22 января суббота
СЕЙЧАС -16°С

Киоски завяжут с табаком

Поделиться

Поделиться

Скандальный антитабачный законопроект Минздрава принят Госдумой в первом чтении. Согласно документу до 2016 года в РФ табачным компаниям запретят заниматься спонсорством и рекламировать свою продукцию, киоскерам – продавать сигареты, а гражданам – курить в кафе, ресторанах, отелях и других общественных местах. Игроки челябинского рынка HoReСa не видят для себя большой угрозы и могут лишь посочувствовать курящим. А самый сокрушительный удар, как считают эксперты Сhel.ru, антитабачный закон нанесет по малому бизнесу.

Активность правительства в продвижении этого законопроекта обусловлена тем, что в 2008 году РФ присоединилась к антитабачной конвенции Всемирной организации здравоохранения и до апреля 2013 года должна привести национальное законодательство в соответствие с этим документом. Законопроект предполагает серьезное ограничение торговли табачной продукцией – как оптовой, так и розничной. Так, с января 2015 года право продажи табачной продукции и табачных изделий предлагается оставить только стационарным торговым объектам, площадь которых превышает 50 кв. метров – в городах и поселках и 25 кв. метров – в сельских населенных пунктах. Запрещается реклама табачных изделий в радио-, теле- и видеопрограммах. Табачным компаниям нельзя будет заниматься спонсорством и благотворительностью, проводить рекламные акции – документ вводит полный запрет на демонстрацию табачных изделий и процесса курения, причем под него подпадут и некурительные смеси.

Проект был внесен в Госдуму в конце октября, и, судя по всему, первый раунд борьбы вокруг этого закона закончился в пользу его сторонников. До недавнего времени были сомнения, что он будет рассмотрен в декабре, так как месяц назад в Госдуму поступил альтернативный проект от депутата Алексея Митрофанова. Документ предполагал более либеральные положения: киоски сохраняли право продавать сигареты, а собственники кафе и ресторанов могли сами принимать решение о запрете курения в своих заведениях. Однако вице-спикер Госдумы рекомендовал Алексею Митрофанову отозвать свой проект, что депутат и сделал. «Похоже, табачное лобби оказалось не таким уж всесильным», – отметил первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Вячеслав Тимченко.

Законопроект «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» предполагает поэтапное введение ограничений. Устрашающие изображения на пачках сигарет появятся в РФ с мая 2013 года, как и запрет на курение на рабочих местах, в учреждениях, спортивных и коммунальных организациях, на пляжах и детских площадках. С июля 2014 года запрет распространится на медицинские учреждения, поезда дальнего следования, рынки и гостиницы. Также запретят курение на открытых территориях на расстоянии менее 10 метров от входов в вокзалы, аэропорты, порты и станции метро. По оценкам Минздрава, все это позволит до 2016 года сократить число курящих на 40-50 процентов и снизить смертность на 150-200 тысяч человек в год.

Представители табачных компаний считают, что запреты спровоцируют несанкционированную торговлю и откроют доступ на рынок для контрабандных и контрафактных сигарет. Киоскеры, которым законопроект и вовсе запрещает торговать сигаретами, считают, что его принятие может уничтожить бизнес. «Последние годы у нас идет падение продаж печатной продукции, и сигареты для нас – мощное подспорье, – отмечает генеральный директор ОАО «Роспечать» Константин Федоринин. – Продажи сигарет в общем обороте сети занимают примерно четвертую часть, и вывод этой продукции будет для нас критичным. Мы будем вынуждены закрыть не меньше половины объектов, потому что содержать их будет нерентабельно. Мы экспериментируем с ассортиментом, пытаемся просчитать, продажа каких товаров может компенсировать спад «печатки», но альтернативы не видим». 

Представители малого бизнеса предполагают, что запреты – результат лоббистских усилий крупного ритейла, который таким образом пытается перенаправить денежные потоки в свои карманы. Это косвенно подтверждаются результатами исследования, проведенного компанией INFOLine. Здесь подсчитали, что в результате перераспределения продаж из мелкой розницы в более крупные каналы сбыта уже в 2013 году сети и крупные магазины получат дополнительно примерно 1,1 трлн руб., в 2014 году – 1,6-1,7 трлн руб. Как заявлял ранее исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский, «мы не готовили никаких расчетов по влиянию законопроектов на деятельность федеральных сетей». По его оценкам, продажи сигарет в общем торговом обороте крупных торговых сетей занимают менее одного процента, продажи пива – порядка двух-трех процентов. «Даже если крупные магазины увеличат продажи сигарет на 20 процентов, это не скажется кардинально на продажах ритейлеров, – сказал Илья Белоновский. – Сосисок или апельсинов крупные магазины продают в сотни раз больше, чем сигарет».

Кстати, на этой неделе на Украине вступил в силу аналогичный закон, и представители ресторанного бизнеса жалуются на уменьшение числа клиентов. «Уже сегодня более 80 процентов посетителей, узнавших, что в ресторане нельзя курить, вставали и уходили. Нам ничего не остается, кроме как добиваться отмены этого неудачного закона, либо придется закрывать бизнес», – приводит слова собственника сети Double Coffee Дмитрия Харченко газета «КоммерсантЪ-Украина».

Впрочем, игроки челябинского рынка HoReCa спокойно относятся к антитабачному закону и даже его поддерживают. По мнению генерального директора группы компаний «Рестостар» Олега Иванова, запрет на курение не лучшим образом скажется на заполняемости питейных заведений, таких как пивные пабы или ресторанные клубы, но для бизнеса это будут временные неудобства. «Курящие ведь не перестанут ходить в такие заведения, – уверен Олег Иванов. – Что ж, если примут полный запрет, то будут курить на улице, перед входом в ресторан. Как в Европе и на Западе».

Генеральный директор Центра гостеприимства «Европа» Артур Андреев согласен, что не стоит опасаться снижения количества гостей. «Но куда они уйдут? В другие пабы, где тоже не курят? Ведь речь идет о единых правилах для всех, и если все будут соблюдать закон, то нет никаких причин для беспокойства. Да, курящим будет некомфортно, но раз уж все мы ратуем за оздоровление нации... Вот, например, в кофейне «Пенка» на Алом Поле уже несколько лет не курят, а число гостей снизилось только в первый месяц после запрета, затем поток восстановился. И сейчас желающие покурить выходят на улицу, даже в такие морозы – ничего страшного, они и сами признают, что в заведении стало приятнее находиться: пахнет кофе, а не табаком».

Между тем производители табака и киоскеры надеются, что ко второму чтению законопроект будет смягчен. Первый заместитель главы комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко пообещал, что «все разумные поправки будут учтены». Об одной из таковых ранее упоминал Сергей Железняк – речь идет о полном запрете рекламы табака в Интернете, чтобы уберечь молодежь от пристрастия к курению. Вероятно, будет внесена поправка и в статью о запрете на торговлю сигаретами в сельских стационарных магазинах площадью менее 25 кв. м – норма по площади может быть вообще исключена из документа, поскольку зачастую в селе есть только один магазин и он может быть меньше 20 кв. м. Второе чтение запланировано на начало февраля 2013 года.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter