«Русский стандарт» больше не будет бесплатно рассылать своим клиентам выписки о состоянии счетов. Ранее об аналогичных мерах по оптимизации затрат объявил ХКФ-банк. Сайт ChelFin.ru выяснил, на чем экономят челябинские банки в период кризиса.
Забота о росте рентабельности и максимальном уменьшении издержек вынуждает банки экономить не только на зарплатах и представительских расходах топ-менеджмента, но и на собственных клиентах. На днях банк «Русский стандарт» объявил о новой политике в отношении оповещения клиентов о состоянии их счетов. Как пояснили в пресс-службе банка, информацию о зачислениях на счет, списаниях со счета, а также начисленных штрафах клиенты будут оплачивать из собственного кармана. Стоимость услуги по почтовой рассылке уведомлений будет составлять около 15 рублей в месяц.
Аналогичный шаг с 15 июня предпринял и ХКФ-банк. В банке такую меру объяснили необходимостью как-то компенсировать почтовые расходы, поскольку «сам банк ничего на этом не зарабатывает».
Несомненно, такая мера позволяет банкам изрядно экономить на рассылке уведомлений по счетам. Так, клиентская база ХКФ-банка насчитывает около 16 млн человек, 2 млн из которых являются активными «карточными» клиентами. Благодаря введению платы за почтовую рассылку ХКФ-банк сможет сэкономить около 30 млн рублей в месяц. Учитывая тот факт, что у «Русского стандарта» клиентская база насчитывает около 25 млн человек, экономия банка в итоге может составить свыше 100 млн рублей в месяц.
«Однако в таких ограничениях усматриваются признаки нарушений, – заявил глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. – Необходимо изучать договоры банков. Если там не предусматривалось, что за почтовое отправление платит клиент, то это будет расцениваться как нарушение».
Другой банк – «КИТ Финанс», зафиксировавший по итогам первого полугодия чистый убыток в размере 11,6 млрд рублей и попавший в топ-20 самых убыточных банков, решил компенсировать понесенные потери за счет получения от акционеров 22 млрд рублей в виде субординированного займа и депозита.
Управляющий директор «КИТ Финанса» Вадим Бараусов заявил, что банк будет увеличивать портфель кредитов малому и среднему бизнесу, а в 2010 году запустит карточные продукты. Зарабатывать банк намерен и на кросс-продажах страховок и пенсионных продуктов, а также паев ПИФов. Одновременно банк намерен оптимизировать свои расходы, добиваясь пересмотра арендных ставок и отказываясь от ненужных площадей.
Напомним, основное сокращение персонала в банке прошло в конце 2008 года – начале 2009 года. В итоге расходы на оплату труда были уменьшены на треть.
Размер убытков ВТБ опередил в 26,5 млрд рублей. Руководство группы заверило, что для оптимизации бизнеса будет вынуждено прибегнуть к сокращению одной тысячи сотрудников в головном банке и дочернем ВТБ 24.
«У группы есть стратегия сокращения расходов, – заявил финансовый директор ВТБ Николай Цехомский. – В частности, будет происходить оптимизация численности персонала, в основном в ВТБ 24. Мы говорим о тысячах людей, которые либо будут переведены на другую работу, либо сокращены». В банке на сегодня прекращен набор персонала, пересмотрены стоимость аренды офисов, а также приостановлены выплаты бонусов топ-менеджерам.
Сбербанк России также не остался в стороне и был вынужден пристально пересчитать расходы. Банк вывел работу с проблемными кредитами в отдельное подразделение, подчиненное напрямую президенту-председателю правления Герману Грефу. По мнению представителей банка, такая мера должна привести к сокращению объема просроченной задолженности.
Помимо этого Сбербанк объявил о снижении на 20% общего размера вознаграждения топ-менеджерам. Размер премии в «народном банке» теперь будет зависеть от того, сколько менеджер сэкономил на своем участке работы для организации в целом.
«В стратегии Сбербанка было прописано снижение затрат, в том числе и за счет оптимизации расходов на персонал, – говорит аналитик ФК «Уралсиб» Леонид Слипченко. – Это позитивный знак для отчетности Сбербанка в целом».
Многие крупные игроки рынка, имевшие на момент начала финансового кризиса достаточное количество офисов, в текущих условиях получили отличную возможность оптимизировать свою филиальную сеть, сконцентрировав бизнес в наиболее эффективных с точки зрения продаж и сервиса местах присутствия.
В начале этого года был закрыт челябинский филиал Москоммерцбанка, а также ликвидировано региональное подразделение «ВТБ Северо-Запад».
«Снижение затрат путем урезания расходов опасно для банков тем, что такой подход затрагивает процессы, напрямую связанные с получением доходов. Возникает замкнутый круг: снижаются затраты – снижаются доходы, и так до полного краха системы», – полагает старший менеджер группы предоставления услуг для финансовых институтов КПМГ в России и СНГ Александр Коротов.
По его оценкам, среди наиболее эффективных мер, направленных на получение быстрых результатов, можно выделить пересмотр договоров аренды площадей по всей сети банка, уменьшение расходов на персонал бэк- и миддл-офисов, снижение бюджетов на транспортные, представительские и командировочные расходы, а также коррекция маркетинговых, в том числе рекламных бюджетов.
Ранее на эту тему:
28.07.2009 «Чего лишились банки из-за кризиса»