RU74
Погода

Сейчас+19°C

Сейчас в Челябинске

Погода+19°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +15

0 м/c,

735мм 30%
Подробнее
6 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Бизнес Как оценить страховщика по достоинству?

Как оценить страховщика по достоинству?

Прошедший с начала экономического кризиса год не только изменил правила игры на рынке, но и поставил вопрос о приемлемости общепринятых методик оценки финансовой устойчивости страховых компаний. По мнению игроков рынка, используемые банками и Ростехнадзор

" width=

Прошедший с начала экономического кризиса год не только изменил правила игры на рынке, но и поставил вопрос о приемлемости общепринятых методик оценки финансовой устойчивости страховых компаний. По мнению игроков рынка, используемые банками и Ростехнадзором критерии некорректны.

На сегодня есть несколько критериев, которые могут сказать о надежности и устойчивости страховщика на рынке. В их числе директор Уральской дирекции РОСНО Татьяна Казакова выделяет в первую очередь размер капитализации и качество активов. «Один из самых важных показателей во время кризиса – это капитализация, которая позволяет компании покрывать текущие убытки от инвестиционной деятельности и пережить кризис, – рассказывает Татьяна Казакова. – Следует обращать внимание на качество активов в инвестиционном портфеле, особенно на долю ликвидных активов, характеризующих текущую платежеспособность компании».

Немаловажную роль играют страховые резервы, которые используются для осуществления страховых выплат. По словам Татьяны Казаковой, размер страховых резервов компании говорит о способности страховщиков отвечать по своим обязательствам.

Наличие крупного иностранного акционера для страховой компании означает следование международным правилам ведения бизнеса, международным стандартам бухгалтерской и финансовой отчетности. На практике это в большинстве случаев означает открытость и прозрачность страховщика для клиентов и партнеров. «Как правило, вся финансовая отчетность таких компаний размещается на официальных сайтах и доступна любому заинтересованному лицу, – уверяет Татьяна Казакова. – Иностранные акционеры зачастую принимают на перестрахование крупные договоры, а с другими перестраховщиками отечественные компании могут заключить договор самостоятельно. Показателем платежеспособности по крупным убыткам является то, с какими перестраховщиками сотрудничает компания».

И наконец, важна прозрачная финансовая отчетность по международным стандартам, так как в МСФО заложены те минимальные требования, которые позволяют реально отслеживать финансовое состояние компаний – их рентабельность и прибыльность бизнеса в текущий момент времени.

Генеральный директор страховой компании «Северная казна» Александр Меренков также добавляет, что сегодня оценивать финансовую устойчивость страховщиков можно и по таким параметрам, как структура портфеля, оплаченный уставной капитал, активы компании, и по финансовой состоятельности учредителей.

Финансовую устойчивость компании, по мнению директора Уральского регионального центра ОСАО «Ингосстрах» Валерия Шелякина, сейчас также можно определить и по графику выплат. «Стабильные страховщики, имеющие устойчивые позиции на рынке, вовремя и в полном объеме выплачивают возмещение и не наблюдают оттока клиентов», – уверяет он.

Валерий Шелякин утверждает, что многие страховщики на сегодняшний день имеют убыточные показатели деятельности. «Именно они в первую очередь находятся в зоне повышенного риска, причем не только они, но и их клиенты, которые в случае финансовых проблем страховой компании могут остаться без страхового возмещения, – отмечает Валерий Шелякин. – Кроме того, в зоне особого риска находятся те компании, которые проводят политику демпинга и необоснованно снижают тарифы. Таким образом на какое-то время они привлекают новых клиентов, при этом объемы сборов падают, чего не скажешь о суммах возмещений, которые в кризисный период стабильно возрастают». Наличие дисбаланса между объемами поступлений и выплаченных средств, по его мнению, может обернуться финансовыми проблемами для страховщика, компания не сможет отвечать по обязательствам перед клиентами».

«На основании структуры портфеля можно сделать прогнозы о том, каков показатель текущей убыточности взносов и выплат, составить прогнозы по динамике изменения их убыточности», – говорит Александр Меренков.

Однако если рассматривать устойчивость финансового положения страховщиков с точки зрения структуры портфеля, то, по данным Росстрахнадзора на 1 июля текущего года, видно, что в 21 компании структура портфелей не соответствует параметрам устойчивости. К счастью, ни одна из этих компаний не представлена в Челябинске.

Еще до кризиса руководство Росстрахнадзора постоянно говорило о том, что включает в зону риска все компании, у которых ОСАГО в портфеле превышает 50%. На тот момент таких страховщиков было около 30. За последний год часть из них уже лишились лицензий.

Сейчас аналитики называют критичной долю ОСАГО и каско в портфелях компаний свыше 70%, а уровень выплат – более 85%.

Лидеры страхового рынка в первой половине 2009 года:
1. «Росгосстрах»: сборы – 39,1 млрд рублей (доля рынка – 14,4%), выплаты – 15,5 млрд рублей;
2. Группа «СОГАЗ»: сборы – 25 млрд рублей (9,2%), выплаты – 9,5 млрд рублей;
3. Группа «ИНГО»: сборы – 24,4 млрд рублей (8,9%), выплаты – 14,8 млрд рублей;
4. Группа Allianz: сборы – 15,4 млрд рублей (5,7%), выплаты – 7,6 млрд рублей;
5. Группа «РЕСО»: сборы – 15,3 млрд рублей (5,6%), выплаты – 9,2 млрд рублей.
Источник: Росстрахнадзор

Страховщики уверяют, что предотвратить банкротство страховщиков могли бы долгосрочные (до 5-10 лет) кредиты государства страховым компаниям, введение новых вмененных или обязательных видов страхования, ограничение демпинга на рынке, а также более широкое вовлечение страховщиков в госпрограммы.

По словам Татьяны Казаковой, в сегодняшних непростых условиях автостраховщикам как никогда целесообразно сосредоточиться на формировании сбалансированного портфеля, уравновешенного за счет «хороших» рисков, в частности – страховании автомобилей более дорогого сегмента. Кроме того, необходимо сосредоточить свое внимание на пролонгации ранее заключенных договоров с уже существующими клиентами. «Статистика показывает, что в среднем компании теряют порядка 20-30% своих клиентов на этапе пролонгации. Основная проблема финансовой устойчивости российских страховщиков – это недостаточный горизонт планирования, – уверяет эксперт. – Страховщикам следует планировать свою деятельность как минимум на три года вперед, рассматривая различные сценарии развития ситуации в этот период. Сегодня же многие российские участники рынка ведут преимущественно краткосрочное планирование, а предоставляемые в ФССН планы по видам страховой деятельности носят формальный характер».

Еще одной насущной проблемой страховой отрасли является использование заниженных тарифов без учета уровня риска по ним в долгосрочной перспективе. «Такая тактика не оправдает себя и приведет к усугублению существующих проблем, – говорит Валерий Шелякин. – Печально, что демпингуют не только аутсайдеры отрасли, но и некоторые страховые компании из числа лидеров рынка. На сегодняшний день это, пожалуй, основная проблема, которая не способствует выходу страхового сектора из кризиса и в значительной мере ухудшает качество страховой защиты в целом, что, в свою очередь, отражается на доверии клиентов».

При этом эксперты рассказывают, что в кризис увеличивается доля потребителей, которые стремятся приобрести страховую защиту только по базовой части риска и тем самым хотят сэкономить за счет полноты покрытия. Поэтому рано или поздно перед необходимостью выведения на рынок таких продуктов встанут все игроки. «В такой ситуации страховым компаниям нужно точно определить те базисные потребности в страховании, которыми автовладелец не готов пожертвовать, и на основе этого правильно сформировать предложение, ни в коем случае не скатываясь в демпинг», – говорит Татьяна Казакова.

Еще одним способом минимизации затрат для страховых компаний стало сворачивание региональной сети. Как отметил руководитель Центра стратегических исследований Росгосстраха Алексей Зубец, страховые компании в условиях кризиса активно сворачивают операции в регионах России, перелома в лучшую сторону стоит ждать в 2010 году. «Все последние годы на российском страховом рынке наблюдалась тенденция региональной экспансии крупных и средних страховщиков, расширяющих свое территориальное присутствие. Итоги первого полугодия показали, что эта тенденция сменилась на обратную, – пояснил он. – В среднем по регионам России число компаний, осуществлявших страховые операции, уменьшилось в первом полугодии 2009 года на 11%. Однако в будущем, по мере выхода России из экономического кризиса, поток внешних инвестиций в российское страхование возобновится. Поэтому уже к 2010 году территориальная экспансия российских страховщиков восстановится».

«Кризис привел к оптимизации деятельности страховых организаций, совершенствованию внутренней работы и очищению страхового рынка от недееспособных страховщиков, – говорит заместитель директора филиала компании «ГУТА-Страхование» в Челябинске Владимир Юсов. – У российских страховых компаний сегодня есть огромный простор для маневра, связанный с возможностью сократить издержки, уменьшить непомерные агентские комиссии, выйти из убыточных непрофильных сегментов бизнеса и тем самым значительно повысить рентабельность операций».

По оценкам Владимира Юсова, страховой рынок потерял в объемах примерно 20-30%, однако он сомневается в том, что объемы страхового рынка России упадут на 50%, как прогнозировали многие аналитики в конце прошлого года.

«Тенденция сворачивания региональной сети действительно имеет место на рынке, однако такую стратегию избирают в основном проблемные компании, которые в период кризиса не могут «потянуть» работу в регионах, – говорит Валерий Шелякин. – Для тех страховщиков, которые нацелены на развитие в будущем, региональные подразделения очень важны, поскольку позволяют удерживать не только доли рынков, но и клиентов. Потеря или сокращение количества филиалов в регионах в будущих периодах неминуемо приведет к ухудшению конкурентных позиций».

Однако стоит отметить, что на сегодняшний день на рынке продолжается общая тенденция сокращения числа страховщиков. По словам Владимира Юсова, многие компании, которые не сформировали достаточный резерв и сбалансированный портфель, либо придерживались рискованной тарифной политики, вынуждены были прекратить свою страховую деятельность.

Вместе с тем сейчас происходит процесс консолидации нескольких игроков страхового рынка в рамках одной организации. Это положительное явление, поскольку укрупнение страховых компаний позволяет снижать издержки и обеспечивать новый уровень качества услуг и потребительских свойств страховых продуктов.

«Для восстановления прежних темпов роста потребуется не менее трех лет, – говорит Татьяна Казакова. – При этом страховой рынок России выйдет из кризиса гораздо более здоровым, на нем останется меньше компаний, но они будут более финансово устойчивыми, клиентоориентированными и принимающими решения на долгосрочную перспективу». Через два-три года, по ее оценкам, в России сформируется достаточно устойчивый и здоровый рынок страхования, на котором будут 200-300 компаний с правильно сформированными резервами, реализующих правильные стратегии. Первая двадцатка компаний будет собирать порядка 70-80% премий на рынке.

Фото: Фото с сайта American.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления