Минпромторг предлагает установить в супермаркетах квоту для отечественной продукции легкой промышленности. Такую инициативу озвучил заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов. По замыслу чиновников ритейлеры должны взять на себя обязательство довести долю отечественных товаров на своих полках до 30%. Представители ритейла не высказывают протеста по поводу идеи министерства, но считают, что российским производителям предстоит решить ряд вопросов, связанных с уровнем цен и логистикой. По мнению экспертов, прежде чем продвигать легпром в торговых сетях, стоит принять меры по модернизации этой отрасли.
Минпромторг предлагает внести в Кодекс добросовестных практик поставщиков и ритейлеров обязательство отводить не менее 30% ассортимента под отечественную продукцию. Об этом заявил заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов на заседании президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ).
Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров – это инструмент добровольного саморегулирования потребительского рынка. Ассоциация компаний розничной торговли подписала его в декабре 2012 года. Среди подписавших Кодекс – ассоциация «Русбренд», «Союзмолоко», ассоциация «Руспродсоюз», Национальная мясная ассоциация, Рыбный союз, Ассоциация производителей и потребителей масложировой продукции, Комитет по потребительскому рынку ТПП РФ, Союз потребителей РФ.
«Среди актуальных тем, которые мы намерены отразить в кодексе в первую очередь, – установление обязательства торговых сетей по продаже продукции отечественной легкой промышленности. В перспективе это должно привести к тому, чтобы на полках торговых сетей появилось не меньше 30% отечественных товаров. Кроме того, предполагается увязать сроки расчета за продукцию со сроками ее реализации, а также создать инструмент для внесудебного и своевременного разрешений конфликтных ситуаций между производителями легкой промышленности и торговыми сетями», – сказал Виктор Евтухов в своем докладе. Предполагается, что к кодексу присоединятся крупные предприятия отечественной легкой промышленности.
Виктор Евтухов также предложил ритейлерам устраивать дни российских товаров и сообщил о создании специального знака, который помог бы покупателям выбирать продукцию отечественного производства. «В настоящее время прорабатывается вопрос о создании товарного знака, нанесение которого на продукцию будет означать, что данный товар качественный и произведен на территории Российской Федерации из преимущественно российских компонентов», – отметил заместитель главы Минпромторга России.
Представители торговых сетей говорят о том, что положительно оценивают эти инициативы, но указывают на то, что отечественным производителям придется уделить особое внимание вопросам ценообразования и логистики.
«Пока механизм детально не прописан обсуждать его преждевременно, – говорит представитель X5 Retail Group Владимир Русанов. – В целом же мы позитивно оцениваем эту инициативу. Хотя сразу возникает ряд вопросов, которые требуют уточнения. Например, если компания российская, а производство размещает в Китае, можно ли считать ее отечественным производителем?»
По словам Владимира Русанова, возникают вопросы и к тому, смогут ли отечественные предприятия поставлять товар в нужный срок и в тех объемах, которые потребляют торговые сети. «Предприятиям необходимо будет поставлять товар в больших объемах и по бесперебойному графику, как того требуют торговые сети», – сказал представитель X5 Retail Group.
Против введения подобных квот не возражают и в российском подразделении международного ритейлера – «Ашане». «Мы положительно оцениваем это предложение, так как всегда стремимся к тому, чтобы в наших магазинах продавались товары местных производителей», – сказала директор по внешним коммуникациям «Ашана» Мария Курносова.
По словам экспертов, российская легкая промышленность находится в непростом положении и необходимы комплексные меры для ее поддержки.
«В 2012 году в отечественной легкой промышленности было зафиксировано падение объемов производства, которое объяснялось как насыщением рынка, так и нехваткой сырья, высокой базой прошлого года и конкуренцией со стороны иностранных производителей», – говорит аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина. «Инициатива Минпромторга мне кажется неплохой, однако начать стоило с привлечения инвестиций в легпром, так как обеспечить потребности этот сектор сможет только после качественной модернизации», – считает эксперт.
По словам аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, с учетом высокой зависимости от импорта, сравнительно низкого уровня развития внутреннего производства и сложной логистики далеко не во всех товарных группах и не на всех локальных рынках квота в 30% может быть реально обеспечена за счет продукции внутреннего производства. «Кроме того, необходимо учитывать, что даже административное выделение подобной квоты в ассортименте торговых предприятий вовсе не обязательно будет гарантировать сопоставимый рост продаж – конкурентоспособность российской продукции в основной массе остается сравнительно невысокой. В случае реализации негативных сценариев эти факторы и вероятно целый ряд других частных причин будут приводить к росту издержек профильных участников рынка розничной торговли, которые последние постараются в значительной степени переложить на конечного потребителя», – резюмировал эксперт.