Страховые компании понесут ответственность за недобросовестное поведение агентов. Федеральная антимонопольная служба подготовила законодательные поправки, регулирующие деятельность страховых агентов и брокеров в отношении клиентов. В частности, страховые компании ждет расплата за намеренное введение страхователей в заблуждение.
Предложения по совершенствованию деятельности страховых посредников обсуждались на прошлой неделе на заседании Федеральной антимонопольной службы. Вопрос о необходимости регулирования данного сегмента возник давно и вызывал самые острые споры в страховом сообществе. При этом участники рынка единогласно заявляют, что деятельность агентов нуждается в систематизации – схема работы должна стать более упорядоченной и прозрачной – в первую очередь для страхователей.
Действительно, страховой агент является законным представителем компании, которая, таким образом, несет ответственность за деятельность штатных сотрудников и свободных агентов, в том числе за правильное оформление договоров, всестороннее информирование клиентов, а также учет и хранение бланков полисов. Страховая компания должна контролировать договоры, заключенные от ее имени, независимо от способов и сроков реализации полисов и передачи страховой премии.
Напомним, что в марте этого года приказом Министерства финансов всем страховым компаниям вменено в обязанность публиковать списки утраченных бланков полисов ОСАГО. За несоблюдение данного требования страховщикам грозят меры дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами Российского союза автостраховщиков. Согласно правилам, каждый выявленный факт нарушения обойдется страховой компании в 10–20 тыс. рублей. Систематические нарушения караются серьезно – вплоть до дисциплинарного оздоровления.
Контролировать деятельность агентов и страховых брокеров, согласно предложениям ФАС, должны сами страховые компании. Каждую компанию обяжут завести реестр, информация из которого будет передаваться в единый госреестр страховых агентов.
Впрочем, подготовленный проект поправок не привязывает страхового агента к одной компании. Агент, как и прежде, может быть представителем сразу нескольких организаций и предлагать клиенту полисы разных компаний.
«Агенты должны быть закреплены за одной страховой компанией или группой компаний, – не согласен с позицией антимонопольного ведомства заместитель генерального директора СК «РОСНО» Сергей Соловьев. – Кроме того, они должны проходить курс обучения, получать квалификационные сертификаты и вноситься в государственный реестр агентов. Полагаю, что реестр агентов должно вести уполномоченное органом надзора объединение страховщиков и публиковать на своем сайте в Интернете». Только в этом случае, по мнению Сергея Соловьева, компания должна нести ответственность за квалификацию и поведение «закрепленного» за ним страхового агента.
Примечательно, что агентов, предлагающих полисы нескольких страховых компаний, обяжут раскрывать страхователю размер своего комиссионного вознаграждения – личная выгода посредника не должна влиять на его заинтересованность в продвижении страхового продукта.
«Главные принципы работы значительного количества агентов – выбор компаний, платящих наивысшие комиссии, и полное безразличие к интересам страхователей, – говорит директор филиала «Росгосстрах» в Челябинской области Сергей Кормишкин. – На практике это выглядит следующим образом: недобросовестные брокеры и агенты при подборе предложения для клиента ориентируются не на его реальные потребности, а на то агентское вознаграждение, которое компания платит им за каждый проданный полис. Это приводит к тому, что все компании вынуждены повышать комиссионное вознаграждение посредникам, что, в конечном счете, влияет на стоимость полиса».
Такая ситуация, по словам экспертов, сложилась еще в 90-е годы прошлого века, когда было недостаточное правовое регулирование деятельности страховых агентов. Сегодня это вылилось в образование большого пласта неуправляемых агентов и брокеров и клубка проблем: взвинчивание комиссионного вознаграждения агентов порождает искажение тарифной ставки. Как следствие – повышение тарифов, как в обязательных, так и в добровольных видах страхования, рост издержек и падение рентабельности страхового бизнеса.
«Именно для того, чтобы изменить существующую ситуацию, и были внесены соответствующие предложения, – говорит Сергей Кормишкин. – Главное, что они позволят решить – это вопрос финансовой ответственности страховых компаний за деятельность агентов перед клиентом, а гарантией добросовестности брокера станет его уставный капитал».
В законопроекте оговорено, что брокеры, оформляющие договоры страхования или принимающие деньги от страхователей, должны будут гарантировать исполнение обязательств безотзывной банковской гарантией, договором страхования или членством в саморегулируемой организации.