RU74
Погода

Сейчас+6°C

Сейчас в Челябинске

Погода+6°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

8 м/c,

ю-з.

737мм 45%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Бизнес Банкиры пишут жалобы на налоговиков

Банкиры пишут жалобы на налоговиков

Банкиры недовольны работой налоговиков, из-за технических ошибок которых происходят двойные списания со счетов клиентов. Речь идет об инкассовых поручениях, присылаемых дважды с разными названиями файлов, но идентичным содержанием. Ассоциация российских банков (АРБ) обратилась в Минфин с просьбой разъяснить, кто должен нести ответственность за подобные ошибки, пишет газета «Известия».

Сейчас банки и налоговая служба обмениваются документами в электронном виде. При этом, как заявляют финансисты, довольно часто налоговики дублируют инкассовые поручения, присылая одни и те же файлы под разными именами. Такие повторы, как правило, заканчиваются двойными списаниями со счетов клиентов.

Дело в том, что инкассовые поручения являются расчетными документами, на основании которых производится бесспорное списание средств, причем в трехдневный срок после их получения. И в данный момент вопрос о том, каков порядок работы с претензиями, возникающими из-за двойных списаний, и кто несет за них ответственность – банки или инспекции ФНС, – никак не решен в нормативных документах. Поэтому президент АРБ Гарегин Тосунян направил письмо министру финансов Антону Силуанову с просьбой представить официальную позицию ведомства по данному вопросу.

Инкассовые поручения применяются в следующих случаях:
1) когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
2) взыскания по исполнительным документам;
3) в случаях, предусмотренных сторонами по договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, право на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
Ответственность за правомерность выставления инкассового поручения и правильность указания основания взыскания средств несет получатель (взыскатель) средств.

Банки приостанавливают списание денежных средств в бесспорном порядке по решению органа, осуществляющего контрольные функции в соответствии с законодательством; при наличии судебного акта о приостановлении взыскания; по другим основаниям, предусмотренным законодательством.

Обмен информацией в электронном виде между банками и налоговиками регулируется соответствующим положением Центробанка и приказом ФНС. Как отмечается в письме главе Министерства финансов, эти повторные электронные документы попадают в кредитные организации от двух до шести раз из-за невнимательности налоговых инспекторов или сбоев в компьютерных программах.

Также, по мнению финансистов, это обусловлено несовершенством требований к подобного рода документам. Если инкассовые поручения продублированы, то документы имеют отличные друг от друга даты и входящие номера, что является для банка основанием считать их разными. Поэтому в большинстве случаев факт двойного списания выявляется только самим клиентом, реже – налоговой службой.

Для решения данной проблемы инициаторам инкассовых поручений (в данном случае – налоговой службе) необходимо пересмотреть систему учета, считает директор филиала «Челябинский» ОТП Банка Дмитрий Рейдман. У налоговиков есть информация о принятии инкассового поручения, его полном или частичном списании или о возврате. Таким образом, инициаторам взыскания необходимо более оперативно учитывать все стадии прохождения инкассового поручения.

Представители челябинских банков отмечают, что в нашем регионе проблема двойных списаний пока не настолько остра, чтобы решать вопрос принципиально. «Но, к сожалению, такие факты все же случаются, – говорит Дмитрий Рейдман. – При принятии инкассового поручения от налогового органа банку необходимо просматривать картотеку клиента и все его платежи, чтобы убедиться, не было ли оно оплачено ранее».

Все это, по его словам, создает дополнительную работу для банка, которая влечет потерю рабочего времени. Для клиента же существует риск двойной оплаты налога. «Если такое происходит, то у клиента изымается часть деньги из оборота, и ему необходимо либо просить налоговую перезачесть деньги в счет будущих налоговых платежей, либо оформлять возврат», – поясняет представитель ОТП Банка.

Похожие случаи бывают и в других кредитных организациях региона, но, как отмечает пресс-секретарь банка УРАЛСИБ Елена Пошморго, их очень мало, и они спокойно решаются в рабочем порядке.

По словам заместителя регионального директора оперофиса Промсвязьбанка в Челябинске Ольги Шаловей, вне зависимости от обстоятельств банк обязан исполнить предписание налоговой по списанию средств со счета клиента. «Поэтому данная ситуация больше является проблемой клиента, нежели банка, – говорит она. – Ведь именно на клиента ложится бремя забот по сбору доказательств о двойном списании и возврату переплаты». Банк в данном случае реализует предписанный ему законом функционал и не несет каких-либо убытков.

Впрочем, нередки случаи, когда двойное списание в счет погашения налоговых обязательств происходит даже без дублирования инкассовых поручений. Так получается, когда налоговые органы одновременно с отправкой поручения банку уведомляют клиента о возникшей задолженности. Происходит следующее: банк списывает в безакцептном порядке в счет погашения деньги со счета клиента. В тоже время сам клиент также погашает задолженность.

В данной ситуации сумма переплаты либо возвращается налогоплательщику, либо идет в счет погашения будущих обязательств. Возникновение подобных инцидентов может предотвратить только соблюдение клиентом платежной дисциплины, говорят банкиры.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления