были грубо попраны.
– Огласите, пожалуйста, основную, на ваш взгляд, проблему малого и среднего бизнеса в Челябинске?
– Основная проблема мелкого и среднего предпринимательства состоит в том, что ему мешают работать. Нам просто нужно позволить вести бизнес по закону, и при этом необходимо предоставить всем игрокам равные условия. Нельзя отобрать у человека маршрут лишь на том основании, что кто-то чей-то друг.
Приведу простой пример. Документы, которые я когда-либо направлял г-ну Хлызову, ко мне не возвращаются. Но они служат основанием для изменения моего маршрута и открытия нового. После того, как я в августе отказался повышать цены на проезд, предоставленные мною схемы маршрутов были слегка изменены и отправлены в автодорнадзор от имени другой компании с факса предприятия «Беркут». Без комментариев. (Юрий Русин показал мне этот документ, датированный шестым сентября. Печать с надписью ИП Русин Ю.С. была перечеркнута, а рядом с ней написано: ООО «Автотранс» – прим. авт.).
Из-за подобных ситуаций развивать малый и средний бизнес в Челябинске очень трудно. Люди думают не о том, как заработать деньги, а о том, как отобрать их у других. Такое ощущение, что на дворе 90-е годы. Но я уверен, что торжество закона неизбежно. Муниципалитет найдет достойный выход из этого кризиса и заставит своих сотрудников исполнять должностные обязанности в границах правового поля.